Гозий
Гозий Станислав – известный польский кардинал и еп. Вармийский, сын баденского выходца, род. в 1504 г., в Кракове, детство провел в Вильне; учился в Краковском университете, довершил свое образование в унив. Падуанском и Болонском; в 1538 г. назначен королевским секретарем. Посвятив себя дух. званию, Г., в 1548 г., был назначен Кульмским, а в 1551 г. Вармийским епископом (в польской Пруссии), оба раза вопреки желаниям прусаков, видевших в назначении епископа-поляка нарушение их привилегий; в обеих епархиях Г. вступил в борьбу с протестантством (особенно в Эльбинге), не прекращавшуюся уже до самой его смерти. Не принадлежа, собственно, к составу польской церкви (Гнезнен. архиепископии), Г. всегда принимал самое деятельное участие в ее делах, являлся на ее провинциальные синоды, на Петроковском синоде в 1551 году составил для польских епископов исповедание веры, старался поддержать в их среде единодушие и ревность к борьбе с протестантами и просил папу прислать в Польшу нунция. Еще в 1551 г. король и епископы избрали Г. своим представителем на Триденский собор (вторая сессия); в 1558 г. сам папа Павел IV, желая воспользоваться его советами, вызвал его в Рим; в 1560 г., по поручению Пия IV, он съездил нунцием в Вену и склонил императора Фердинанда I согласиться на возобновление собора. В 1561 г. Пий IV возвел Г. в сан кардинала и назначил его одним из пяти своих легатов на Триденском соборе, где он и явился самым ярым поборником папских планов и идей. По возвращении (1564 г.) в Вармию, Г. опять взял на себя роль главного руководителя польской иерархии в борьбе с реформацией; добился вместе с нунцием Коммендоне принятия королем на Парчовском сейме (1564 г.) определений Триденского собора и издания эдикта об изгнании из Полыни иноверцев-иностранцев; старался поддержать всеми средствами разногласия в протестантском лагере; с этою целью на Люблинском сейме (1566 г.) сильно противился потребованному протестантами изгнанию антитринитариев из Польши и, хотя эдикт об этом изгнании издан был королем, настоял на объявлении, что этим эдиктом не признается законность других сект; постоянно стремился собрать в одно разрозненные силы польского католичества, в особенности же, помешать проекту созвания в Польше национального религиозного собора, в видах соглашения с протестантами – проекту весьма популярному среди умеренных католиков, имевшему на своей стороне даже примаса Уханского, не раз выдвигавшемуся в посольской избе; наконец, для большого успеха начавшейся уже в Польше католической реакции, он призвал (1564 г.) в Вармию иезуитов, основавших коллегию в Брунсберге, а его друг Коммендоне тогда же выхлопотал королевскую грамоту (1565 г.), разрешавшую иезуитам прибытие и в самую Польшу. В 1569 г. Г. уехал в Рим, но и оттуда продолжал направлять действия католической реакции в Польше, главным образом при посредстве иезуитов. В наступившее по смерти Сигизмунда-Августа безкоролевье (1572 г.), Г. сперва держал сторону Генриха Анжуйского, а после его бегства из Польши, имп. Максимилиана II, и лишь по смерти последнего (1576 г.) принес присягу в верности Стефану Баторию. В оба безкоролевья, ознаменовавшиеся сильной борьбой протестантов за свободу совести, он старался воспрепятствовать принятию новоизбранными королями Варш. религиозной конференции 1573 г., гарантировавшей эту свободу, и даже после данной королями присяги в соблюдении ее не переставал доказывать необязательность такой присяги, как вынужденной. В последние годы жизни Г. имел радость узнать, что польская католическая церковь, на Петроковском синоде 1577 г., торжественно приняла Тридентские определения и прокляла варшавскую конференцию. Возведенный папою (1573 г.) в сан Poenitentiarius Major, Г. ум. в 1579 г. Кардинал Г. был одним из наиболее типических представителей возрожденного католицизма. Безупречная нравственная жизнь, глубокая религиозность, доходившая до энтузиазма, аскетические подвиги, изобретательность в средствах к достижению цели, вместе с общепризнанной тогда ученостью Г., как нельзя более послужили ему в его исторической роли главного вождя римско-католической реакции в Польше. Наиболее важные из его сочинений: Confessio fidei catholicae christianae.
См. о нем «Хр. Чтение», 1885 г. Ср. «Rescius», Vita Hosii»; Eichhorn, «Der ermländische Bischof und Cardinal St. Hosius» (1854–1855 гг.); Жукович, «Кардинал Гозий и польская церковь его времени» (1882 г.). Письма Г. издаются Краковской акад. наук в «Acta Historica». Ср. энц. словарь Брокгауза-Ефрона под сл. Гозий.
П. Жукович.