Источник

Ефес

Ефес – главный город Иконии в Малой Азии близ устья Каистра (ныне Кючюк Мендерец); служил средоточием для всей торговли передней Азии. Особенно славился Е. храмом Артемиды Дианы. Сожженный Геростратом в 365 году, он был снова выстроен с еще большим великолепием. В честь Артемиды в Е. устраивались большие празднества. Сюда пришел ап. Павел в конце своего второго путешествия и пробыл здесь немного времени, оставив Акилу и Прискиллу. (Деян.18:19–26). А во время третьего путешествия он пробыл здесь более двух лет (Деян.19 гл.) и, возвращаясь из Греции в Иерусалим, призвал в Милет пресвитеров ефесской церкви. К этой же церкви он писал из Рима послание, переданное Тихиком. В Е. долгое время жил ап. Иоанн, до и после изгнания на остров Патмос. При перечислении церквей в Апокалипсисе (Откр.2:1–7) имя церкви ефесской стоит на первом месте. Здесь же по преданию ап. Иоанн кончил жизнь. Первым епископом Е. был Тимофей, поставленный апостолом Павлом. Впоследствии епископы Е. получили патриаршии права. Вследствие заноса гавани Е. илом, город потерял свое прежнее значение. В XIII веке он был взят и разорен турками, и теперь на месте Е. стоит жалкая турецкая деревушка Айя Селук (святой Богослов). Кроме 3-го Вселенского собора в Е. были следующие наиболее замечательные поместные соборы: 1) в 196 г. под председательством Поликрата Ефесского в Е. состоялся собор епископов Малой Азии по вопросу о праздновании Пасхи; на нем, вопреки желанию папы Виктора, было постановлено держаться прежней практики и праздновать Пасху 14 нисана (Евсевий, Церк. ист. V, 24); 2) в 400 г. Иоанн Златоуст по просьбе малоазийских епископов собрал в Е. собор, низложивший 6 малоазийских епископов за симонию и избравший нового митрополита в Е. Гераклида (Mansi, Coll. conc. III, 992); 3) под председательством Василия Е. по делу Вассиана, впоследствии епископа Ефесского (ibid. V, 1203; VII, 274, 274): 4) так называемый разбойничий собор (σύνοδος ληστρικὴ; 5) в 475 или 477 монофизитский Александрийский патриарх Тимофей Элур собрал в Е. собор, на котором многие епископы, даже не из числа монофизитов, протестовали против постановлений Вселенского Халкидонского Собора, отменили те преимущества, которые были предоставлены Константинопольской кафедре, снова дали права экзарха ефесскому епископу и низложили Акакия Константинопольского (Евагрий, Церк. ист. V, 3, 6; Mansi VII, 1013 и сл.).

Литература. Солярский, «Опыт библейского словаря собственных имен», I, С. Терновский, «Из церковно-исторической географии», «Правосл. Собес.», 1900 г., I, стр. 562–572.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle