Источник

Ежедневное богослужение

Ежедневное богослужение. По современному уставу православной церкви ежедневное богослужение состоит из вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, часов и литургии. Каждая из этих служб приноровлена к известному часу суток и, сообразно с воспоминаемыми на нем событиями, представляет неизменные, обязательные для каждого дня, молитвословия и песнопения. В этом составе и с указанными особенностями круг суточного богослужения сложился в первые века христианства. Так, о молитве в третий, шестой и девятый час упоминает писатель II ст. Климент Александрийский (Строматы VII кн., гл. 7); молитвы тех же часов, а равно, утренние и вечерние знают Тертуллиан и Киприан. «Третий, шестой и девятый час, говорит первый, обозначены в Ветхом Завете. Хотя апостолы молились в эти часы без Божьего повеления, но мы будем подражать им» (О молитве Господней, гл. XII). «Нам, замечает второй, указано молиться утром и вечером». В том же самом духе высказывается памятник IV в. – Апостольские Постановления. «Совершайте молитвы, читаем в нем, поутру, в час третий, шестой, девятый и к вечеру» (VIII кн., 34 гл.). Известный также из сочинений Иоанна Златоуста (14-ая беседа на 1-ое послание к Тимофею), Василия Великого (1-ое слово о подвижничестве), а равно, и из Testamentum: Domini nostri Iesu Christi (стр. 33), указанный круг суточных служб был принят не только на Востоке, но и на Западе, как об этом можно судить по уставу Бенедикта Нурсийского. Единственное отличие его от современного заключалось в том, что девятый час не имел еще самостоятельного значения, – сливался с вечернею. Этим и объясняется постановление 18-го правила Лаодикийского собора совершать на нем и вечерне одни и те же молитвословия. Что касается первого часа, то в IV ст., по свидетельству Кассиана, он был известен в одном вифлеемском монастыре, да и в нем служил продолжением утрени. Его установление было вызвано желанием лишить нерадивых монахов возможности употреблять на сон промежуток между утренею и третьим часом. От того же IV–V века сохранились первые по времени сведения о полунощнице (повечернице). Она следовала за вечернею, составляла молитву пред сном. На подобное значение указывают ее названия: «oratio post remo cum ad somnum nos conferimus» (Златоуст), «oratio dormitionis, cum cubitum itur» (арабские каноны), «προσευχῆ τῆς νυκτὸς ἀρχομένης (Василий Великий), «hora accedendae lucernae, i. e. ad ingressum noctis» (Testamentum). Продолжением повечерия являлась полунощница, упоминаемая под именем «ἀλεκτοροφωνία» (петело-возглашение) в 34 гл. VIII кн. Ап. Постановлений, «oratio mediae noctis» в Testamentum (стр. 33) и у Псевдо-Афанасия (О девстве 16, 20) и под названием «μεσονύκτειον» у Василия Великого. Приурочивая ежедневные службы к известным часам суток, христианская церковь следовала в данном случае примеру церкви ветхозаветной, которая освящала молитвою и богослужением вечер (Исх.12:6; Лев.6:5), шестой час (Пс.54:18), утро (Исх.30:7). Даже введение седмеричного числа служб едва ли не являлось выполнением слов псалмопевца: «седьмижды исповедахся Тебе». Но, избирая для своего богослужения то же, что и в Ветхом Завете, время, христианская церковь соединила с ним воспоминания о событиях из собственной истории. «Совершайте молитвы, говорит 34 гл. VIII кн. Апостольских Постановлений, в час третий, ибо Господь в сей час осужден Пилатом; в час шестой, ибо в Оный распят на кресте; в час девятый, ибо все по распятии Господа содрогнулось, ужаснувшись безумия нечестивых иудеев и не имея сил снести позора, причиненного Господу». Несколько иные воспоминания, удержанные и доселе, соединяет с данными часами Киприан. «В третий час, говорит он, снисшел Дух Святый; в шестой распят Спаситель; в девятый Спаситель одержал на кресте победу над грехом и смертью».

А. Петровский


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle