Геронтий митроп. Московский
Геронтий митроп. Московский ум. 1489 г. Обстоятельства жизни его совершенно неизвестны до 1447 года, когда мы видим его уже архимандритом Московского Симонова монастыря. С 1455 г. он был епископом Коломенским, а в 1473 году 29 июня занял кафедру Московской митрополии после м. Филиппа I. При Г. русские епископы на соборе 1476 года решили внести в архиерейскую ставленную грамоту присягу не принимать на митрополию лиц, присланных из Греции; это было по случаю отделения Киевской митрополии от Московской и поставления на первую, в 1475 году, второго самостоятельного митрополита, после смерти Григория Болгарина, Спиридона, прозванного Сатаною.
При Г. продолжалась начатая ранее перестройка Московского Успенского собора; в 1473 и 1474 годах складены были стены и своды собора, но при кладке главного купола собор обрушился 20 мая 1474 года. Тогда по вызову великого князя Иоанна III, прибыл из Венеции 25 марта 1475 г. знаменитый архитектор Аристотель Фиоравенти, которому и было поручено строение собора. Аристотель нашел необходимым совершенно разобрать старую кладку. 16 апреля 1475 года из развалин собора перенесли в, близ стоявшую, церковь Иоанна Лествичника (ныне Ивановская колокольня) раки с мощами св. Петра и прочих митрополитов Московских, затем разобрали стены и заложили новый фундамент. Самую кладку Аристотель начал 26 апреля 1476 года и кончил к августу 1479 года. Этот новый собор, существующей до настоящего времени, 12 августа 1479 г. торжественно был освящен м. Г. После освящения собора какие-то недоброжелатели Г. обратили внимание великого князя на то, что при освящении собора Г. ходил против солнца, а не по солнцу, как, по их мнению, нужно было.
Великий князь нашел это важным преступлением и разгневался на митрополита, говоря, что за подобные грехи «гнев Божий приходит». В столице возник жаркий спор о том, как ходить с крестным ходом при освящении церкви, по солнцу или против солнца; большая часть духовенства стала на сторону митрополита, а на сторону великого князя архиепископ Ростовский Вассиан и преемник его Иоасаф, а также Чудовский архимандрит Геннадий, впоследствии (с 1485 г.) архиепископ Новгородский. Долго искали решения вопроса в различных книгах, долго спорили, но «истины не обретоша». Великий князь, упорствуя в своем мнении, запретил даже освящать вновь устроямые храмы, а Г. в 1481 году, ввиду крайнего упорства великого князя, решил оставить митрополию и удалился в Симонов монастырь. Так как почти все духовенство стояло на стороне митрополита, то великий князь уступил и послал к Г. сына с просьбою вернуться на митрополию, а затем и сам явился к нему, объявил себя виновным во всем и обещал впредь слушаться владыку митрополита во всем. Г. вернулся и спор кончился, хотя князь не позволил сделать какое-либо обязательное постановление по спорному вопросу на будущее время. Геннадию за противодействие Г. жестоко отмстил в 1482 году, когда по маловажному поводу, по случаю разрешения Геннадием Чудовским монахам пить богоявленскую воду в навечерии Богоявления после принятии пищи, приказал в оковах бросить в монастырский ледник и освободил только по особому ходатайству самого великого князя. Другим противником Г. по вопросу о хождении посолонь был Вассиан Ростовский, который еще в 1478 году стал во враждебное отношение к Г. по поводу грамоты Г. Кирилло-Белозерскому монастырю; по этой грамоте монастырь исключался из управления епархиального архиерея, каковым в то время был Вассиан, и передавался в непосредственное управление местному удельному князю Михаилу Андреевичу Верейско-Белозерскому. По поводу этой грамоты Вассиан обратился к великому князю, который приказал разобрать дело собором епископов; собор нашел действия Г. неправильными, последний должен был отказаться от своего решения и просить у Вассиана прощения.
В 1480 году, когда великий князь со своими полками стоял на реке Угре против хана Ахмата, Г. написал к нему послание с увещанием мужественно стоять против врага; послание краткое и слабое по мыслям и изложению.
В ноябре 1483 года Г., будучи болен, решил оставить митрополию и удалился в Симонов монастырь, но по выздоровлении изменил свое решение. Между тем, великий князь, не любивший митрополита, уже свыкся с мыслью об оставлении Г. кафедры и когда узнал о намерении последнего снова вступить в управление церковью, начал убеждать его через своего посла (старца Паисия Ярославова) оставить митрополию. Эти убеждения не подействовали на Г. и ровно через год после удаления в Симонов монастырь он вернулся в митрополичьи палаты.
Во второй половине 1487 года Г. получил из Новгорода от архиепископа Геннадия донесение о появившейся там новой ереси жидовствующих. Вскоре в Москву бежали из Новгорода многие еретики в надежде найти здесь сильных покровителей, в чем и не ошиблись. Еретики были схвачены и осуждены в 1488 году собором русских епископов с м. Г. во главе. Трое из схваченных были уличены в ереси, биты на площади кнутом и отосланы в Новгород для нового подробного исследования их дела. Геннадий прислал митрополиту новый свой розыск, но Г. не придал ему значения «по своей ли грубости, или по нерадению, или из боязни пред державным», говорит препод. Иосиф Волоцкий в своем Просветителе. Скончался Г. 28 мая 1489 года. От него остались: 1) неизвестно когда написанные две грамоты в Вятку, одна духовенству, другая мирянам с обличением в дурной жизни и с увещанием покоряться великому князю; 2) послание великому князю на Угру и 3) послание к Геннадию Новгородскому с решением о жидовствующих.
Источники и пособия: Акты истор. I, 57, 90 97, 98, 285; Никон. лет. VI; Соф. 2-я лет. в собр. лет. VI, 221, 233, 234, 236. Просветитель Иосифа Волоцкого. История рус. ц. Е. Голубинского. Т. 2, Ист. рус. ц. Макария, т. 6.
А. Кремлевский.