Диогнет
Диогнет – известен по одному из драгоценнейших остатков христианской письменности, именно «Посланию к Диогнету», которое по духу и форме едва ли имеет себе что-либо равное среди других произведений после апостольского века. Не новизна, однако, или богатство идей, ни глубина его догматических положений, ни острота апологетической аргументации дают ему столь выдающееся место в христианской литературе. Во всех этих отношениях оно не выше обычного рода произведений того времени. Производимое им необычайное очарование вытекает из той благородной простоты веры, которая воспринимает божественную истину христианства, как внутренний опыт, и из того совершенно классического образования, которое дает о себе знать в смелых и поразительных, но вполне гармоничных выражениях. Его богословская точка зрения есть точка зрения переходного времени, когда вера и знание, единые, по существу, уже начали, однако, противоборство между собой. В отношении формы послания это представляет собою ответ на ряд вопросов, предложенных Д. знатным и образованным язычникам касательно христианства и христиан; но в своем очерке христианской жизни и христианского учения автор не заявляет никаких притязаний на раскрытие более глубоких таин христианства. Сам автор неизвестен. В древнейшем манускрипте от XIII века, но разрушенном пожаром в Страсбурге (1870 г.), послание находилось вместе с несколькими (предполагаемыми) творениями Иустина, и прямо приписывалось ему. Но это невозможно. Слог этого послания и слог подлинных творений Иустина не может принадлежать одному и тому же лицу. Еще больше, пожалуй, различия между ними в отношении самых идей. Послание говорит о языческих богах, как просто идолах, сделанных человеческими руками; между тем как Иустин считает их символами, или даже действительными явлениями бесовских сил. Послание произносит весьма строгий и бесповоротный приговор иудейству, отрицая его божественное происхождение, его богооткровенный характер и нравственное значение его учений; между тем как Иустин ставит Ветхий и Новый Заветы в провиденциальную связь между собою. По своему происхождению послание, несомненно, относится ко II веку, хотя для этого и не имеется никаких внешних свидетельства. Новизна христианства и незнакомство с ним образованных язычников; господствующее чувство среди христиан, что они странники и пришельцы в этом мире; и ожесточенная враждебность по отношению к ним среди иудеев и низших классов язычников; постепенное возрастание церкви и усиление самосознания среди христиан, что они составляют соль мира, – все эти выдающиеся черты послания указывают именно на II век.
Послание это было впервые издано в Страсбурге, в 1592 г., и в новейшее время в Opera Justini, 1843 г.; 2-е изд. 1849 г. и с прим.; отдельно, Иена; 2-е изд., Лейпциг, 1852 г. Из новейших исследований послания можно упомянуть известное исследование Голленберга, Берлин, 1853 г.; Кренкеля, Лейпциг, 1860 г,; Дрезеке, Лейпциг, 1881 г., а также у Гарнака, в его «Хронологии древнехристианской литературы», I, 513.