Гюйон
Гюйон, Жанна Мари Бувье де ля Мот, известная представительница французского мистицизма; род. от благородных и богатых родителей в Монтаржисе, во Франции, 1648; ум. в Блуа, 1717. Детство свое она провела в урсулинском монастыре в Монтаржисе и в соседнем бенедикт. монастыре. Она была слабого телосложения и уже в раннем детстве обнаруживала наклонность к аскетическому мистицизму. Сочинения Франциска де-Сальского и мадам Шанталь имели на нее большое влияние. Когда она прочитала, как последняя выжгла у себя на груди имя Иисуса раскаленным железом, то и сама приколола иголкой кусок бумаги с надписью того же имени себе самой в грудь и носила его так. Родители воспротивились ее желанию принять монашество, и 16-ти лет (1664) она вышла замуж за Гюйона, которому было уже 38 лет. В своей замужней жизни она была несчастна вследствие ревнивости и суровости своей свекрови. У нее родилось пятеро детей; но муж мало сочувствовал ее религиозному энтузиазму. В это время она подвергала себя мучительному и продолжительному подвижничеству, бичевала себя настолько, что кровь ручьями текла из ран, носила пояс, истыканный железными шпильками, крючьями раздирала себе кожу, ходила с камнями в башмаках и лишала себя пищи и сна. Высшее светское общество, в котором вращался ее муж, она оставила совсем. В 1677 мадам Гюйон осталась вдовой с тремя детьми и, несмотря на брачные предложения, предпочла остаться вдовой. Переписка с патером Ла-Комбом, которого она встретила в Монтаржисе, и другие обстоятельства, заставили ее посвятить себя христианской благотворительности в Жексе, близ Женевы. Там она вступила в общество для обращения протестантов и избрала Ла-Комба своим духовником. Однако и это не удовлетворило ее, и, когда епископ предложил ей сделаться настоятельницей и обеспечить «общество» из своих богатых средств, она удалилась в урсулинский монастырь в Туне, где находился Ла-Комб. Ее жизнь там сделалась рядом видений, откровений, и проч. Когда Ла-Комб назначен был епископом Верчелльским в Пьемонте, мадам Г. отправилась вместе с ним в Турин, и это обстоятельство подало повод к разным сплетням на их счет. Вскоре затем Ла-Комб велел ей отправиться в Париж и сопровождал ее до Гренобля. Во время пребывания там, она начала составлять свой комментарий на Св. Писание и написала свои сочинения: «Краткий и очень легкий способ молиться» и «Песнь песней». Между тем, сам Ла-Комб обвинен был в грязных отношениях к мадам Г., и, так как он был последователем Михаила Молиноса, то был заключен в Бастилию. С этого времени, религиозные взгляды мадам Г. сделались предметом подозрения, и с нею обращались сурово. В 1688 г. она была заключена в монастырь в Фобурге Сен-Антуан, но впоследствии освобождена, благодаря влиянию мадам Ментенон. С 1688–1694 она, по большей части, проживала в Париже и часто ходила в воспитательный институт мадам Ментенон в Сен-Сире, где она пропагандировала свои воззрения, и сделалась предметом восторга и почтения. Там состоялась ее первая встреча с Фенелоном, которая повела к их сердечной дружбе. В 1694 состоялась встреча между ней и Боссюетом, самым влиятельным прелатом во Франции в то время. В том же году, вследствие разных жалоб и по настоянию мадам Г., назначена была комиссия из трех лиц – из Боссюета, епископа Ноэльского и аббата Тронсона, для исследования ее сочинений. Из них извлечено было тридцать положений, заключающих в себе заблуждения, от которых мадам Г. отказалась, получив, в свою очередь, удостоверение от Боссюета в ее католической правоверности. Так как она продолжала делать религиозные собрания в Париже, то 28 декабря 1695 была арестована, заключена в тюрьму в Венсенне, и позже в Бастилию, из которой, благодаря заступничеству Ноайелля, тогда уже архиепископа Парижского, она была переведена в Вожирар. Но когда письмо Ла-Комба (умершего умалишенным в 1699), в котором он призывал ее раскаяться в их взаимной интимности, попало в руки короля, то это повело опять к заключению ее в Бастилию. В 1699 Боссюет одержал полную победу над Фенелоном, добившись осуждения его «Правил святых», в которых он защищал воззрения мадам Г. В следующем году, церковный собор под его председательством, в Сен-Жермене, объявил личность мадам Г. безупречной. Результатом этого было то, что она была освобождена от тюремного заключения, но ей указано было жить со своим сыном в Дезьере, близ Блуа. По свидетельству очевидца (Де-Лабетри), она вела там примерную христианскую жизнь и через 15 лет скончалась. Постоянная страдалица, она ежедневно слушала мессу со своей постели и ежедневно же причащалась.
Мадам Г. и школа мистиков, или квиетистов, к которой она принадлежала, придавала особенно большое значение внутренней жизни и единению души с Богом, и учила, что наша воля может и должна совершенно потонуть в Божественной воле, – и, если мы проникнемся бескорыстной любовью к Нему, то и в этом мире возможно полное освящение. Внешние благочестивые упражнения и молитвы суть низшие стадии христианской жизни, и целью всякого верующего должно быть полное успокоение в Боге. В этих воззрениях заключалась тенденция к умалению значения внешней обрядности в религии, к подрыву авторитета церкви в пользу личности, и таким образом водворялся тот антиномизм, который и вызвал оппозицию Боссюета и других.
Мадам Г. была превосходная писательница. Кроме упомянутых уже сочинений, она написала «Духовные потоки» (Кельн, 1704), в котором сравнивает наши души, стремящиеся к Богу, с потоками различных степеней быстроты, и проч., текущими к океану; «Книги В. и Н. Завета переведенные, с объяснениями и размышлениями, касающимися внутренней жизни» (Кельн, 1713–15). Она издала также «Сборник духовных стихов» (Амстердам, 1689). О жизни ее, см. ее автобиографию: «Жизнь мадам Гюйон, написанная ею самою» (Кельн, 1720). Ее сочинения имели большое распространение и в России, были почти все изданы на русском языке и, соответствуя господствовавшему у нас в начале XIX века мистицизму, приняты были под свое покровительство обер-прокурором св. синода А. Н. Голицыным, и по его предписанию даже рассылались по церквам и монастырям. Только впоследствии, с ослаблением мистицизма, при обер-прокуроре Протасове они были повсюду отбираемы и возвращены в архив св. синода.