Источник

Давид имя нескольких грузинских святых

Давид – имя нескольких грузинских святых. Из них:

1) Давид был разбойником в пустыне Ермонольской, в Египте, в VI веке; раскаявшись в своих грехах, принял иноческий образ и скорбным путем постинических подвигов достиг царства небесного, удостоившись еще при жизни получить от Бога дар чудотворения. Пам. 6 сен.

2) Давид и Константин Аргветские. В первой половине VIII в. восстал против христиан арабский халиф Мурван, прозванный Глухим; разорив многие области греческого и армянского царств, Мурван напал на земли кавказские и, уничтожая все по пути, явился в область Аргветскую, где делами страны управляли родные братья Д. и К., наследственные князья Аргветские, просвещенные св. крещением. С большим мужеством христианское войско, предводимое братьями-князьями, встретило врагов и войско Мурвана было разбито. Тогда халиф вновь послал войско, чтобы отмстить грузинам; и, действительно, застигнутые врасплох грузины спасались бегством, но многие взяты в плен, в том числе и св. князья, и все христианское подвергнуто страшному разорению. Святые братья, приведенные к халифу, мужественно исповедали Христа и были жестоко биты за это железными палками. Затем Мурван лестью хотел склонить святых Д. и К. к магометанству и, после того как святые остались тверды в Христовой вере, снова били их и бросили на 10 дней в темницу, а потом Мурван приказал повесить их вниз головами, жестоко бить и, наконец, привесить им на шею камни и бросить в быструю реку Рион. Приказание исполнено было в точности в 730 году. Тела святых Д. и К. были вынесены рекою к левому берегу; отсюда, по указанно свыше, некоторые христиане взяли их и положили в каменной пещере, где они пролежали нетленными до царя Баграта Великого (1072–1117 г.), который случайно обрел их во время охоты явлением света над пещерою; выстроил церковь, именуемую доселе Моцамети, то есть мученическая, и основал монастырь в 6 верстах от города Кутаиса, где св. мощи Д. и К. нетленно почивают в одном гробе доселе и изливают доныне обильные дары исцелений (По некоторым данным мученики скончались в 741 г.). Пам. 26 янв.

3) Давид Возобновитель, св. благоверный царь Грузии, еще юным принял от своего отца, Георгия II (ум. 1088), Грузинское царство, разоренное от турок, персов и арабов, с церковью, страждущей от неустройств. Воспитанный своим духовником, прп. Арсением Икальтским, в строгих правилах христианства, царь Д., смирив гордых и непокорных в стране, водворил в ней внутренний мир. Затем, женившись на дочери кипчакского царя Гурандухте, с помощью кипчаков очистил Грузию от врагов и, с большим трудом и заботами объединив все части страны, возвратил ей внешний мир и благосостояние. Для исправления духовенства созвал собор, который ввел в церкви прежнее исполнение канонов и соборных уложений. Доставшиеся богатства послужили ему на восстановление и построение храмов, монастырей и школ для народа при них. Св. места Палестины, Синая и Антиохии до сих пор носят следы его забот и о них. Чтение Св. Писания, умерщвление плоти и другие подвиги были обычными для святого, и он достиг аскетического совершенства; его покаянный канон служит тому явным доказательством. За благочестие и святую жизнь Бог прославил царя Д. многими знамениями и призвал его в небесные селения; святой мирно скончался в субботу 1125 г. января 24 дня, и был погребен в основанном им Гаенатском монастыре в усыпальнице царей. Через несколько времени, по прославлении чудесами, св. мощи были вынуты и положены под престол соборного храма обители 26 января; в конце XIII в. царь Д. причислен к лику святых и составлена ему служба, поемая поныне. Пам. 26 янв.

4) Святые Давид и Таричан, дети-мученики, родные братья по крови, происходили из рода правителей Бассианской области в Армении. Отец их по имени Вардан и мать Тагина воспитали их в вере православной. По смерти Вардана власть и все имущество захватил брат Тагины Феодосий. Сам язычник, он принуждал и Д. с Т. оставить христианство, а когда св. дети, наставляемые матерью, многократно отвергли желание дяди, Феодосий умертвил благочестивых детей во время их игр на горе близ их жилища. Небесный свет озарил свыше телеса страдальцев, чем и были открыты св. мощи. Тагина, мать св. детей Д. и Т., затворилась и вскоре скончалась во святых подвигах. Это было в VII в. по Р. Хр. Пам. 18 мая.

5) Давид препод., основатель Давидо-Гареджийской обители, прибыл в Грузию со своим наставником препод. Иоанном Зедазнийским. При расселении учеников вел. аввы, для проповеди Д. избрал город Тифлис, обуреваемый огнепоклонниками, и поселился около города в пещере на западной горе. Живою проповедью и учением воссоздав новое христианство в Тифлисе, избегая клеветы языческих магов и шума мирского, свят. подвижник со своим учеником преп. Лукианом удалился в пустыню. Скоро весть об отшельниках разнеслась по окрестностям; в пустыню стало стекаться множество желающих принять иночество, и там со временем образовалась обширная обитель святых, подразделявшаяся на 12 обителей с пещерами, имевших великое значение для грузинской церкви. Проводя жизнь в величайших подвигах иночества, препод. Д. удостоился дара чудотворения, достиг глубокой старости и, извещенный свыше о своей кончине, мирно почил в 604 г. (а по друг. в конце VI века) и был погребен в своей пещерной церкви. Пам. 7 мая празднуется еще вместе с Иоанном Зедазнийским.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 4: Гаага - Донатисты. - 1903. - [4] с., 1216 стб., 4 л. портр., карты: ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle