Источник

Десное Братство

Десное Братство, русская секта., иначе называемая «Сионскою вестью» и сектою «иеговистов». «Д. братством» эта секта было названа самим основа­телем ее; название «Сионская весть» при­надлежит, собственно, одной изт, символи­ческих книг, сектантов; ныне сектанты именуют себя преимущественно «иегови­стами».

Основателем секты был штабс-ка­питан артиллерии Николай Созонтович Ильин, человек с образованием и не бездарный. Официально он значился сы­ном солдата; но сам Ильин называл своим отцом шведского генерала Паткуля, а матерью – польскую уроженку Тенчинскую, и считал себя рожденным вне брака. В молодых годах Ильин неко­торое время был в Полоцке в иезуит­ском коллегиуме, потом поступил в военную службу и жил сначала в Орен­бурге, потом на Баранчинском заводе Пермской губернии. Еще в 1842 г. он уже выступил сотрудником тогдашнего журнала «Маяк», мистическим направле­нием которого вообще очень увлекался, и в предисловии к одной статье провел мысль о необходимости объединения всех вер под знаменем одной «миротвор­ной, брато-пророческой, клеврето-ангельской веры». В 1846 г., живя на Баранчинском заводе, Ильин выступил с устной пропагандой и уже совершенно открыто стал нападать на православную церковь. За это он был предан суду и в 1856 г. сослан в Соловецкий монастырь. Здесь он прожил семь лет и все время продолжал свою пропаганду. «Бог моей рукой, – говорит Ильин, – написал книг до ста, силою святою рассыпал их просто». Еще на самых первых порах в пределах Екатеринбурга у Ильина нашлись два помощника: некий К. П–в, служивший в уральском горном управлении, сын священника, студент семинарии, и бывший лесничий Нижне-Туринского завода Л–н. Подобно этому, нашелся помощник и в Соловках – в лице караульного солдата, который способствовал распространению тетрадей Ильина. Из Соловков Ильин был переведен в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, а в 1883 г. помилован и препровожден в Курляндскую губернию, где и умер, в 1890 г. Живя в Митаве, Ильин и здесь продолжал свою пропаганду, писал сочинения и рассылал по разным местам письма. Писал Ильин частью прозою, частью стихами; сочинений его сохранилось не мало и все они пользуются у его последователей большим уважением. Самое видное сочинение, в котором Ильин сделал свод своего учения, называется «Луч света рассвета» или «Сионская весть».

В основу своего учения основатель «Д. братства» положил пророческую новозаветную книгу Апокалипсис. Видя в ней изображение настоящего состояния людей, Ильин называл ее «книгою с неба», и добавлял, что «по разуму даже и китайцу ясно, что противник Христу тот христианин, который говорит или учит противно словам Христовым в той книге». Поэтому в уста своих последователей Ильин влагает следующую песнь: «Преобразился Ты, наш Господь Исусе, на острове Патмосе, открыл нам Твою человеко-божескую славу и мироправительный план Твой, показал нам ясно и понятно, что будет, происходить в мире сем, какие появляться будут христианства и деспотизные шарлатанства. Себе и своим последователям Ильин, приписывал особый дар прозрения, при помощи коего и толкуется Апокалипсис.

Учение Ильина представляет смесь мистицизма, материализма, еврейства и социализма. В одной из своих статей, озаглавленной: «Рожон, выставленный от новозаветных иудеев против христианской Езавели», Ильин на вопрос: «кто такие боги»? – отвечает: «люди же, только бессмертные и просвещенные таинствами натуры, музыкою и разными языками, короли, бессмертные мудрецы, или маги». Поэтому и еврейский бог есть человек же, хотя, в то же время, он и бог богов: он ходил, ел и пил, говорил лицом к лицу с людьми; он имеет как душу, так и все части человеческого тела; имя его – Егова, что значит «наимудрейший мудрец из всех мудрецов». Иисус Христос есть «распятый Егова, человеко-бог, простой еврей», родившийся естественным образом. Точно также говорят и современные иеговисты. Вашего Духа-Бога, возражают они православным, если за тысячным солнцем еще квадриллион верст пройдешь, то и там не найдешь. А наш бог ходит по земле и заходит к друзьям своим, ужинает у них, вместе с ними, подобно тому, как он заходил к Аврааму и обедал у него под дубом и после ходил и стоял с ним у Содома, боролся с Яковом, заходил к Мельхиседеку, к Адаму и Еве, к Каину и Авелю, Иову, Магомету, обедал на Синае с 75 израильтянами, перстом своим написал скрижали. Наш бог – человек, и даже еврей, и даже обрезанный, но только предвечно бессмертный; он воскрешает своих друзей и делает их такими же неумирающими». О человеке Ильин учил: «на деле каждый видит, что всякому человеку такое же назначение в природе, как и подобным ему обезьянам, и другим животным и растениям, т. е. зарождаться, возрастать до определенной величины и снова уничтожаться, или разлагаться на составные первоначальные элементы: вот почему и по прошествии многих тысячелетий никто никогда не видел бессмертного человека». Свою общину Ильин мыслил в образе «новозаветного», или «возрожденного», иудейства. Именно – возрожденного, потому что настоящих евреев он называл «сонмищем станинным», народом негодным и непокорным Богу. Отсюда, с одной стороны, Ильин заповедовал некоторые еврейские установления, например – праздновать субботу, не есть свинину; с другой – указал специальный «закон» новозаветно-иудейской религии, полагая его в особого рода любви. «Чтоб все мы шли бы без чинов, чтоб стали быть одной семьей; в свободном равенстве, в любви, чтоб в дружбе были все крепки; ласкались бы, как голубки». Ибо «только эгоисты могут говорить, что можно спастись от смерти, и, будучи богачом, господином, владыкою, властелином, или барином». Впрочем, главные чаяния иеговистов касаются не столько настоящего, сколько будущего. По их учению, уже и в настоящее время существует разделение людей на десных и ошуйных, но пока еще – только духовное, невидимое. Но настанет час, когда Господь произведет это разделение видимо, и тогда для десных откроется новое царство в Иерусалиме. Десные возлягут тогда с Авраамом, Исааком, Иаковом, пророками, апостолами, мучениками, и это вот что значит: в этом царстве будут рощи, сады, обилие плодов, золота, серебра, и наоборот – не будет «варварских наук», ни «школ рекрутских», «ни полиции, ни судей». «Всюду святость у людей; хороводы дам, девиц, кротких, мудрых, и певиц вьются божьим, вензелем и поют Ему об Нем; всюду слышится игра, аллилуиа и ура».

Продолжительность этого чувственного царства Ильин ограничивал тысячью лет. Последователи его говорят и о том, что будет после этой «тысячи». «После тысячи лет Егова совсем истребит сатану со всеми принадлежащими ему людьми, сделает новую землю в миллион раз большую этой, и поселится на ней с своими бессмертными людьми на 88 тысяч лет». На эту преобразованную, и притом, не один раз, землю будет спущен с неба город Иерусалим, с вымощенными прозрачным золотом улицами, каждая по две тысячи верст в длину, ширину и вышину; посреди этого города будет дворец Иеговы, из-под дворца будет протекать река по всем улицам, а на берегах ее будут расти дивные фруктовые деревья, питаясь плодами которых люди не будут, ни стареть, ни умирать, оставаясь – мужчины в возрасте 34 лет, а женщины 16 лет.

Применительно к такому пониманию настоящего и будущего устройства своей общины иеговисты крайне отрицательно относятся к существующему отечественному строю, – не только церковному, но и общественному, и государственному. Их отношение к Евангелию, к таинствам, к основным догматам христианства в высшей степени дерзкие и кощунственные до цинизма. Сам Ильин называл Новый Завет костью, брошенною для раздора, всех православных – детьми Езавели, волко-агнцами, талмудистами, ошуйными, отмеченными числом антихриста 666; православные храмы называл капищами, св. иконы – простыми досками, священников – торгашами. Подобно этому, синод и сенат Ильин считал за сонм губителей, царей – за деспотов, «чины и красные штаны – за дурь и прелесть сатаны, защиту вер войной, гоньбой – за зверство, за разбой». Весьма характерно в этом отношении сочиненная Ильиным «Эпитафия на православных кладбищах» в виде разговора «Езавели» с «Уранией»; осуждению последней здесь подвергаются цари и патриархи, ученые и журналисты, «попы» и монахи, чиновники и купцы, цеховые и крестьяне. При этом Ильин написал даже гимн под названием «Призыв братьев к сраженью на берегах Невы, в этой адской стороне»; этот гимн должно петь на голос «Чижик, чижик, где ты был». А «Утренняя заря в военных лагерях царя святых» прямо призывает иеговистов начать дело Сиона – «взять в десницу его меч, и врагов рубить и сечь, и направо, и налево, по примеру бы Халева, не щадя уж никого». В основе таких «призывов» лежит мысль о необходимости вести брань с «сатанинским миром», каковым иеговисты признают всех, не принадлежащих к их секте. И так как сектанты убеждены, что время таковой «последней брани» уже настало, то и не ограничиваются одною теоретическою проповедью. Ныне иеговисты уже открыто протестуют против общественных и государственных повинностей, не стесняясь подавать о том по начальству даже письменные заявления; кроме того, судебным порядком, константированы их покушения на жизнь православных при посредстве динамита. Все это показывает, что секта иеговистов, должна быть считаема вредною не только в церковном, отношении, но и в гражданском.

Что касается богослужебного культа, то, резко отрицая всю внешность православной церкви, Ильин заповедал своим последователям «ни церквей, ни алтарей не созидать, а на всяком месте Бога прославлять, ни обрядов, ни попов не сочинять, ибо каждый брат есть царь и иерей». Вместо этого, он указал на «хороводы и парады, разные хваленья, ибо это суть обряды богопрославления». Для этих хороводов составлены и особого рода гимны, которые должно петь на мотив обыкновенных, народных песен. Таковы, например: Эпитафия на православных кладбищах, – гимн двухорный с музыкою, на голос «Близ Ревеля барон, любитель псов»; Марш Лаодикийских победителей к Сиону, с, музыкою на голос: «Я посею, молода-младенька, цветиков маленько»; Благодарность к Богу от Лаодикийских победителей, с коленопреклонением., на голос: «Я вечер в лугах гуляла»; Догмат покаяния без духовника или Божба Божьей артиллерии, на голос «Чем тебя я огорчила». Для молитвы сектанты собираются по ночам в особом доме. Отвергая все таинства православной церкви, иеговисты не признают и брака, и живут просто с сожительницами.

Иеговисты существуют в губерниях Пермской, Оренбургской и Уфимской, и считаются ныне уже тысячами. Увлекается сектою простой народ, из крестьян, заводских мастеровых, отставных солдат, – и, конечно, потому, что ее учение проповедует заманчивое равенство людей и обещает вполне счастливое состояние на земле.

Перечень статей о секте «Д. братство» в 2 и 3 выпусках указателя О. Сахарова «Литература истории и облечения раскола». Новейшие статьи: проф. Н. Ивановского «Миссионер. Обозрение», 1899 г., кн. 1 и 4, и 1901 г., кн. 7, 9.

П. Смирнов.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 4: Гаага - Донатисты. - 1903. - [4] с., 1216 стб., 4 л. портр., карты: ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle