Источник

Гиркан

Гиркан – имя двух представителей Асмонейского дома. Из них

1) Гиркан I, царь и первосвященник иудейский; ум. в 105 г. до Р. Хр. Сын Симона Маккавея, он, по умерщвлении своего отца и двух братьев, сделался наследником этих двух высших достоинств в своем народе (135 г. до Р. Хр.). После смерти Птоломея (128 г. до Р. Хр.), он расширил свою власть на Самарию и Идумею и укрепил свой престол договором с римлянами. В последние годы его царствования стал обнаруживаться антагонизм между фарисеями и саддукеями. Г., следуя традициям своего дома, склонялся в пользу первых (И. Флавий, Древности, 13, 10, 5), пока они не потребовали отречения его от первосвященнической должности, и он перешел на сторону саддукеев. Шюрер говорит о его царствовании, что «оно было самым славным, какое только Израиль видел со времен Соломона».

2) Гиркан II, внук Гиркана I и первосвященник иудейский, был казнен в 30 г. до Р. Хр. Это был человек слабого характера, легко поддававшийся обманам и служивший слепым орудием в руках других в течение сорока лет. По смерти его матери Александры (в 69 г. до Р. Хр.), наследовавшей престол по смерти своего мужа (78 г. до Р. Хр.), его младший брат оспаривал у него права наследства силой оружия, разбил его и принудил отказаться не только от царского достоинства, но даже и от первосвященства, в которое он был возведен по смерти своего отца. Хитрый и честолюбивый Антипатр, основатель Иродова дома, однако, заставил его раскаяться в своем действии, и он, ночью бежав из Иерусалима, отправился в Петру. Когда Помпей подступил к Дамаску (64 г. до Р. Хр.), он искал у него милости, и в следующем году ему возвращено было первосвященство. В этой должности он был утвержден Цезарем (47 г. до Р. Хр.) и получил номинальную гражданскую юрисдикцию рядом с Антипатром, прокуратором Иудеи. Когда парфяне произвели набег на страну и разграбили Иерусалим (40 г. до Р. Хр.), они взяли Г. в плен, отрезали ему уши, чтобы навсегда сделать его неспособным к занятию первосвященства, поставили в эту должность его сына Антигона и увели его в плен. Он возвратился в Иерусалим в 36 г. до Р. Хр., по предан был смерти Иродом Великим, который женился на его прекрасной дочери Марианне, с целью устранить всякую возможность признания за ним царских прав со стороны римлян и уничтожить влияние Асмонейского имени на своих подданных иудеев. См. у Шюрера, «История иуд. народа в век И. Христа» З-е изд., т. I, стр. 287, 290–301, 338–354 и сл. См. также статью «Маккавеи».


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 4: Гаага - Донатисты. - 1903. - [4] с., 1216 стб., 4 л. портр., карты: ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle