Гефеле
Гефеле – известный римско-католпческий церковный историк, род. в Вюртемберге, 16 марта 1809 г.; изучал философию и богословие в Тюбингене в 1827–32 г., затем в течение года в богословской семинарии в Ротенбурге; 14 авг. 1833 г. принял священство; в 1834 г. был репетитором в Тюбингене; в 1835 г. преподавал в Ротвейльской гимназии; в 1836 г. сделался преподавателем вместо Мелера в Тюбингене, затем в 1837 г. экстраорд. профессором и в 1840 г. ордин. профессором церковной истории и патрологии в римско-катол. факультете этого университета; в 1853 г. получил дворянство; с 1842–45 г. был членом Вюртембергской палаты депутатов; в 1868–69 г. членом совета по приготовлению к Ватиканскому собору, на котором он присутствовал и на котором был против установления догмата о папской непогрешимости. 29 дек. 1869 г. он возведен был в сан епископа Ротенбургского, 21 апр. 1871 г. провозгласил новый догмат в своем диоцезе и в 1872 г. публично объявил о его принятии. Он автор многочисленных сочинений, из которых наиболее известны: «История введения христианства в юго-западной Германии, особенно в Вюртемберге» (Тюбинген, 1837 г.), «Patrum Apostolicorum Opera» (1839 г., 4-е изд. 1855 г.); «Послание ап. Варнавы» (1840 г.); «Кардинал Хименес и церковное состояние Испании в конце XV и в начале XVI века» (1844 г.); I. Bonaventurae breviloquium et etinerarium mentis ad Deum (1845 г., З-е изд. 1861 г.); «Златоустова постилла» (1845 г., З-е изд. 1857 г.); «Исследования по церковной истории, археологии и литургике (1864–65 г., в 2 т.); «Дело папы Гонория (на лат. яз., Неаполь, 1870 г., нем. пер. Румпа, Мюнстер, 1870 г.); «Гонорий и VI вселенский собор» (также на лат. яз.; нем. пер. 1870 г.). Но самым капитальным его трудом и одним из важнейших произведений новейшего времени является его «История соборов» (от первого всел. собора до Ферраро-Флорентийского, – труд, законченный уже другими учеными, Фрейбург, 1855–74 г., в 17 т.; 2-е изд. 1873 г.). Учено-литературная деятельность Г. была предметом разнообразных суждений. Резче всего она осуждалась старокатоликами, которые надеялись склонить его на свою сторону. Но не менее сурово отозвался о нем и знаменитый протестантский профессор, историк Газе, который сказал, что в нем «епископ задушил ученого». Он и сам сознавал, что подчинение новоиспеченному в Ватикане догмату совершилось в нем после тяжелой борьбы, хотя он никогда не раскаивался в этом шаге. Причиной этого шага были не какие-нибудь внешние основания, желание удержать за собою епископский престол и т. д., но убеждение, что в целях умиротворения необходимо принести своей церкви эту тяжкую жертву. Отказ от еписк. должности был бы для него невозможен. Если вникнуть ближе во все развитие жизни Г., то нельзя не прийти к убеждению, что это было «логикой его жизни». Вера в единство церкви была в нем господствующим принципом. Он навсегда останется прискорбным примером того, как и столь благородная натура может быть поставлена в положение, в котором для нее не оказывается более возможным беспристрастное решение высших задач жизни. В библейском изречении, которое он завещал сделать на своей гробнице, все еще звучит скорбная нота о той тяжелой борьбе, которую ему пришлось пережить, и он против всякого человеческого порицания обращается с мольбой к Высшему Праведному Судии: «Non intres in judicium cum servo tuo»! (He вниди в суд с рабом Твоим). Он еще при жизни озаботился о 2-м издании первых томов своей «Истории соборов», сделав в них некоторые видоизменения, особенно во введении к первому тому и по вопросу о Гонории в 3-м томе, отчасти применяясь к роковым последствиям нового догмата. Гергенротер заведовал продолжением этого труда, именно, восьмого и девятого томов (1887–1890 г.), Кнепфлер заведовал пятым томом 2-го изд. (1886 г.). После краткой болезни Г. умер 5 июня 1893 г. в Вюртемберге, пользуясь уважением за свой бескорыстный и любвеобильный характер далеко за пределами своего исповедания. И, хотя по оригинальности мышления его нельзя сравнивать с Мелером, а по научной самостоятельности с Деллингером, но после них он, несомненно, был первым церковным историком, какого только римско-католическая Германия имела в XIX веке.