Германия
Германия. История распространения христианства в Германии. Наиболее ранние известия о Германии, как отдельной стране, относятся ко времени Галльских войн (54–47 год до Р. Хр.), когда Юлий Цезарь, завоевав древнюю Галлию, сделал также ряд наступательных походов на «Germania Magna». Границы ее в то время простирались от Эльбы до Рейна с востока на запад и от берегов Балтийского и Северного морей до лесов Тюрингии и горных цепей Богемии с севера на юг. Цезарь своими походами имел в виду, главным образом, предупредить возможность нашествий на римские владения со стороны германцев, завоевательных же притязаний на их территорию у него, по-видимому, не было. Мысль о завоевании возникает уже после него и осуществляется сыном римского императора Тиверия Клавдия-Нерона – Друзом, который победоносно прошел со своими войсками до реки Эльбы, всюду проводя дороги и строя укрепления. Но уже при преемниках Друза (ум. 9 г. до Р. Хр.) произошло в Г. возмущение, и в 7-м году после Р. Хр. херусский князь Арминий (Герман) нанес решительное поражение римскому полководцу Вару в Тевтобургском лесу, после чего римляне не только потеряли надежду на завоевание этой страны, но должны были сами впоследствии защищаться против напора германцев, как, напр., при Александре-Севере (222–235), убитом под Майнцем, или Декие (249–251), когда на Рим двинулись германские племена по Рейну и Дунаю, по Альпам и Пиренеям. Начиная с царствования Тиверия (14–37) и кончая Адрианом (117–138), для укрепления пограничной линии между Г. и Римской империей была сооружена в виде вала искусственная граница, т. наз. «Римский вал» (limes).
Первоначальными обитателями Германии были различные племена, принадлежавшие к индоевропейской семье народов и известные в истории под общим названием «Germanes». Они делились на две ветви – восточную и западную, из них к первой принадлежали готы с их подразделениями остготов и вестготов, бургунды, вандалы, и ко второй – герминоны, фризы, саксы, англы, лангобарды, херуски и др. Позднее, в период великого переселения народов, многие из этих мелких народностей исчезли бесследно, смешавшись с другими, так что к концу III в. в западногерманской группе выступают лишь четыре объединенных племени: 1) алеманны на Майне и среднем Рейне, 2) франки в области нижнего течения Рейна, 3) готы на северном побережье Черного моря и в области нижнего Дуная и 4) саксы около устьев Эльбы.
Христианство уже рано стало проникать в среду этих молодых, свежих народов и следы евангельской проповеди среди них встречаются уже в век апостольский. Есть основание думать, что Г., по крайней мере, в некоторых своих частях, познакомилась с христианским учением уже во времена апостольские. Один из учеников ап. Павла, Крискент, сопровождавший его в 66 году в Рим, вскоре расставшись со своим учителем, отправился в Галлию, где основал церковь Вьенскую; затем пошел на север в главный город первоначальной Г. – Майнц и впервые благовествовал здесь Евангелие прирейнским германцам, известным под именем вангионов (vangiones) и неметов (nemetes). По свидетельству св. Иринея, (ум. 202 г.), Крискентом было основано здесь несколько церквей. О распространения христианства после Крискента точных данных не сохранилось. Вероятно, христиане, гонимые языческим Римом, расходясь в разные стороны, бывали также и в Г., где, несомненно, распространяли христианское учение и приобретали новых последователей. С другой стороны, частые столкновения римлян с германскими племенами также могли содействовать успеху распространения евангелия среди последних, так как в римских войсках было много христиан и, попадая в плен к германцам, они знакомили их с христианским учением.
Около 170 г. епископ церкви Смирнской Поликарп отправил в Галлию Пофина и Иринея, которые, вероятно, проникали и в Германию, по крайней мере, в ту часть ее, которая была отрезана искусственной границей и в качестве отдельной провинции, вместе с Галлией, входила в состав Римской империи. Жертвой римских гонений на христиан в царствование Марка Аврелия (161–180 г.) был и сам 90-летний епископ Пофин, скончавшийся в лионской тюрьме. Преемник его св. Ириней продолжал дело Пофина, приняв на месте своего служения мученический венец вместе с 19,000 христиан в 202 г., во время гонений Септимия Севера (193–211 г.).
С III века известия о евангельской проповеди в Г. становятся уже более точными, и христианство начинает делать быстрые успехи, благоприятствующим условием для чего было великое переселение народов, сопровождавшееся движением германских племен на запад и юг Европы, после первого вторжения в Европу гуннов, пришедших из Азии в 372 г. Кровавая битва на Каталаунской долине в 451 г., положившая конец завоеваниям Атиллы и господству гуннов, способствовала воссоединению герм. племен, которые, скоро возвратив себе независимость, возобновили и наступательные нашествия на Римскую империю. Бедствия, побуждавшие христиан удаляться с мест своего жительства, служили средством распространения Евангелия: таким именно образом готы в Мизии получили первое благовестие о вере от пленников, которых они уводили после своих вторжений в Римскую империю при императорах Валериане (253–260 г.) и Галлиене (260–268 г.). В начале IV века готы, по-видимому, довольно твердо освоились с христианством, так что из среды их на I-м вселенском соборе в Никее присутствовал и явил себя ревностным защитником православия против арианства первый епископ готов Феофил. Непосредственным преемником его был Ульфила, родившийся около 318 г., по преданию от пленных христиан из Каппадокии. Получив уже в тридцатилетнем возрасте епископский сан, он начал проповедовать среди вестготов, на которых теперь стали нападать свои же единоплеменники-язычники во главе с их предводителем Атанарихом. Это побудило Ульфилу (в 350 г.) значительную часть христиан перевести за Дунай и искать защиты в пределах Римской империи (см. под сл. Готы, и Улфила). Вследствие того, что почти во всех походах готов на Римскую империю принимали участие и вандалы, мы находим одновременно следы христианства и среди них, сначала в чистой форме его, а потом в виде арианства. К этому же периоду относится обращение маркоманнов св. Амвросием, еп. Миланским (Медиоланским). Наслышавшись о святой жизни Амвросия, маркоманнская королева Фритигильда обратилась к нему с просьбой познакомить ее с учением Христа. Епископ послал ей, специально для нее составленный, катехизис, изучив который, Фритигильда вскоре склонила к принятию христианства своего супруга и народ. Пожелав лично видеть своего учителя, она прибила в Медиолан, но уже не застала Амвросия в живых; он скончался в 397 году. Но самым важным для распространения христианства в Германии событием было крещение франкского короля Хлодвига. Жена его Клотильда, будучи ревностной христианкой, уже давно склоняла мужа последовать ее примеру, но он упорно оставался язычником. Наконец, в одном из своих сражений с алеманнами при Цюльпихе в 496 г. Хлодвиг, находясь в очень трудном положении, дал обет креститься, если христ. Бог дарует ему победу над врагами. Сражение было выиграно, и в самый день Пасхи 497 г. архиеп. Реймский Ремигий совершил над Хлодвигом и 3,000 лиц из его войска св. крещение. Историки видели в нем второго Константина, призванного Богом для уничтожения язычества и арианства. И действительно, принятие им христианства имело весьма важное значение для дела христианской проповеди, за каковые заслуги как он сам, так и последующие французские короли приобрели титул «старших сынов церкви».
Крещение могущественного повелителя франков прежде всего открыло путь к принятию христианства алеманнами, первым апостолом коих считается Фридолин, прибывший около 500 г. из Ирландии. Сначала он остался среди вестготов в Аквитании около гор. Пуатье и в 507 г., по разрушении вестготского государства Хлодвигом, под его покровительством основал церкви и школы в Аквитании. Оттуда он отправился в Швейцарию, где на одном островке Рейна около Базеля построил монастырь «Зэкинген» (510 г.). Другим деятелем на миссионерском поприще в юго-западной Г. был Колумбан, родом из Ирландии. В 583 г. он отправился с 12 товарищами из ирландского монастыря «Bangor» и прибыл в Вогезы, где основал в 585 г. монастырь «Люксовий» (ныне Luxeuil) в департаменте Соны, ставший рассадником многих других христианских оазисов. После своей 20-летней деятельности, в 610 г. Колумбан, по наветам бургундского духовенства, поддержанного Брунгильдою и ее юным сыном Теодорихом II-м, подвергся изгнанию и удалился в Швейцарию к алеманнам.
В юго-восточной Германии среди богариев или нынешних баварцев, сменивших собою древних ругиев и рулов, на верховьях Дуная труды Колумбана продолжал в 615 г. ученик последнего, франконский аббат Евстафий, вышедший из монастыря Люксовия и боровшийся с остатками арианства, привнесенного готами. Около половины VII века при дворе герцога Теодо I в Регенсбурге, на Дунае, трудился апостол Баварии Руперт, еп. Вормский (ум. 716 г.), крестивший в 696 г. Теодо II вместе со всем его двором. Им учреждено было также епископство в Зальцбурге. После Руперта проповедовал в Баварии франкский еп. Корбиниан, основавший в 724 г. епископство Фрейзинген (Freisingen). Апостолом соседней Тюрингии в конце VII века является ирландец св. Килиан, явившийся с 12 спутниками в Вюрцбург, где нашел себе радушный прием у герцога Гоцберта. Спустя некоторое время, он отправился в Рим и там, получив от папы Конона (686–687 г.) полномочие на повсюдную проповедь, возвратился в Тюрингию и крестил герцога. Последний, будучи еще язычником, женился на вдове брата своего Гейлане. Килиан потребовал расторжения этого брака, как не освященного христианской церковью, за что и был убит (689 г.) вместе со своими сотрудниками, в отсутствие герцога, по приказанию Гейланы. В области среднего Рейна в северо-западной Германии сохранилось еще к концу VI в. несколько христианских епископий, хотя в очень жалком виде. В это время в области Трирской епископии франкский монах Гоар (род. в 575 г.), поселившись отшельником, обращал в христианство многих окружных язычников. На месте, где он выстроил свою келлию и потом церковь, впоследствии появился красивый городок Гоар, названный его именем. После него в той же стране проповедовал, подобно восточным столпникам, с высокого столпа, несмотря на суровый северный климат, лангобард Вульфлайх (Wulflaich). По завоевании южной части Нидерландов франкским королем Догобертом I, в 630 г. явился среди фризов Аманд, получивший полномочие крестить язычников даже насильно; но это возбудило против него ненависть, так что фризы неоднократно бросали его в Шельду. Удалившись временно к славянам, на Дунай, он снова затем вернулся в Гент (ныне Бельгия), где приобрел большое влияние, обратив, между прочим, в христианство одного богатого фриза по имени Баво, с помощью которого построил два монастыря. В 647 г. его выбрали епископом Мастрихта (на р. Маас, притоке Рейна). Через два года он, впрочем, отказался от кафедры, предпочтя снова удалиться в монастырь, где и умер в 684 г. Одновременно с ним трудился Элигий (ум. 695 г.), который с 641 года был епископом Нойонским и простер свою апостольскую миссию между фризами до р. Шельды. Фризов, живших к северу от Шельды, впервые познакомил с христианством Вильфрид (634–709 г.). Во время пути своего в Рим он был выброшен на фризийский берег, где оставался с проповедью о Христе всю зиму и крестил герцога Альдгильда и множество народа; весной он уехал в Рим. Наследник Альдгильда Радбод (ум. 719 г.) всю жизнь воевал с Пипином Геристальским и Карлом Мартелом, ненавидел и преследовал христианство, как религию франков, и стремился уничтожить все успехи Вильфрида. Но победа Пипина при Дюрштедте в 689 г. принудила Радбода к большей терпимости, благодаря чему среди фризов немедленно начала свои действия франкская миссия епископа Рульфрама, вышедшего из монастыря «Фонтанель», основанного Колумбаном. По одному сказанию, при нем король Радбод решил принять крещение, но сначала хотел узнать, где находятся его предки – в аду или в раю, и когда услышал, что умершие без крещения по необходимости должны оставаться в аду, сказал, что предпочитает быть в аду со своими предками, чем в раю с нищими, и вышел из крещальни, оставшись навсегда язычником. Истинным же апостолом фризов должен быть признан англосакс Виллиброд и его преемник Бонифаций (см. под этими словами). Из них Бонифаций запечатлел свою проповедь мученической смертью. В 752 г. Бонифаций, в качестве архиеп. Майнцкого, венчал на. царство Пипина. В 754 г. предпринял новое путешествие к фризам и, остановившись близ Докум (Доккита), он пригласил туда к 5 июня 755 г. для крещения массу неофитов; но до их прибытия прискакала толпа заговорщиков-язычников. Вооруженная стража Бонифация хотела сопротивляться, но Бонифаций, запрещая кровопролитие, пал под ударами язычников, держа над головою Библию. С ним вместе погибли и его товарищи. Мощи Бонифация находятся в монастыре «Фульда», где до сих пор показывают переписанное его рукою Евангелие и омоченный его кровью лист бумаги.
Чего не смогла сделать проповедь Бонифация, того достиг меч Карла Великого, могущественнейшего из всех франкских королей. Покорение саксов для Карла Великого было делом политической необходимости, но фактическое покорение было немыслимо без обращения в христианство, так как саксы ненавидели религию франков не меньше, чем самих франков. Войны против саксов длились 33 года (772–804 г.). Франкские священники шли вслед за войском и обращали в христианство завоеванные страны; но как только войска уходили, саксы снова возвращались в язычество и разрушали христианские учреждения. И, хотя на соборе в Падерборне в 777 г. саксы принуждены были дать клятву сохранять христианскую веру, в противном случае они отвечали жизнью, но могущественный и храбрый князь Витекинд, не присутствовавший на соборе, организовал новое восстание. Франкское войско потерпело поражение при горе Сунтале, священники были перебиты и церкви разрушены. Хотя Карл и отомстил за это – избиением в 782 г. в городе Вердене до 4,500 саксов, но эта жестокость повела только в следующем же году к новому восстанию. Карл созвал второй собор в Падерборне в 785 г. и на нем предписал саксам кровавые законы, по которым малейшее преступление против церкви влекло за собою смертную казнь. При этих условиях храбрый вождь саксов Витекинд понял тщетность дальнейшего сопротивления и в 785 г. сам принял христианство. Карл учредил в сакских владениях 8 епископий. Водворив христианство на первых порах силою оружия, он старался затем укрепить новое учение и мирным путем, с каковой целью построил много школ и церквей, между последними особенно известны в Мюнстере, Оснабрюке, Падерборне, Миндене, Бремене, Вердене и друг.
Постепенно затем христианство распространилось из этих центров в Шлезвиг-Голштинию, Ютландию и Скандинавию (см.), а также и среди разбросанных по Германии славян (см.). Позднее всех познакомились с евангельским учением пруссы. Им впервые проповедовал епископ Пражский Адальберт, убитый в Самландии в 997 г. 12 лет спустя такая же участь постигла англо-саксонского монаха Бруно с 18 товарищами (1009 г.): все они были убиты на литовской границе. После 200-летнего периода в Пруссии появились новые миссионеры. Первым явился игумен Готфрид из польского монастыря «Лукина», но и он, и его сподвижник Филипп после многообещающего начала нашли здесь мученическую кончину в 1207 г. Успешнее была деятельность монаха померанского монастыря «Олива» (близ Данцига) Христиана, который может быть назван действительным апостолом пруссов. По примеру ордена «меченосцев» он основал в Пруссии в 1225 г. орден рыцарей «Добринских» (Milites Christi), но они уже в течение первого года были почти все перебиты. После этого, в соединении с герцогом Конрадом Мазовским, страна которого также много страдала от нападений пруссов-язычников, Христиан призвал на помощь знаменитый тогда орден «Немецких рыцарей», и с этого времени началась 60-летняя кровавая борьба с язычеством (1226 г.). В период этой борьбы, кроме Христиана, трудился среди пруссов папский легат, епископ Моденский Вильгельм. В 1243 г., по поручению папы Иннокентия IV, он основал в Пруссии 4 епископские кафедры – Кульмскую, Померанскую, Эрмеландскую и Самландскую. Наконец, в 1283 г. война закончилась утверждением христианства, хотя и среди жалких остатков в опустошенной стране.
Главными деятелями на миссионерском поприще в Г., как и во всей вообще западной Европе, были монахи и государи, хотя мотивы деятельности тех и других были различны. В то время, как первые действовали большею частью по религиозным побуждениям, у государей на первом плане всегда стояли соображения политические. Способы распространения христианского учения были также различны; духовенство старалось приобретать новых последователей убеждением, ласкою, улучшением их положения, школами и просвещением, светские же правители не стеснялись прибегать к силе внешнего авторитета, войне и оружию. Миссионеры из монахов, обыкновенно, испрашивали сначала благословения папы и потом уже отправлялись на проповедь; государи же делали это лишь в тех случаях, когда папское благословение им почему-либо было полезно или необходимо. Таким образом, роль пап в деле распространения христианства первоначально была только поощрительною, и только впоследствии мало-помалу миссия переходит в их полное распоряжение и в свою очередь начинает иногда служить и целям политическим, вызывая такие явления, как крестовые походы и т. п.
Оставляя в стороне дальнейшую судьбу христианской церкви в Г. в период чрезмерного возвышения и захвата папской власти и последовавшей затем реакции в виде протеста в гражданском и церковном отношениях, породившего в 1517 г. реформацию (см.), мы скажем лишь, что церковная реформа Лютера (см.) далеко не имела бы успеха и не принесла бы тех результатов в области церковной жизни в Г., если бы она не была подготовлена всеми прочими условиями политической и общественной жизни народов запада. Реформацию берут под свою защиту не только немецкие короли, курфюрсты и князья, но и иноземные, как, напр., шведский король Густав Адольф, павший в битве у Люцена в 1632 г., он, тем не менее, был одним из главных творцов Вестфальского мира (1648 г.), давшего протестантам полную религиозную свободу и уравнявшего их положение и права с римско-католиками. Имя Густава Адольфа сделалось затем (в 1834 г.) знаменем целого союза членов протестантской церкви для поддержки братьев по вере в Г., Австрии и др. странах.
С введением реформации религиозное единство на западе и, в частности, в Г. было разрушено, а вместе с сим возникло множество сект рационалистического и мистического направления, как-то, методистов, баптистов, квакеров, ирвинган и т. п., так что состав настоящего населения Германии по исповеданиям представляет собою след. картину.
Как известно, одним из постановлений Аугсбургского мира (1555 г.) было провозглашение известного принципа «Cujus regio, ejus religio», в силу которого подданные должны были следовать вере своих правителей. Этим уже тогда было намечено, кто должен остаться верным Риму, и кто мог принять реформацию, и лишь этим объясняется быстрая смена вероисповеданий в герцогствах саксонском, швабском и франконском.
Впоследствии римско-католическая церковь становится преобладающей на юге и евангелическая – на севере; лишь в некоторых областях оба исповедания существовали на равных правах.
Римско-католич. остались три огромных архиепископства на нижнем Рейне – Майнц, Трир и Кельн, вестфальские епископства Мюнстер и Падерборн, франкские епископства на Майне, Вюрцбург и Вамберг, монастырь Фульда, на Альтмюле епископство Эйхштетт, на Рейне епископства Вормс и Шпейер, все австрийские области на Рейне, в южной Швабии так называемая Передняя Австрия, швабские и баварские епископства и прелатуры и, наконец, герцогство Баварское с верхним Пфальцем. Вся же северная часть Фрисландии до Померании, районы рек Везера, Эльбы ниже границы Богемии и Одера ниже границы Силезии – образовали обширную протестантскую область. По вероисповеданию население Германии, числящееся по статистическим данным к 2 декабря 1895 г. в 52.276,901 (для округления взято 52.500.000), распределяется следующим образом: протестантов и реформатов 63% римско-католиков 35,8%, иудеев 1,2%.
Отношения между церковью и государством. Взаимные отношения церкви и государства в рим. католицизме, конечно, понимались в смысле церковного главенства или подчинения государства церковной власти. Но реформация, разрушив принцип римско-католич. главенства, выдвинула на первый план власть гражданскую с императором, в качестве Summus Episcopus, – «Верховного епископа», с чем, конечно, неохотно мирился воинствующий Рим. В результате явилась известная «культурная борьба», когда германское, или, точнее, прусское, правительство вслед за политическим объединением, опасаясь влияния папы на политическую жизнь страны, решило перейти к новой системе церковно-государственных отношений. Инициатором этой борьбы был князь Бисмарк, исполнителем его планов прусский министр народного просвещения и вероисповеданий (Kultusminister) Фальк. Первым шагом в этом направлении было изгнание в 1872 г. из Германии ордена иезуитов по определению рейхстага. Затем вступают в действие известные «Майские законы» (1873 г.), которыми устанавливается строгий контроль правительства над школами, назначением на должности и, вообще, над всей системой образования и пасторальною деятельностью католического духовенства. Последнее вступило в борьбу, устраивая всюду протесты, чем вызывало светские сферы к новым репрессалиям, непокорных епископов правительство подвергало значительным денежным штрафам и даже тюремным заключениям. 5 февраля 1875 г. папа Пий IX энцикликой «Quod nunquam» объявил законы не имеющими силы и этим окончательно уничтожил возможность мирного улажения взаимно обострившихся отношений. Прусское правительство ответило изгнанием из страны всех римско-катол. орденов и конгрегаций, и прекращением выдачи правительственного содержания на церковь и духовенство12. При таких обстоятельствах вступает на папский престол Лев ХIII (избр. 10 февр. 1878 г.). Избегая открытой борьбы, он с изумительною ловкостью повел политику дипломатического умиротворения и в короткое время совершенно обезоружил Бисмарка, который, несмотря на свое гордое заявление «мы не пойдем в Каноссу», в действительности пошел в нее. Успеху папы много содействовало то обстоятельство, что он имел на своей стороне в рейхстаге так называемый «центр», который к тому времени усилился почти вдвое и образовал сильную оппозиционную партию, представлявшую в союзе с партией консервативной весьма опасную силу, между тем, как правительству для борьбы с социал-демократией нужны были голоса, и оно принуждено было пойти на уступки. Министр Фальк, принимавший главное участие в борьбе с ультрамонтанством, получил отставку, и «майские законы» были почти отменены; ордена и конгрегации, за исключением некоторых, получили разрешение возвратиться; вновь допущено открытие католических духовно-учебных заведений; законом от 29 апреля 1887 г. отменяется право правительственного «veto» при назначении папою духовенства на должности в Г. Наконец, в 1891 г. были даже возвращены римско-катол. Церкви, удержанные у нее с 1875 г., 16 миллионов марок.
После победы рим.-католицизма над прусским правительством в «культурной борьбе» и в евангелической церкви появилось желание освободить внутреннее церковное управление от вмешательства светской власти. Ходатайство об этом было внесено в палату депутатов Фрейгер-фон-Гаммерштейном. Евангелическое духовенство выставило следующие требования: свобода сношений церковной власти с главой государства, как с «summus episcopus»; независимость внутренняя церковного законодательства от ландтага и министерства; право голоса и «veto» при назначении пасторов и профессоров богословия в университеты. Но это уже грозило свободе религиозной мысли, так как приблизило бы строй протестантской церкви к католической иерархии. Поэтому кн. Бисмарк в 1887 г., выражая мнение правительства по этому вопросу, сказал, что «не ожидал этого от евангелического духовенства», и заявил, что равенство между обеими церквами, невозможно, так как обе они представляют собою «величины несоизмеримые».
В настоящее время «de jure» все религии в Г. пользуются равноправностью, но de facto этого, конечно, нет. Хотя еще со времен Фридриха Великого (1740–1786 г.), когда в состав Пруссии вошли некоторые р.-католические области (Силезия, Познань, часть Польши), здесь оба исповедания формально должны пользоваться одинаковыми правами, но в государствах с большинством протестантского исповедания, как напр., в Пруссии, глава государства есть, в то же время, и глава церкви (summus episcopus), и церковь представляет собою более учреждение государственное, чем церковное. В государствах же р.-католических, какова, напр., Бавария, верховным главой церкви является папа; он вполне самостоятельно распоряжается здесь епископскими кафедрами, и светская власть имеет лишь самое незначительное влияние. Но как в тех, так и в других государствах, при назначении на должность, р.-католическое духовенство обязано давать присягу (Eidleistung) на верность правительству страны, хотя обещает при этом исполнять ее лишь настолько, насколько она не стоит в противоречии с обетами, данными римскому престолу при посвящении в сан. От правительств римско-католическая церковь получает весьма значительную субсидию, размеры которой не везде одинаковы, считая приблизительно на каждое епископство ежегодно от 100 до 300 тысяч марок.
Церковное устройство разных исповеданий. Вследствие полит. раздробленности Герм. империи, не имеющей, так сказать, еще общеимперского исповедания, строй евангелической церкви не везде одинаков, хотя в общем церковная иерархия и администрация во всех союзных государствах существенного отклонения от общего типа не представляет. Поэтому будет достаточно рассмотреть здесь лишь устройство евангелической церкви хотя бы в Пруссии, как в государстве наибольшем по объему и важнейшем по значению.
В административном отношении Прусское королевство разделяется на 12 провинций, приблизительно соответствующих нашим генерал-губернаторствам. Девять из них – 1) Восточная Пруссия (Кенигсберг), 2) Западная Пруссия (Данциг), 3) Познань (Позен), 4) Силезия (Бреславль), 5) Померания (Штетин), 6) Бранденбург (Берлин), 7) Вестфалия (Мюнстер), 8) Саксонская провинция (Магдебург) и 9) Рейнская (Кельн и Кобленц), составляют коренную Пруссию и носят название «старых» провинций; три же остальных – 1) Шлезвиг-Голштейн, 2) Ганновер и 3) Гессен-Нассау (Кассель), присоединенные к Пруссии лишь с 1866 г. и позднейших годов, считаются новыми.
Центральным дух. учреждением для старых провинций является верховный евангелич. совет (Oberkirchenrat), находящийся в Берлине; он приблизительно соответствует нашей канцелярии обер-прокурора Св. Синода. Совет состоит из светского президента, духового вице-президента и 12 членов, которыми могут быть богословы, юристы и другие лица. В делах своего ведомства совет подчинен только королю, хотя, как и все государственные учреждения, он имеет сношения с министром вероисповеданий в вопросах административного характера; все дела разрешаются в нем большинством голосов. Члены совета назначаются пожизненно самим королем; по своим правам и служебному положению они могли бы быть приравнены к советникам министерств и приблизительно соответствуют директорам департаментов. Компетенции верховного совета подлежат все важнейшие вопросы церковного законодательства и управления. Он непосредственно сносится с центральными государственными учреждениями, издает предписания духовенству и имеет надзор за деятельностью заграничного духовенства, пасторов военного и тюремного ведомств и богоугодных заведений.
Вторую административную инстанцию составляют консистории, находящиеся в главных городах провинций – Берлине, Бреславле, Кенигсберге, Кобленце, Мюнстере, Магдебурге, Позене и Штетине. На обязанности этих учреждений, во главе коих стоят также светские председатели, а ближайшими помощниками генерал-супер-интенденты, лежит наблюдение за церковной дисциплиною, деятельностью пасторов, их назначением и увольнением, а также заведование церковными имуществами. При консисториях существуют особые комиссии, где экзаменуются и получают право проповедников кандидаты на духовные должности. Число членов провинциальных консисторий, в зависимости от размеров подведомственных округов, колеблется между 6 и 15. Как в верховном совете, так и в консисториях число духовных членов значительно превышает количество светских, но они, обыкновенно, занимают лишь второстепенные должности и поэтому наибольшее влияние на ход дел оказывают светские члены. Кроме консисторий областных, существуют еще диоцезы или консистории уездные, во главе которых стоят суперинтенденты. В восточных провинциях они назначаются пожизненно самим королем, в западных – на 6 лет уездными синодами. С включением военных обер-пасторов в Пруссии имеется 415 суперинтендентов. Каждому суперинтенденту средним числом подчинено 16 пасторов. Обязанности суперинтендентов заключаются в непосредственном личном надзоре над деятельностью пасторов и кандидатов, и над религиозною жизнью общин; кроме того, им вменяется в обязанность школьная инспекция и ревизия церковных сумм.
Наряду с указанными правительственными органами церковного управления в Пруссии существуют еще три категории синодов, в основу деятельности которых положен принцип общинного самоуправления, выражающийся в системе синодов уездных и областных, и находящий себе завершение в генеральном синоде. Генеральный синод, собирающийся в Берлине, состоит из 150 человек, избираемых 8-ю провинциальными синодами; из этого количества на Бранденбург приходится 27 лиц, на Прусскую и Саксонскую провинции по 24, на Силезию 21, Померанию 18, Рейнскую провинцию 15, Вестфалию 12 и Позен 9. Затем в состав генерального синода входят 6 депутатов от богословских факультетов всех университетов прусского королевства, все генерал-суперинтенденты и 30 лиц, назначаемых королем. Обыкновенные собрания уездных синодов бывают ежегодно, провинциальных – через 3 года и генерального – через каждые 6 лет. Обязанности уездных синодов состоят в рассмотрении дел и выработке проектов административного характера для своего района. Областные синоды наблюдают за церковным учением и богослужением и решают вопросы церковного управления в пределах провинций; кроме того, от областных синодов зависит разрешение вводить новые катехизисы и руководства по преподаванию Закона Божия, иметь главный надзор над кассами уездных синодов и право посылать депутатов в экзаменационные комиссии. Генеральному синоду предоставлено, главным образом, право санкции в церковном законодательстве; он вводит или отменяет церковные праздники, церковные, общинные и синодальные порядки; он имеет дисциплинарную власть над пасторами и другими церковными служителями.
Военное духовенство состоит в ведении военного министерства и подчинено духовному лицу, именуемому «Feldprobst» (полковой благочинный), а так как служащие в войсках не все, протестанты, то в соответствие протестантскому пробсту, для католиков имеется католический пробст, иногда облеченный саном епископа in partibus infidelium, как напр., в настоящее время епископ Асман, считающийся филадельфийским, бывший прежде настоятелем католической церкви св. Ядвиги в Берлине.
Материальное положение духовенства. Доходы духовенства, как в смысле источников, так и размеров очень различны. Большею частью пасторы получают от приходов квартиру или деньги для этой цели. Источниками доходов служат церковные земли, натуральные повинности общин, церковные капиталы, субсидии правительства и разных обществ, пожертвования и, наконец, исправление церковных треб. Всем евангелическим священникам, имеющим ежегодного дохода менее 1800 марок, правительство доплачиваешь до этой суммы; прослужившие более 5 лет получают 2400 мар. в год; имеющим за собой 20 лет службы полагается жалованье в 3000 мар. Кроме того, по духовному ведомству существует предписание, согласно которому на места с доходом свыше 3600 мар. могут быть назначаемы лишь пасторы, прослужившие не менее 10 лет, и в церкви с доходом более 5400 мар., – только прослужившие 15 лет. Законом от 26 января 1880 г. в Пруссии отменены существовавшие ранее эмеритальные духовные кассы и образованы пенсионные, который выдают ежегодные субсидии: за 25-летнюю службу в размере 1/2 жалованья и за 40 л. службы 3/4 оклада13.
Во главе римско-католической церкви стоит, конечно, папа, около которого группируются епископы, непосредственно подчиненные ему в религиозном отношении. В их руках сосредоточена законодательная и административная власть, и для целей управления они сами назначают себе помощников, называемых генерал-викарами. При отправлении же богослужения их помощниками являются викарные епископы (Weih-Bischoff); при каждом епископстве находится капитул каноников, члены которых в старых провинциях назначаются отчасти королем, отчасти самим епископом, в новых провинциях поочередно – или епископом, или самим капитулом; в ведении дел каноники имеют большею частью только совещательный голос; по смерти каждого епископа они, прежде всего, избирают исправляющего должность, потом самого епископа, но при этом они обязаны избирать только такого, который представлен светской властью. Для подготовки р.-католического духовенства существуют богословские факультеты при университете в Бреславле и Бонне, кроме того, при академии в Мюнстере и в лицее «Gosianum» в Браунсберге. В Г. существуют 5 архиепископий: 1) Кельнская, 2) Познано-Гнезенская для Пруссии. 3) Мюнхен-Фрейзинская, 4) Бамбергская для Баварии и 5) Фрейбургская для Бадена, Гогенцоллерна, Вюртемберга, Гессена и Гессен-Нассау; 20 епископий, 3 викарных епископии в Дрездене, в Ангальте и для северных миссий. В качестве диссидентского вероучения, возникшего на почве р.-католицизма, является старо-католическая церковь, находящаяся под управлением признанного государством епископа, имеющего свое пребывание в Бонне. Церковное устройство старокатолического вероисповедания утверждено на первом конгрессе в Бонне в 1874 г.; согласно постановлениям этого конгресса, единственным законным государственным органом духовного управления признаются синоды, которым предоставлено право избрания епископа и исполнительного комитета (Synodal-repraesentance). Конгрессы собираются в неопределенные сроки; до сих пор состоялось одиннадцать конгрессов, из них 5 международных: в 1890 г. – в Кельне, в 1892 г. – в Люцерне, в 1894 г. – в Роттердаме, в 1897 г. в Вене и в августе 1902 года пятый международный и, вместе с тем, 11-й немецкий конгресс в Бонне.
Церковно-религиозная жизнь народа. Разнохарактерность национальностей германского населения и отсутствие однообразия в смысле вероисповедания естественно отражается и на религиозной жизни народа. Наиболее интенсивной она является в католических областях, где народ усердно посещает храмы и строго придерживается церковных обрядов. Кроме того, в этом отношении несомненное преимущество перед столицами и вообще крупными центрами имеют деревни и небольшие провинциальные города.
Среди протестантов нравственное влияние церкви все более и более уменьшается, особенно с тех пор, как правительство признало целесообразным передать ведение списков о рождении, заключении браков и смерти гражданской власти14, вследствие чего народ не имеет более надобности в важнейших случаях своей семейной жизни обращаться к представителям церкви. При догматической свободе протестантизма и почти приближающемся к атеизму рационализме главнейших представителей протестантской теологии, большая часть которых не признает божества Иисуса Христа, сверхъестественного Его рождения, чудесного воскресения и т. п., протестантской церкви не достает необходимого авторитета, чтобы повлиять на массы, которые все более и более удаляются от церкви15, чему в значительной степени содействует особенное развитие социал-демократических тенденций с исключительно утилитарным характером. Этим объясняется и то, что католики, составляя лишь 1/3 населения Г., но объединенные хорошо организованным церковным строем, оказывают наибольшее влияние не только на религиозную, но и политическую жизнь страны. Протестантское общество давно уже поняло ненормальность религиозно-нравственной жизни и под влиянием этого сознания создало, так называемую «внутреннюю миссию». Главным представителем этого движения в Г. сделался в 1848 г. известный писатель – романист Вихерн (см.), деятельность которого оставила глубокий след на развитии внутренней миссии последних лет. Он ясно понимал, что все бедствия церкви, открытые и тайные отпадения от христианства, невежество и деморализация народных масс должны неизбежно привести к ниспровержению существующего социального строя. Для устранения этой грозящей опасности необходимо организовать миссию для своих собственных членов церкви и работать среди них с таким же усердием, как и между язычниками. Разница между ними состоит лишь в том, что деятельность внутренней миссии направлена на искоренение нехристианских элементов в обществе уже христианском и укрепление в нем этих начал. Средства, коими пользуются миссии, чуждые всякой политической партийности, заключаются в проповеди, распространении книг и брошюр религиозно-нравственного содержания, в оказании помощи больным и в разнообразной поддержке нуждающихся без различия возраста, пола, образования, общественного положения и занятия. Первоначально ей пришлось бороться не только со скептицизмом общества, но даже с самой церковью, которая видела в миссии вмешательство в церковные дела со стороны светских лиц. Но благотворное влияние миссии на народные массы сказалось и было признано всеми, и теперь не только правительство, но и сами церковные власти принимают живейшее участие в развитии внутренней миссии, и она пользуется большой популярностью. По замечанию Ф. Ольденберга, она оказалась единственным средством борьбы против тех темных сил, которые, отрицая Высшее Существо и не признавая никаких божественных и человеческих прав, поставили своей задачей уничтожение христианства, представляющего собою единственную прочную основу народного благосостояния. Ужасающий рост преступлений, возрастающая распущенность молодежи, обилие самоубийств, по мнению цитируемого автора, могут только подтвердить это убеждение. С полною уверенностью можно надеяться, что и в будущем миссию ожидает успешное развитие, и именно вследствие ее сближения с церковью16.
В римско-католической церкви также много делается для внутренней миссии, хотя здесь она и не носит такого общего названия. В состав ее входят различные общества, как то: общества св. Викентия для пособия бедным и, преимущественно, семьям; св. Бонифация, – те же цели благотворения и церковно-строительные; св. Борромея, Франца-Ксаверия, Урсулы, призрения и воспитания девочек, вспомогательное общество католических подмастерьев и проч. Успеху деятельности этих учреждений содействуют главным образом огромные денежные средства, особенно жертвуемые по духовным завещаниям. К сожалению, нельзя сказать, чтобы внутренняя миссия римско-католической церкви ограничивалась чистою деятельностью «внутренней миссии», большею частью в них играют главную роль политические соображения, иногда враждебные государству, национальные интересы или цели пропаганды.
Что касается внешней миссии, то прямого отношения к религиозной жизни страны она не имеет и участие общества в ней выражается лишь в поддержке миссионеров денежными средствами, причем, предоставляемые для этой цели суммы выражаются в весьма значительных цифрах.
Народное образование в Г. занимает одно из первых мест в Европе. По статистическим данным за 1883 г. все население в Г. дает лишь 1,27% неграмотных и впереди ее в этом отношении стоят лишь Швеция (0,4%) и Дания (0,36%). Из отдельных государств Г. выше всех по образованию стоят Вюртемберг и Баден (0,02%); и позади всех остается Пруссия (2%). В конце 1890 г. во всей Г. насчитывалось до 57,000 народных школ с 7.000,000 учащихся обоего пола. В Г. каждый гражданин обязан законом посылать своих детей в школу от 6 до 14-летнего возраста (до конфирмации). Первоначальное народное образование в Г. было делом «церковных общин» (Kirchen-Gemeinde) и вообще частной предприимчивости, причем, контроль принадлежал почти исключительно духовным лицам (супер-индендентам, деканам), но закон от 11 марта 1872 г. объявил школу главным образом государственным учреждением, и высший надзор над нею признается за правительством, которое и назначает собственных инспекторов из светских лиц. Наряду с этим, продолжают, впрочем, существовать частные и церковно-приходские школы, но все они находятся под наблюдением правительственной власти.
Затем идет целая система средних учебных заведений17, и, наконец, всю эту систему завершают университеты, которые в Г. состоят большею частью из 4 факультетов: теологического, юридического, медицинского и философского. Богословские факультеты преимущественно евангелические; римско-католические же имеются лишь в университетах в Мюнхене, Мюнстере, Фрейбурге (в. Brisgau) и в лицее в Браунсберге, и по два теологич. факультета (римско-католический и евангелический) имеют университеты в Бонне, Бреславле и Тюбингене. Последний имеет, собственно, 7 факультетов, так как здесь существуют еще факультеты: политической экономии и естественный. Университеты в Мюнхене и Вюрцбурге имеют также по 5 факультетов; первый имеет факультет политической экономии, второй – социальных наук. Академия в Мюнстере (стоящая на степени университета) имеет только 2 факультета – католический богословский и философский. Старейший университет Г. находится в Гейдельберге (1386 г.), самый новый – в Страсбурге (1872 г.). Всего в Г. со включением академии в Мюнстере и римско-катол. теологического факультета в Браунсберге – 22 университета.
Русские и другие православные церкви в Германии. По лицу германской территории, среди грандиозных римско-католических и протестантских храмов нашли себе место наши русские православные церкви, частью в виде особых отдельных храмов, частью в домах при посольствах и миссиях, в следующих 21 городе и селении: 1) Берлине с приписными к нему храмами, 2) в Потсдаме и 3) Гамбурге (vor der Hohe) близ Франкфурта-на-Майне, 4) кладбищенским братским храмом близ Тегеля, 5) братскими храмами в Киссингене (в Баварии), 6) в Герберсдорфе (в Силезии) и 7) вольном и ганзейском городе Гамбурге 8) Дрездене 9) Веймаре, 10) Висбадене и приписанном к нему храмом, 11) в Эмсе, 12) в Дармштадте, 13) в Штутгарте и приписанном к нему храме 14) на Ротенберге, 15) в Кобурге и 16) Готе, 17) в Карлсруэ и 18) Баден-Бадене, 19) в Людвигслюсте, 20) Шверине и 21) Ремплине. Кроме русских церквей, находятся в Германии греческие православные в 22) Лейпциге и 23) Мюнхене и православная румынская церковь (Стурдзы) 24) в Баден-Бадене. Итого, 24 православных церкви на 26,559 русских (по подданству) и около 7 т. (из 8947) греков, румын, сербов, черногорцев, болгар и прочих славянских народностей, обитающих постоянно или временно в Германии. Сюда нужно присоединить еще 25) молитвенный дом единоверцев, пребывающих в восточной Пруссии в селении Федорвальде близ города Alt Ukta, в Зензбургском округе. Из упомянутых церквей, одни состоят при императорских российских посольствах и миссиях (Берлин, Дрезден, Штутгарт), другие состоят при высочайших особах русского царствующего дома (Кобург-Гота, Шверин, Карлсруэ, Ремплин), третьи – надгробные, сооруженные на месте упокоения царственных особ (Висбаден, Роттенберг, Веймар, Людвигслюст), четвертые – курортные (Баден-Баден, Эмс, Киссинген, Гамбург, Герберсдорф), на местах, наиболее посещаемых русскими больными, и, наконец, церкви, возникшие по особым историческим потребностям, как, напр., в Потсдаме при русской колонии Александровке или по местным потребностям, как кладбищенский братский храм близ Тегеля. Вот очерк важнейших из них:
Домовая церковь во имя св. равноап. вел. князя Владимира при импер. Росс. посольстве в Берлине в настоящем своем виде и помещении (Под Липами № 7) существует с 1837 г., когда покойный Император Николай Павлович, женатый на прусской принцессе Александре Феодоровне, дочери прусского короля Фридриха Вильгельма III, пожелал приобрести в собственность особый дом для своих остановок на случай приезда и 30 окт. (11 ноября) приобрел его покупкою за 93 т. талеров от герцогини Саган (нынешняя стоимость этого дома простирается до 2 миллионов талеров или 6 мил. марок, т. е. ок. 3 мил. рублей). С 1837 г. церковь находится в нижнем этаже посольского дома, не имеет снаружи ни креста, ни колоколов, так что по внешним признакам трудно догадаться о ее существовании. Церковь может вместить не более 150 человек18.
В 25 верстах от Берлина, по направлению к западу, в русской колонии «Александровка» (названной в честь покойного Императора Александра I), близ Потсдама находится небольшой каменный 5-главый русский правосл. храм во имя св. благоверного и великого князя Александра Невского. Закладка храма была совершена 30 августа (11 сент.) 1826 г. в присутствии прусского короля Фридриха Вильгельма III, а освящение в присутствии Императора Николая Павловича и членов прусского королевского дома совершено было протоиереем Чудовским 10 июня 1829 г., причем, вслед за освящением храма совершено было таинство крещения над некоторыми из детей колонистов. Храм находится в очень живописной местности на горе Капелленберг. Он сооружен для подаренного императором Александром I королю Фридриху Вильгельму III 23 марта 1813 года хора русских военных песенников. Во время походов 1813–1819 гг. русск. хор песенников неоднократно пел на бивуаках за королевским столом. Настоящие колонисты – прямые потомки их, но уже во 2 и 3-м поколении. Ко дню освящения храма всех колонистов было всего 12 человек, считая, в том числе, русского лейб-кучера Евлампия Бархатова (которого немцы называли Иваном Боковым, как по доселе разделяемому убеждению, что в России все кучера называются Иванами, так и по легкости произношения и запоминания этих более упрощенных имен). Кучер этот был также подарен вместе с тройкой лошадей прусскому королю.
За последнее десятилетие, в период времени между 1893 и 1903 гг., возникают, при содействии основанного в 1890 году при берлинской посольской церкви св. Князь-Владимирского братства, состоящего под августейшим покровительством великого князя Владимира Александровича, заграницею 4 православных храма: кладбищенский в северной окрестности Берлина, близ Тегеля, в Киссингене, Герберсдорфе и вольном г. Гамбурге.
Кладбищенский братский, во имя св. равноапостольных царей Константина и Елены, построен «иждивением православного св. Князь-Владимирского братства и доброхотными приношениями усердствующих жертвователей», на месте, приобретенном братством в собственность, в 1892 г. Сооружение храма в связи с устройством при нем правосл. кладбища вызывалось самыми существенными потребностями такого многолюдного города, как Берлин, через который, кроме постоянно живущих там православных русских, греков, румын, сербов и прочих славянских народностей, проезжает среди массы путешествующих немало трудно больных, отправляемых врачами на воды и климатические станции. Нередкие случаи внезапной кончины в отелях, клиниках и санаториях германской столицы ставили родных в весьма затруднительное положение при невозможности пользоваться домовою посольскою церковью и при необходимости немедленного удаления почивших, особенно из отелей, а затем отдания им последнего христианского долга. Бывали случаи, где приходилось совершать отпевание в покойницких, в городском морге и даже в гробовом магазине, что не могло не отягчать горького чувства при виде такой необычной для православных обстановки.
Дрезденская церковь в столице королевства саксонского состоит при императорской российской миссии в Дрездене. Настоящий храм, во имя св. Симеона Дивногорца, сооружен в 1872–74 гг. (освящен 24 мая 1874 г.). Храм 5-главый, с колокольней, выстроен, в прекрасном виз. стиле, при священнике А. Ф. Розанове и посланнике В. Е. Коцебу. Из достопримечательностей храма обращают на себя внимание – иконостас, весь из белого каррарского мрамора; на престоле – серебр.-вызолоченный ковчег чеканной работы в форме храма в русско-византийском стиле, дар покойного Государя Императора Александра II; на аналое, у солеи, находится крест и образ Воскресения (ανᾶσταυις) из Иерусалима, – дар патриарха Никодима; образ написан на доске из прежней дубовой кувуклии над гробом Господним с частицею Живоносного гроба.
В Веймаре – столице великого герцогства Саксен-Кобург-Готского имеются две православный церкви – домовая на ул. Аккерванд, 25 и надгробная за городом, на протестантском кладбище, обе – во имя св. Марии Магдалины. Первая сооружена в 1804 г. ее имп. высоч. вел. кн. Марией Павловной; великой герцогиней Веймарской (ум. 11 июня 1859 г.). Другая, надгробная – в 1862 г. уже над могилою е. и. высочества августейш. сыном ее вел. герцогом Карлом-Александром и находится рядом (стена-о-стену) с протест. капеллою, служащей местом последнего упокоения всех членов царствующего Веймарского дома. Прав. церковь и капелла имеют один общий склеп, где рядом с гробницею вел. княгини Марии Павловны находится и гробница ее август, супруга вел. герцога Карла-Фридриха (ум. 8 июля н. ст. 1853 г.). Церковь в византийском стиле и увенчана пятью позлащенными куполами.
В Висбадене, некогда гл. городе герцогства Нассауского, из всех достопримечательностей едва ли не первое место принадлежит православно-русскому храму на Нероберге. Малая домовая церковь, существовавшая с 21 марта 1844 г. при русской миссии во Франкфурте-на-Майне, соединена была по воле Государя Императора Александра II, согласно с желанием герцога Адольфа Нассауского, в мае 1855 г., с воздвигнутой герцогом на склоне Таунусских гор, близ Висбадена, с ныне существующим прекрасным храмом, который был сооружен во имя св. праведной Елизаветы над гробом благ. госуд. вел. княгини Елизаветы Михайловны, дочери вел. князя Михаила Павловича, сконч. 16 янв. 1845 г. во цвете лет, первой супруги герцога Адольфа Нассаусского. Главными средствами для создания этого величественного памятника безвременно почившей послужило оставшееся после ее смерти приданое (до 1 мил. руб.), которое по благоч. желанию герцога и воле Импер. Николая Павловича употреблено было на это благое дело.
Гессен-Дармштадтское великое герцогство, давшее в последнее время нашему царствующему дому двух императриц, в Бозе почившую Марию Александровну и нынешнюю Государыню Александру Феодоровну, до последнего времени (1899 г.) не имело на своей территории русского правосл. храма. И лишь, по мысли и желанию Государя Императора Николая Александровича 4 окт. 1897 г. был заложен в присутствии Их Величеств и великогерцогских особ, а через 2 года (26 сент. 1899 г.) и освящен во имя св. равноапост. Марии Магдалины, в память августейшей бабки, также в присутствии Их Величеств, живописно расположенный в стиле старинных ярославских церквей русский правосл. храм. Освящение было совершено о. протопресвитером в сослужении ближайших священников из Висбадена и Кобурга. Своего причта церковь не имеет и служения в ней происходят в присутствии пребывающих высочайших особ сопутствующим придворным духовенством.
В Штутгарте, столице Вюртембергского королевства, появление русской правосл. церкви относится ко времени прибытия сюда для бракосочетания с королем Вильгельмом I ее имп. выс. вел. княжны Екатерины Павловны; она прибыла с причтом и переносными принадлежностями храма, который и был помещен в так называемом «Княж. здании», теперь уже не существующем. В 1894 г. по ходатайству г. посланника Э. К. Коцебу, Имп. Александр III соизволил утвердить проект постройки нового особого храма во имя святителя и чуд. Николая на небольшой площади, выходящей на «Гегелеву улицу». Закладка храма происходила 6 мая 1895 г., через 7 месяцев он был уже вполне готов и 6 (18) декабря того же года освящен. Храм – одноглавый и может вместить до 250 человек. Три золоченые люстры – дар вел. княгини Веры Константиновны – служат прекрасным украшением внутри.
Кроме вышеупомянутых православных русских церквей в Г., существуют еще 2 греческие (в Лейпциге и Мюнхене), 1 румынская (в Баден-Бадене) и единоверческая молельня (в Федорвальде – вост. Пруссии). Из них: а) Греческая церковь в Лейпциге, во имя великомученика Георгия, существует с 1847 г. и помещается на ул. Katharinenstr. б) Греческая церковь в Мюнхене, во имя Христа Спасителя, построена в 1494 г. герцогом Альбрехтом IV, и до 1803 г. была католической. В 1832 г. передана проживавшим в Баварии православным грекам. Законом от 1 июля 1834 г. греческое исповедание было уравнено в правах с римско-католическим. Богослужение совершается большею частью на греческ. яз., а некоторые молитвы и на русском, особенно в высокоторж. дни, когда присутствует импер. русская миссия19.
Румынская церковь в Баден-Бадене существует с 1867 г. и построена на капитал, завещанный кн. Стурдзою, гробница которого, равно как и его 2-х сыновей, находится ныне в склепе под церковью. Причт состоит из румын: настоятеля, диакона (оба монашествующие) и псаломщика, живущих при церкви. Богослужение совершается на рум. яз.
Единоверческая молельня у так называемых филиппонов, выходцев в 1807 г., глав. обр., из Витебской губ., находится в селении Федорвальде, в кам. доме, принадлежащем Филиппу Дановскому. Сюда сходятся для служб в воскресные и праздничные дни присоединившиеся из федосеевского и филипповского согласий к единоверию, по примеру своего бывшего учителя, известного впоследствии архимандрита Павла Прусского, жители 9 окрестных селений: Онуфригова, Пясок, Катыдюла и др. Федосеевское согласие (не приемлющее ни священства, ни браков) также имеет свой центр в монастыре, живописно расположенном на берегу Дюссзее, в 2-х верстах от Еккертова (Войнова), где теперь живут, переселившиеся из закрывшегося женского монастыря в Маданах, монахини. Весь монастырь, основанный в 1847 г., обнесен каменной оградой и имеет внутри отлично устроенный каменный молельный дом с такой же колокольней. Прежде он был мужской, и здесь-то жил первоначально архим. Павел Прусский20.
Прот. А. М-в.
* * *
Для характеристики уже позднейших отношений католического духовенства к своим противникам небезынтересно указать, что когда умер обер-бургомистр Берлина фон-Форкенберг, католик по вероисповеданию, но стоявший на стороне правительства в культурной борьбе, то католическое духовенство отказалось хоронить его, и обряд погребения был совершен лютеранским пастором.
Пенсию в размере полного оклада получают только министры.
Пастор, совершивший венчание без предварительного зарегистрирования вступающих в брак в Standesamt’е или мэрии, подвергается денежному штрафу в 300 марок или 2-хнедельному заключению в тюрьме.
Самая церковная проповедь, заменяющая собою почти все богослужение, при полной свободе отношения к авторитету Св. Писания, имеет значение лишь частного мнения, а не постоянного, незыблемого авторитета Слова Божия. Нередко слышатся заявления против необходимости сооружения храмов, которые с протестантской точки зрения вполне легко и с неменьшим удобством могут быть заменены помещениями цирков и театров.
В настоящее время одним из главных деятелей «внутренней миссии» является бывший придворный проповедник, пастор Адольф Штёккер (Stöcker), основатель и глава партии «Христианского социализма», издатель Deutsche Evangelische Kirchenzeitung.
Кроме учительских семинарий, как в католических, так и протестантских странах, существуют духовные семинарии, также относящиеся к типу средне-учебных заведений.
Настоятелями церкви в ближайшее время были: Трифон Тимофеевич Кедрин (1773–1782 г.); Гавриил Семенович Данков (1782– 1799 г.); Иоанн Борисович Чудовский (1799–1834 г); Доримедонт Васильевич Соколов (1834–1853 г.); Василий Петрович Полисадов (1853– 1858 г); Иоанн Леонтьевич Янышев (1858–1859 г.); Тарасий Феодорович Серединский (1859–1886 г.); Алексей Петрович Мальцев.
Кроме греческ. храма, в Мюнхене существовала одновременно русская православная церковь графа Адлерберга, освященная в 1867 г. во имя Честного и Животворящего Креста Господня. До 1881 г. она находилась близ г. Гельсингфорса и была подарена графу Адлербергу Императором Александром II для его дачи в Финляндии. Летом церковь эта переносилась на дачу графа Адлерберга в Тегернзее.
Подробнее об этом см. у d-r Franz Tetzner, die Slawen іn Deutschland. Braunschweig, 1902.