Гельветическое согласие
Гельветическое согласие – formula consensus ecclesiarum gelveticarum. Суровость, с которою Дортский синод (1618–1619 г.) определил учение о безусловном избрании и отвержении, возбудила реакцию во Франции, где протестанты жили, окруженные римскими католиками. Центром этого движения сделался Сомюр – местожительство Амирата, Каппеля и Плацея. Амират проповедовал гипотетический, или условный, универсализм: Каппель отрицал буквальную боговдохновенность еврейского текста Ветхого Завета; Плацей отвергал непосредственное вменение Адамова греха, как нечто произвольное и несправедливое. Эти идеи нашли себе приверженцев как во Франции, так и в Швейцарии; но в последней они встретили также и решительную оппозицию. Шпангейм писал против Амирата: Цюрих вызвал своих сынов домой из Сомюра и послал их для образования в ортодоксальный Монтобан. В 1649 г., Мор, преемник Шпангейма, но подозреваемый в принадлежности к либеральной партии, был принужден властями Женевы подписать ряд членов в форме тезисов и антитезисов, составивших первый зародыш «формулы согласия». Так как движение продолжало распространяться, то естественно возникла мысль, остановить дальнейшее вторжение таких новшеств через установление формулы, обязательной для всех учителей и проповедников. После продолжительного рассуждения между Гернлером Базельским, Гуммелем Бернским, Оттом Шаффгаузенским, Гейдеггером Цюрихским и другими, последнему было поручено составить формулу. В начале 1675 г. она была представлена пасторам Цюриха и в течение года была принята не только в Цюрихе, но и в Базеле, С. Галле, Гларусе, Аппенцеле, Мюльгаузене и проч. Она состоит из предисловия и 26 правил и дает ясное изложение различия между строгим кальвинизмом и школой сомюрской. Хотя и будучи произведением господствовавшего в то время схоластицизма, она отнюдь не столь исключительна, как можно бы предполагать: она не одобряет воззрений школы Сомюра, но и не объявляет их прямо еретическими. За пределами Швейцарии она никогда не приобретала авторитета и даже в самой Швейцарии постепенно вышла из употребления в течение следующего полувека. В 1722 г. Пруссия и Англия обращались к властям швейцарских кантонов с предложением об отмене формулы, ради единства и мира протест. церквей. Ответ был несколько уклончивый. Но, хотя эта формула никогда формально и не отменялась, однако, она постепенно совсем вышла из употребления.
Формула эта была впервые напечатана в виде приложения ко второму гельветическому исповеданию, в Цюрихе, 1714, затем 1718, 1722 и проч., и у Нимейера, Col. Conf. рр. 729–739. См. также у Шаффа, Т. I, 477, где дается полный английский перевод ее.