Гурьев Петр Викторович
Гурьев – Петр Виктор., магистр богословия. Высшее богословское образование получил в Московской духовной академии, где кончил курс со степенью кандидата богословия и с правом на степень магистра богословия, по защите диссертации. В апреле 1890 г. поступил на службу в канцелярию Св. Синода, в 1891 г. защищал диссертацию и был удостоен степени магистра богословия; в 1894 г. назначен старшим секретарем канцелярии Св. Синода; в 1900 г. переведен из канцелярии Св. Синода в училищный совет при Св. Синоде исполняющим обязанности наведывающего советом.
Магистерская диссертация его – «Феодор, епископ Мопсуестский» Москва 1890 г. В работе этой автору пришлось довольствоваться только краткими заметками древних писателей и документов о сочинениях избранного им церковного писателя, а также немногими отрывками из сочинений самого Феодора, какие дошли до нашего времени, и на основании таких незначительных данных, составить себе возможно точные и ясные представления о литературной деятельности этого писателя. «Автор разрешил эту задачу вполне удовлетворительно. Он не только дает сведения об утраченных сочинениях Феодора, но иногда очень остроумно восстановляет план и общий состав этих сочинений, пользуясь самомалейшими отрывками и заметками древних писателей и документов. Второе существенное достоинство сочинения состоит в том, что, несмотря на крайнюю скудость и отрывочность своих материалов, автор дает очень цельное и отчетливое представление о личности и деятельности Феодора: по сочинению автора действительно знакомишься с этим историческим деятелем... Равно и в других отношениях работа автора заслуживает одобрения. Каждый вопрос автор берет с самых главных сторон, не путается в деталях и дает всегда ответ, которым можно оставаться удовлетворенным; вопросы поставляются ясно и ответы даются не менее ясные. Везде в суждениях автора видны мера и границы». Язык сочинения точный и обработанный; во всем сочинении нельзя указать ни одной строки, которая бы казалась лишнею. «В изложении отдела догматических воззрений Феодора (стр. 241–344) заслуживает похвалы то, что автор, раскрывая мнение церковного писателя древности, не оставляет читателя в недоумении: как смотреть на то или другое из неожиданных мнений Феодора? В таких случаях, автор указывает воззрения на те же предметы православных отцов церкви (Вас. Велик., Григор. Бог., Иоанна Зл., Афанасия Вел. и др.)» (Из отзыва проф. А. Беляева. Журн. Сов. Моск. дух. акад. 1891 г., зас. 5 февр.).
Д.