Источник

Ерастианизм

Ерастианизм – теория касательно отношения между церковью и государством, по которой безусловное главенство должно принадлежать государству. Свое название теория получила от Фомы Ераста, который род. в Бадене в Швейцарии 1524 г. и ум. 1 янв. 158З. Получив общее образование в Базеле, он затем изучал философию и медицину в Болонье и Падуе, был профессором медицины в Гейдельберге и Базеле, прославился своей медицинской практикой, а как ученый естествовед успешно ратовал против астрологии, алхимии и магии Парацельса и его школы. Но более всего он прославился как богослов, в каковом отношении, преимущественно, и стал известен впоследствии. Он был учеником Цвингли, принимал деятельное участие в конференциях в Гейдельберге 1560 г. и в Маульбронне 1564 г.. и в споре о причащении энергично защищал швейцарский взгляд против лютеранского пастора Марбаха. Несколько позже ему пришлось защищать учение своего учителя против кальвинистов по вопросу о церковном управлении. В Гейдельберге появилась кальвинистическая партия, которая задалась целью ввести чисто пресвитерианскую конституцию в церковном устройстве и управлении. Ераст сильно противодействовал этой затее, но напрасно, и сам же сделался первой жертвой нового режима, так как по обвинению в тайном унитаризме был подвергнут отлучению. Хотя через пять лет он и был вновь принят в церковное общение, но это событие навсегда отравило ему душу и он порешил сокрушить церковную тиранию. С этою целью он написал сочинение, которое, впрочем, было издано только через шесть лет после его смерти под заглавием – на лат. яз.: «Объяснение важнейшего вопроса о том, основывается ли отлучение на бож. повелении, или же измышлено людьми». В этой книге, найденной в посмертных бумагах автора и написанной, по обычаю того времени, в форме тезисов, Ераст старается доказать, что отлучение не есть бож. установление, что церковь не имеет власти установлять законы или давать указы и налагать наказания какого бы то ни было рода, что грехи христиан известного вероисповедания могут подлежать только ведению гражданского правительства, как и всякие проступки вообще. Книга произвела в свое время большую сенсацию и против нее выступили знаменитые богословы, как, напр., Беза. В переводе на англ. яз. она получила широкое распространение в Англии, так как идеи ее соответствовали английской тенденции в пользу преобладания государства над церковью. Там под ее влиянием образовалась особая партия, которая на Вестминстерской ассамблее под влиянием таких видных богословов, как Селден, Ляйтфут и др., приняла идеи Ераста. С того времени под названием ерастианизма стала подразумеваться всякая, вообще, тенденция, направляющаяся к порабощению церкви государством.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle