Доброклонский
Доброклонский Александр Павлович, магистр богословия. Сын протоиерея Павловского посада Московской губ., родился в 1856 г., окончил курс учения в Московской духовной акад. в 1880 г. со степенью кандидата богословия и в том же году после публичной защиты диссертации на тему «Сочинение Факунда, еписк. Гермианского, в защиту трех глав» получил степень магистра богословия. По окончании курса академии был назначен преподавателем в Пензенскую духовную семинарию, где прослужил с 1 авг. 1880 г. по февраль 1881 г., а с 1881 г. по 1892 г. состоял преподавателем гражданской и русской церковной истории в Рязанской духовной семинарии; в 1892 г. марте месяце перешел преподавателем в Московскую духовную семинарию и совместно с этой должностью с декабря 1892 г. состоял приват-доцентом Московского университета при кафедре церковной истории; с 2 окт. 1899 г. состоит и. д. экстраордин. профессора Новороссийского университета по кафедре церковной истории. Магистерская диссертация Д. «Сочинение Факунда, еиископа Гермианского, в защиту 3 глав. Историко-критическое исследование из эпохи V всел. собора», Москва 1880, в свое время обратила на себя внимание на Западе (см. Theolog. Literaturz. 1880, № 26, ст. проф. Harnack’a). Кроме того, перу Д. принадлежат много статей в период. изданиях. Из них отметим сл.: «Александрийская образованность, как сфера, благоприятствовавшая происхождению христианской Александрийской школы» («Чтен. в Общ. люб. дух. просв.» 1880. II); «Христианское учение Феодора Мопсуестского» (ibid. IV); «Отношение европейских правительств к католичеству и католической церкви во второй половине ХVIII в.» (ibid. VIII-IX); «Руководство по истории русской церкви» вып. I (1884), II (1886), 2 изд. Ряз. 1889; вып. III (Москва, 1889. Из «Душеп. Чт.» 1889), вып. IV (Москва, 1893, ibid. 1892–1893 гг.). Руководство это было одобрено учебн. комит., рекомендовано в качестве хорошего учебного пособия по предмету русск. церк. ист. в духовн. семинариях и удостоено, I-II вып. половинной, а IV – полной премии митр. Макария, выдаваемой от Св. Син. за учебн. пособ. (см. «Церк. Вест.», 1887, №10; Циркуляр по дух.-учеб. вед. 1892; №11 и др.). «Речь 6 апр. 1885 г. по случаю юбилея св. Мефодия Моравского» («Чт. в Общ. люб. дух. просв.» 1885, V – VI, перепеч. в Сборн. на память 1000-летн. юбилея св. Кирилла и Мефодия, Рязань, 1885); «Православно-католическая уния и воссоединение униатов в России» (ibid. 1889, XI); «Иноземные влияния, самодеятельность и прогресс в истории русской церкви» («Чтен. в общ. люб. дух. просв.» 1893, IV); «Религиозность в древней и новой России» («Душеп. Чтен.»,1893, ХII – 1894, II»); «Св. Стефан, епископ Пермский» («Моск. Церк. Ведом.», 1896, XVI); «О новооткрытых изречениях Иисуса Христа» (ibid. 1898, II) и др.