Источник

Гезениус

Гезениус Вильгельм – знаменитый ученый гебраист (род. в Нордгаузене, 1785 г.; ум. в Галле, 1842 г.). Он получил образование в Гельмштедте и Геттингене, где, под влиянием Эйхгорна, приобрел любовь к критическим и филологическим исследованиям. Свою общественную жизнь он начал в качестве доцента в Геттингене и в последующие годы любил рассказывать, что Неандер был его первым учеником по еврейскому языку. В 1810 г. он приглашен был в Галле, где и состоял до конца своей жизни, несмотря на сделанное ему приглашение сделаться преемником Эйхгорна в Геттингене. Лекции его были весьма популярны, и слушать их в одно время собиралось до 400 студентов. В интересе своих восточных исследований, он два раза ездил в Англию (1820, 1836 гг.). Из сочинений Гезениуса, заслуженной известностью пользуется его «Еврейский Лексикон», который вышел в 2 томах (1810–1812 г.). Его еврейская «Сокровищница» (в 3 том.) стала выходить в 1826 г., но была закончена лишь после его смерти под редакцией его ученика Редигера. Этот большой труд есть, действительно, сокровищница богатейших материалов из области еврейского языка Ветхого Завета; но нельзя не пожалеть, что, при своей основательной семитической учености, он не включал в нее форм послебиблейского еврейского языка. В 1813 г. вышла в свет его «Грамматика», в 1815 г. – его «История еврейского языка и письменности», и в 1818 г. «Lehrgebaude der Hebr. Sprache». Эти грамматические труды не пользовались такой же популярностью, как лексикографические, что отчасти зависело как от появления других трудов в этом же роде, так и от того обстоятельства, что автор в своем изложении не держался строгого филологического метода. В 1821 г. появился в 2 томах его комментарий на пророка Исаию. Это было как раз в конце того периода, когда безусловно господствовал рационалистический способ истолкования. Труд этот заслуживает внимания, как одно из лучших произведений этой школы, так как отличается филологическою основательностью, ясным изложением и знакомством с исторической критикой, как, равно, и свободой от догматической и апологетической предзанятости. Гезениус принадлежал к рационалистической школе, но отнюдь не был крайним партизаном, – в его сочинениях преобладает филологический элемент. Когда рационализм начал упадать в Галле, то он считался главным его представителем, как вследствие своего личного влияния на студентов, так и вследствие славы своей учености. Он был одним из главных лиц, против которых направлялось начавшееся в 1830 г. противорационалистическое движение, но он удержал свое положение, и жалобы прекратились. Вдобавок к упомянутым выше сочинениям, он издал еще «Опыт о мальтийском языке» (1810 г.), «О происхождении самарянского Пятикнижия» (1815 г.), «О самарянском богословии» (1822 г.), «Самарянские стихи» (1824 г.), «Путешествие Буркгарта (1823 г.), «Финикийские памятники» (1837 г.). Гезениус также много сотрудничал в Энциклопедии Эрша и Грубера, а также в «Галльской Литературной Газете». Грамматика его имела большое распространение даже и за пределами Германии, где она имела больше 25 изданий; русский перевод ее имел также несколько изданий.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 4: Гаага - Донатисты. - 1903. - [4] с., 1216 стб., 4 л. портр., карты: ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle