Говоров
Говоров Алексей Вас. – б. экстраординарный проф. Казанской духовной академии по кафедре гомилетики и истории проповедничества, магистр богословия. Уроженец Воронежской губ., образование получил в Воронежской духовной семинарии и закончил в Казанской духовной академии, где получил в 1879 г. степень кандидата богословия с правом при искании степени магистра богословия не держать нового устного испытания. В том же – 1879 г., по защите pro venia legendi «Отношение комедий Аристофана к современной жизни поэта в Афинах» и по прочтении двух пробных лекций: «О Ксенофонте, как историке» и «О греческом произношении», допущен был к чтению лекций в Казанской дух. акад. по кафедре греческого языка в звании приват-доцента и продолжал это преподавание до нового устава 1884 г. В 1884 г. был назначен помощником инспектора академии, а в 1885 г. избран советом акад. на кафедру гомилетики с званием исправл. должн. доцента (Жур. сов. 1885 г., стр. 323–326). В 1887 г. получил степень магистра богословия, после чего был утвержден в звании доцента, в каковом звании пребывал до 1892 г., когда был удостоен звания экстраординарного профессора. С 1896 г. состоит в академии лектором немецкого языка. Помимо академических обязанностей, г. Г. в 1880 и 1881 гг. преподавал теорию словесности в Казанском пансионе г. Дубровиной, а с 1890 г. состоит преподавателем русского языка в Казанском пехотном юнкерском училище. Среди литературных трудов А. Г. следует отметить его магистерскую диссертацию: «Св. Григорий Богослов, как христианский поэт», Казань, 1886 г. «Сочинение это, по отзыву проф. А. Некрасова, имеет содержанием своим почти исключительно литературную сторону поэзии св. Григория Богослова; написано оно языком ясным, чистым, по местам даже увлекательным. Литературная оценка св. отца сделана с пониманием как литературных требований вообще, так и требований литературы духовной. В авторе виден литературно-богословский навык. В сочинении весьма удачно систематизированы разбросанные по разным стихотворениям нравственно-назидательные изречения святого отца» (Журн. сов. Каз. духовн. акад. 1886 г.; засед. 13 июня). Кроме того, г. Г. напечатано в «Правосл. Соб.» 1883 г. I-III: «Евстафий, митрополит Солинский, писатель XII-го века» (К характеристике внутренней истории Византии), 1889 г, II; «К истории поучений при крещении» (с немецкого), 1895 г., XII; «Основной принцип церковной проповеди и вытекающие из него предметы и задачи церковного красноречия» (есть и отд. изд.), 1897 г.; «Ораторское искусство в древнее и новое время» (Публ. лекция в пользу общества вспомощ. своекоштным студ. Каз. дух. акад.; – есть и отд. изд.). В «Правосл. же Собеседн.» печаталась первоначально в 1885 г. и магистерская диссертация. В «Филог. Записк.» за 1882 г. напечатана его статья: «Произношение греческой буквы Δ. Пер. нем. брошюрки: Wie studirt man Philologie». Ему же принадлежит в «Известиях по Казанской еп.» за 1895 г. статья по поводу двадцатипятилетия Казанской братской школы, в «Душеп. Чт.», 1894 г. (V-VI): «Воспоминания о преосвященном Феофане-затворнике близких родственников».
Д.