Источник

Евстафий Фессалоникийский

Евстафий Фессалоникийский давно был известен как превосходный комментатор Гомера и географа Дионисия. Тюбингенский проф. Тафель первый обратил внимание на другие стороны жизни Е., и его труды рисуют Е. как замечательнейшего деятеля XII столетия, резко выделяющегося из окружающей его мрачной обстановки. Родился он в Константинополе, год рождения неизвестен. Был монахом, а потом диаконом Великой (т.е. Софийской) церкви. В 1175 г. Е. был избран епископом Мир Ликийских, но еще до хиротонии Е. был назначен императорским указом митрополитом Фессалоники, где он и оставался до самой смерти, последовавшей между 1192 и 1194 годами. Современники удивлялись не столько его громадным богословским и филологическим познаниям и его красноречию, сколько его непоколебимому мужеству в деле защиты интересов веры и церкви. Он открыто выступил против императора Мануила, когда тот хотел выкинуть по политическим причинам проклятие бога Магомета из чина перехода в православие для мусульман. Когда норманны завоевали Фессалонику, Е. не воспользовался возможностью бежать, а остался вместе со своею паствой и сумел охранить ее от насилий и церковные святыни от поругания. В своих проповедях, дошедших до нашего времени, Е. вооружается против наследственных пороков греческого народа – легкомыслия и лицемерия. Против лицемерия Е. написал особое сочинение, в котором яркими красками нарисовал, как все области общественной жизни отравлены этим ядом. В «Обзоре монашеской жизни» Е. дает строгую, но справедливую оценку современного ему монашества, его ханжества, лицемерия и глубокого невежества, и указывает меры исправления. Монахи должны быть образцом для мирян и воспитателями их. Он славит столпников, но желает, чтобы они просвещали стремящийся к ним народ. Человеку, носившему вериги, он посоветовал носить, кроме того, броню правды и другие оружия, о которых говорит великий Павел. Само собою разумеется, что у Е. не было недостатка во врагах.

Сочинения Е. изданы Тафелем. См. Говоров, Евстафий, митр. Солунский, писатель ХII века, «Правосл. Собеседник» 1883 г., ч. I–III; еп. Порфирий, Проповедники в Греции, «Труды Киевской Д. Академии», 1800 г. т. I; Лебедев, Исторические очерки состояния византийско-восточной церкви от конца XI до половины XV века, изд. 2-е, стр. 426–439, Москва 1902.

С. Троицкий


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle