Источник

Древность рода человеческого

Древность рода человеческого. На основании числовых данных, представляемых Библией, обыкновенно, полагали и полагают, что древность человека не превосходит приблизительно 8 тысяч лет. По мнению некоторых современных ученых, эта древность обнимает собою несколько сот тысяч лет. Чтобы действительно правильно оценить взаимоотношение данных Библии и науки относительно древности человека, нужно предварительно точно выяснить значение тех и других. Числовые данные Библии написаны под воздействием Св. Духа. Но 1) цифры могли быть изменены переписчиками, 2) цифры Библии имели своим предметом не хронологию, а другие высшие цели, так что и по воздействию Св. Духа цифры ставились не такие, какие были бы нужны для хронологической точности. Иногда между цифрами Библии открывается только приблизительное согласие, заставляющее предполагать за ним лишь приблизительную точность; иногда открывается прямое разногласие, доказывающее испорченность текста (ср. 2Цар.8:4 и 1Пар.18:4; также 2Цар.10:18 и 1Пар.19:18). Различные библейские тексты представляют собою значительные варианты. Иногда цифры стоят в некотором несогласии с рассказом. В Быт.17:17 Авраам выражает удивление и недоумение относительно возможности столетнему иметь детей, причем в тексте слышится заметное подчеркивание слов: «столетнего» и «девяностолетней». Но каким образом возможность такого явления представляется Аврааму сомнительною, когда дед его Нахор (согласно первоначальному тексту 70-ти) родил сына Фару (отца Авраама), имея 179 лет от роду, когда при Аврааме был жив еще Серуг, родивший сына (Нахора) 130 лет. Едва ли недоумение отца верующих направилось бы на цифру 100 или 90, если бы он имел пред глазами такие примеры. Все это подало основания для гипотезы, что цифры книги Бытия, показывающие годы рождения патриархов, не принадлежат богодухновенному автору ее, что они представляют собою вставку позднейших переписчиков, вставку, видно, прямо преследующую цели хронологические, т. е. цели, собственно, чуждые божественному Откровению, что в первоначальном тексте книги Бытия стояло только, что такой-то патриарх родил такого-то и что всех дней его было столько-то. В Новом Завете ев. Матфей говорит: «Иорам родил Озию», но из книг Царств и Паралипоменон мы узнаем, что Иорам родил Охозию, Охозия родил Иоаса, Иоас – Амасию, Амасия – Озию. Все эти примеры показывают нам возможность того, что перечисляемые в книге Бытия до- и послепотопные патриархи не представляют собою непрерывного ряда поколений, но что, может быть, между перечисленными лицами опущено более или менее значительное число посредствующих членов. Все это побуждает некоторых смотреть на генеалогические таблицы кн. Бытия так, что в них перечисляются в преемственном порядке только наиболее знаменитые из предков человечества. Таков взгляд новый на библейскую хронологию. Он защищается и разделяется многими. Мы изложили его в том виде, в каком он является не стоящим в противоречии с Библией и с учением православной церкви. Если таким образом Библия не дает бесспорных основавший для того, чтобы ограничивать древность человечества 8 или 7, 5 тысячами лет, то, с другой стороны, должно признать, что наука не дает бесспорных оснований и для того, чтобы значительно расширить эту древность. Большою известностью пользуется хронология Г. Мортилье (ум. 1898 г.). Предшествовавшая современной геологическая эпоха носит имя ледниковой. Мортилье выходит из предположения, что она продолжалась 100 тысяч лет (на произвольном предположении чрезвычайной медленности геологических явлений в прошедшем) и что человек существовал еще задолго до нее, и по окончании ее протекло тысяч 60 лет. Нельзя отрицать того, что его относительная хронология (принятая им последовательность без решения вопроса о продолжительности) много помогла систематизации накопившихся фактов, но за всем тем его положительная хронология безусловно должна быть признана ошибочною. Вот наиболее вероятное объяснение ледниковой эпохи и определение ее хронологической даты. Земля движется по эллипсу, в одном из фокусов которого находится солнце, ось земли в этом движении наклонена к плоскости эклиптики под углом 23° (отчего происходит, что в одно полугодие одно полушарие бывает больше наклонно к солнцу, в другое – другое). Когда земля приближается к солнцу, она двигается быстрее, когда удаляется от него – медленнее. В самом близком расстоянии от солнца (в перигелии) земля бывает в декабре, в самом далеком (в афелии) в июне. От неодинаковой скорости движения земли происходит то, что в том полушарии, которое бывает наклонено к солнцу, когда она движется быстрее, лето бывает на 4 суток короче, в противоположном полушарии на 4 дня будет короче зима, – от этого в одном полушарии – в настоящее время в северном – в году на 8 суток теплых более, чем в другом (южном). Кроме этого, заметим, южное полушарие в году будет подвергаться, в общем, более сильному притяжению, чем северное. Из этого вытекают очень важные следствия: 1) температура в южном полушарии будет несколько холоднее, чем в северном; 2) приливы, производимые притяжением луны и солнца, вследствие сильнейшего действия солнечного притяжения, будут в южном полушарии сильнее. Увеличение количества воды на юге влечет за собою чрезмерное усиление испарений, а это – чрезмерное понижение температуры. Вода и холод должны воцариться на юге. Это мы и имеем на самом деле. Но теперь заметим, что более сильному притяжению, чем северное полушарие, южное подвергается не 10.500 лет, а около 6900 лет и будет подвергаться еще 4000 лет. Вследствие предварения равноденствий в каждый последующий год в известное число мы находимся не на том месте земной орбиты, на котором мы находились в предыдущий год, а отодвигаемся от него на 50«. Из этого вытекает, что не всегда в месяцы от сентября до марта южному полушарию приходилось занимать положение, ближайшее к солнцу, но было время, когда в таком же положении находилось северное полушарие, ибо, если теперь зима у нас начинается 10 декабря, то назад тому 10.500 лет в этот день у нас начиналось лето, а еще 10.500 лет так же, как и ныне, в этот день начиналась зима (в земной орбите – 1.296.000», – разделив это число на 50« получим 25.920 лет, но вследствие планетных притяжений нутация земной оси совершается скорее – в 21.000 лет; в этот период и времена года возвращаются к прежним числам). Астрономия показывает нам, что сильнейшее притяжение для южного полушария началось 5901 (считая от 1900) год назад. Назад тому 11.146 лет, значит, был maximum холода, и назад тому 5209 лет еще была у нас в Европе ледниковая эпоха. Если даже допустить, что человек пережил в Европе самое сильное напряжение холода, и тогда появление человека на земле нет оснований отодвигать далее 13 тысяч лет тому назад. Но, по мнению авторитетнейших исследователей в данном вопросе (Пенка), человек является только в конце ледниковой эпохи, по мнению же некоторых (Арслена), в Европе он является после нее. Цифра, получаемая таким образом для обозначения древности человека, близко подходит к той, которую извлекают из текста 70-ти. Против получаемой таким образом хронологии пытаются выставлять возражения со стороны геологии и палеонтологии. Указывают, каким постоянством отличаются во многих местах флора и фауна, как медленно совершаются геологические изменения. Прилагая этот масштаб к прошедшему, и полагают, что геологические и палеонтологические изменения, среди которых жил человек, совершались в течение сотен тысячелетий. Но рассуждающие так упускают из виду другой громадный ряд фактов, свидетельствующий о возможности быстрой смены флор и фаун, и о быстрых геологических изменениях. Не так давно на основании геологических соображений свайным постройкам в Швейцарии приписывали давность сотен тысячелетий. Но лен, находимый в этих постройках, говорят, принадлежит к тому виду, который исключительно возделывался у древних египтян. Стеклянные предметы, найденные в свайных постройках, добыты, по мнению Котты, из Финикии, по мнению других, из Египта; все эти находки, во всяком случае, говорят о сношениях свайных обитателей с Азией или даже Африкой, но несомненно, что Западная Европа завязала такие сношения не более, как тысячи за две лет до нашей эры. Процветание Этрурии падает на время за 6–7 столетий пред P. X. Но обитатели швейцарских озер, конечно, не опередили этрусков на пути культуры. В ряду геологических исследований о древности человека, цифры, приближающиеся к тем, которые извлекались из Библии путем ее обычного толкования, были получены Арсленом на основании исследований долины Соны; но вычисления Арслена многие не находят убедительными, потому что он в данном случае пользовался тем же масштабом, который в других случаях сторонники недавнего появления человека на земле не признают, именно – исходил из предположения равномерности отложений наносов. Но вот, геологические расчисления Кервиллера для бухты Пенхуэсской несомненно истинны, так как они основаны на точном измерении годовых отложений, устанавливают факт, что грубый каменный век, который, обыкновенно, отодвигается за десятки тысячелетий, имел место на теперешней французской почве за 1000 лет до P. X. С геологическими изменениями, с переменою климата параллельно идет смена флор и фаун, но иногда последняя совершается даже быстрее первых. Из Западной Европы исчезает зубр, прежде широко распространенный, и сохраняется лишь в России – в Беловежской пуще Гродненской губернии. Птица моа, – вдвое больше страуса, судя но находимым останкам в Новой Зеландии, – перестала существовать немного времени тому назад, во всяком случае, немного столетий. В XVIII столетии на берегах Берингова залива исчезла rhytina stelleri (вид морской коровы), к 1768 г., между тем как за 18 лет перед этим она существовала еще в большом количестве. Додо или дронт на Маскаренских островах исчезает только в XIX столетии. В настоящее время много животных находится в Европе в стадии вымирания. Таким образом, с начала XVIII и до начала XX в. мы имеем право установить несколько периодов, пользуясь принципом смены фауны. Защитники учения о глубокой древности человека думают найти себе опору в факте существования резко различающихся между собою рас. Указывают, что расы изменяются очень медленно, что в настоящее время влияние климата на человека ничтожно. Но в настоящее время переселяющийся европеец стоит совсем в особых отношениях к природе и климату, чем древний переселенец. Он теперь заботливо охраняет себя от ее влияния, а тогда переселенец бесповоротно подчинялся ей. Как ребенок в детском возрасте способен изменяться гораздо быстрее и разнообразнее, так и человечество в первое время его существования должно было отличаться гораздо большею пластичностью, способностью отливаться в разнообразные формы, только в течение столетий эти формы под влиянием благоприятных условий фиксировались в различных странах различно. Факты показывают, что иногда и теперь изменения антропологического типа могут происходить весьма быстро, так что совершенно новая раса может образоваться в течение немногих столетий. Эдуард Ламберт, родившийся в 1717 году от совершенно здоровых родителей, был в течение всей своей жизни покрыт скорлупою почти в дюйм толщины, неправильно растреснутой в различных направлениях. Эта скорлупа создала ему прозвище человека-дикобраза. Его особенное свойство кожи наследовали все его 6 сыновей и кроме того, еще два внука. В семействе Кольбурна 4 поколения были полидактилические, т. е. имели пальцев более, чем сколько, обыкновенно, их имеют люди. Относительно семейств Ламберта и Кольбурна Катрфаж замечает: если бы потомства этих семейств были тщательно выделены, то могли возникнуть две новые человеческие расы: дикообразная и шестипалая. Говорят, что будто языки, на которых говорит человечество, для своего образования требуют многих тысячелетий. При обсуждении этого должно обратить внимание на 2 важных обстоятельства: 1) что даже у народов, имеющих литературу и грамматику – эти величайшие препоны для изменения языка, язык иногда в течение 1000 лет мог измениться до неузнаваемости; 2) что вне человеческой прихоти и вне изменения внесших условий есть нечто, что преобразует язык, изменяет самые его законы, как напр., вводит перемену гласных. Если теперь обратиться к человеку первобытному, постоянно перекочевывавшему с места на место и оказывавшемуся постоянно в новых условиях, не признавшему никаких норм языка, повиновавшемуся природе вообще и тому таинственному закону, который заправляет ростом и развитием языка, то ясно, что быстрому возникновению новых языков совсем не должно удивляться. М. Мюллер приводит свидетельства английских миссионеров о том, что в Америке у индейцев язык в немного лет изменяется до неузнаваемости; он указывает далее, что у кочевников Азии постоянно создаются новые языки и умирают старые. Подобно тому как в тех пустынях, по которым ходят эти кочевники, взметаются ураганом горы песку моментально и затем почти моментально же исчезают, так скоро создаются и затем исчезают их языки. Но американские индейцы и азиатские кочевники ведь не первобытные племена, а только племена, у которых не существует искусственных преград для удержания языка от изменения. Первобытного же человека должно представлять иным. Он по своей природе должен быть в высшей степени способен к изменчивости, должен был быть в высшей степени пластичным, и эта пластичность должна была неминуемо выражаться в изменении языка. Что в течение 5 тысяч лет от трех пар могло произойти 1500 миллионов людей, насчитывающихся теперь на земном шаре, и что они могли разделиться по всей земле, это не может быть оспариваемо. Наблюдение показывает, что народонаселение легко может утроиться в течение столетия. Спрашивается, сколь велико в таком случае будет число людей, происшедших от 3 пар в течение 5000 лет. Мы получаем цифру с 24 нулями, т. е. получаем тысячи квадрильонов. Эта цифра неизмеримо выше скромных 1500 миллионов. Отчего же это так, отчего человечество размножалось в прошедшем так медленно, несравненно медленнее, чем в настоящее время? Несомненно, что 1) оно размножалось в прошедшем быстрее; 2) что оно было здоровее, – значит, необходимо принять, что оно и гибло гораздо быстрее. Это, конечно, и было на самом деле. Подводя итог всему сказанному, должно признать, что построят ли хронологию на основании Библии или на основании данных строго научных, одинаково должно прийти к выводу, что, по всей вероятности, человечество живет на земле не более 10 тысяч лет.

Литература, Gabr. et Adr. Montillet – Le Préhistorique, 1900, многочисленный ряд статей в Revue des Questions scientifiques (1877–1902), принадлежащих Arslin’y, Lapparent’y, Jean d’Estienne’у (Kirvan), Hamard’у и др.; С. Глаголева – О происхождении и первобытном состоянии рода человеческого. 1894; его же – Мнимое открытие. Antropopithecus erecios «Богосл. Вестник», 1896 № 10); его же – «Древность рода человеческого» ( Странник 1904 янв.).

С. Глаголев


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle