Источник

Енкратиты

Енкратиты. В истории христианских ересей енкратитами назывались те христиане, которые воздерживались от мясной пищи, опьяняющих напитков и брака. Это явление свойственно не одному христианству. Климент Александрийский (Strom. I, 15, 71), сравнивает Е. с индийской сектой сарманов, Игиполит – с циниками. Сюда же можно отнести назареев и ессеев. Нельзя считать Е. особой сектой. Это было, скорее, известное направление нескольких сект с различными догматическими воззрениями. Евсевий считает основателем Е. Татиана и причисляет их к гностикам. Ириней указывает на Сатурнила и Маркиона, как на основателей учения Е. Ипполит говорит, что учение Е. о Боге и Христе согласно с учением церкви. Климент в третьей книге Стромат не считает Е. особой сектой, а сообщает только об Юлии Кассиане, которого он называет основателем докетизма, что он писал περὶ ἐγκρατείας ἤ περὶ εὐνουχίας, и приводит три отрывка из этого сочинения, написанных в духе Е. В этом же духе написано было Евангелие к египтянам. Епифаний посвящает Е., очень многочисленным в его время, особый отдел (Наеr. 47 περὶ ἐγκρ.). Он упоминает о дуализме Е., говорит, что они включали в состав канона деяния Андрея, Иоанна, Фомы и другие апокрифы, а многие места Ветхого Завета исключали, сообщает, наконец, что для евхаристии они употребляли воду вместо вина. Быть может, Е. можно отождествить с аквариями и гидропорастами (aquarii, ὑδροπαραστάται), о которых упоминает Августин (Наеr. 64; Praedestin. 64) и кодекс Феодосия (Cod. Theodos. XVI, 5).

Литература. Hilgenfeld, «Ketzergeschichte des Urchristenthums», Leipzig 1884.

С. Троицкий


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle