Десятильник
Десятильник – церковно-правительственное должностное лицо в древней России, имевшее вначале обязанность собирать десятину из княжеских доходов в пользу епископов; но затем постепенно обратившееся в заведующего небольшой церковно-административной единицей – десятиной. В эту должность назначались лица духовные (в «правиле» митр. Кирилла II, 1274 г., говорится о поставлении «на мзде» Д., что могло быть только относительно духовного лица, – Русск. Истор. Библ.» VI, стр. 92); но с проникновением светского элемента в епархиальное управление и на эти должности стали назначаться бояре и боярские дети. Судя по историческим свидетельствам XVI и XVII ст., и в древней Руси Д. составляли одну из низших судебных и административных инстанций, не отличавшуюся, кроме того, правильностью и законностью действий. Больше всего злоупотреблений десятильники допускали по сбору многоразличных даней с духовенства, что и побудило псковское духовенство отнять у них эту функцию и учредить новую должность поповского или соборного старосты (о нем – в своем месте). Затем реакция против светских архиер. чиновников вообще и Д. в частности возбудилась в Ростове (обличения епископов в том, что они «назирают» церковь «по царскому сану земного царя» – светскими людьми «мирским воинством», были высказаны ростовск. священником Георгием Скрипицею, – см. «Чт. Общ. ист. и древн. российск.» 1847 г.) и в других городах. Стоглавый собор 1551 г. предоставляя архиер. боярам суд по делам гражд. характера, ведавшимся церковью, и воспрещая им касаться чисто духовных дел, постановил, чтобы и в десятинах служилые архиер. люди довольствовались делами гражд. суда, не касаясь суда по делам духовным (гл. 68). Эти последние, по определению собора, должны были ведаться самими святителями или уполномоченными, или духовными лицами; на долю же Д оставлено лишь назначение срока для явки на этот суд («а в духовных делах, Д. не судити никого, а прочити им пред святители ставитись и святители их сами судят, или кому повелят от священных», – А. И. т. I. № 155, стр. 276). Кроме того, этот собор сделал повсеместным явившийся во Пскове вышеуказанный институт поповских старост, придав им в помощники десятских священников. Благодаря этим мерам, от Д. отпал целый ряд обязанностей, а именно: сбор дани и пошлин (между прочим, для сбора венечной пошлины и для наблюдения за законностью брачных сопряжений были введены закащики, о которых – в своем месте), наблюдение за правильностью церк. пения, за трезвым и добродетельным поведением духовенства, за усердием православных христиан к церкви Божией и за тем, имеет ли духовенство приходов данной десятины установленные ставленные грамоты (хотя последняя функция в отношении городского духовенства осталась и после этого за Д.,–69 гл. Стогл. соб.). Несмотря, однако, на стремление Стоглав. собора оставить за Д. одну судебную функцию, они продолжали пользоваться всеми прежними своими правами и значительно позже. Так, собор 1675 г., подтверждая запрещение мирским людям вмешиваться в дела церковные, о Д. говорит, между прочим, так: «для тех денежных сборов и церковных даней, и для всяких архиерейских доходов посылаемы были с наказы Д. наши дворяне и дети боярские..., а от них объявилось всякое бесчиние ко священному чину, налоги и обругательства, и убытки, сверх указных статей имали лишние сборы: того ради тех мирских людей не посылать», и только на «непослушников и непокорников» собор дозволил посылать и Д. (А. А. Эксп. IV, № 204). Но, очевидно, посылки Д. и злоупотребления их продолжались и после, так как, например, в самом конце XVII в. Петру В. была подана жалоба на возмутительные злоупотребления Д. сибирского митрополита (П. С. 3. № 1601). В начале 18 ст., с уничтожением, архиер. служилых людей, исчез и Д., обратившись в «духовных дел управителя». Как при Д., так и при поповских старостах существовало особое учреждение – десятильнич двор, на котором производились «розыски» по всем делам, входившим в круг церк. компетенции, хранились копии с подлинных дел, сказок и розысков, производившихся в десятине и препровожденных затем в архиер. разряд (А. А. Э. IV, № 285; Инстр. патр. Адриана п. 34.).
Литература. Церк. история преосв. Макария и Филарета, заметка касательно устройства древн. Новгородской иерархии – Прав. Соб. 1863 г. I, 174, 244; Неволин, Образование управления в России от Иоанна III до Петра В.; Лохвицкий, Очерк администрации в древней Руси, «Русск. Вести». 1857 г.; Каптерев, Светские архиер. чиновники в древней Руси. Μ. 1874 г.; Перов. Епархиальные учреждения в русской церкви в XVI и XVII вв. Рязань, 1882 г.; Розанов., История моск. епархиального управл. Μ. 1869–71 гг.; Суворов, Курс церк. права, т. I. Ярославль, 1889 г.
Н. Μ.