Герман – имя четырех патриархов Константинопольских
Герман – имя четырех патриархов Константинопольских. Из них:
1) Герман I занимал кафедру с 1 августа 715 года до 7 января 730 года. Он был сын патриция Юстиниана, занимавшего высокие государственные должности, родился в половине тридцатых годов VII столетия и учился в одной из высших юридических школ Византии. По смерти отца, казненного Константином Погонатом за участие в заговоре против императора Констанция II, Г. был сделан евнухом и причислен к клиру великой Софийской церкви. В звании клирика Г. усердно занимался изучением Священного Писания и святоотеческой литературы, а также проповедничеством и, как человек образованный, получил влияние на дела церковные и политические. Он, вместе с патриархом Георгием, был главным инициатором в деле созвания шестого вселенского собора, и, вероятно, не без его участия состоялось созвание и пято-шестого собора. Заслуги Г. привели его на Кизическую митрополичью кафедру, которую он занял по окончании Трулльского собора, или немного спустя. Но кизическая паства отвергла нового митрополита за то, что он, вследствие обычной своей мягкости и уступчивости и под влиянием насилия, сочувственно отнесся к эдикту императора Филиппика, из-за государственных интересов отменившего в 712 году определение шестого вселенского собора против монофелитства. Однако 1 августа 715 года Г. вступил на Константинопольскую кафедру, при содействии императора Анастасия, к религиозной политике которого он относился снисходительно. При императоре Феодосии в 716 году Г. созвал собор, на котором было возобновлено определение VI вселенского собора о двух волях во Христе и осуждены патриархи: Сергий, Кир, Павел и другие. С воцарением Льва Исавра, в деятельности Г. почти на десять лет наступило затишье, во время которого он написал большинство своих сочинений и принял меры к устранению разномыслия армян с православною церковью. Когда возникла иконоборческая смута, патриарх Г. вступил в борьбу с ее виновником – императором Львом, который, встретив в патриархе сильного противника и обличителя, стал «бесстыдно» с ним обращаться и этим побудил его отказаться от патриаршества. Удалившись с кафедры, Г. поселился в своем поместье Платонии, близ Константинополя, где и скончался столетним старцем; его погребение было совершено в столичном монастыре Хора. Вообще, жизнь патриарха Г. была исполнена треволнений и даже колебаний. Известно, что Копронимовский собор 754 г. даже провозгласил анафему «двоедушному» патриарху; иначе взглянул на него VII-й вселенский собор, именуя Г. «святым отцом» и «иереем Христовым». Причина подобных противоречивых взглядов на Г. лежит в принципе οἰκονομία, которого он держался, и который в течение целого ряда веков делил византийское духовенство и общество на два враждебные лагеря (см. об этом в статье «Византийская церковь»). Но, несомненно, Г. внес богатый вклад в церковную жизнь, посему и причислен церковью к лику святых. Его память чтится 12-го мая.
Патриарх Г. известен и литературными своими трудами, которые в сознании потомства «уподобили его святым отцам». Из них сохранились лишь немногие, так как император Лев Исаврянин распорядился предать их огню. Первое место из трудов Г. занимают его три послания – к Иоанну, митрополиту Сипаидскому, Константину, епископу Наколийскому, и Фоме епископу Клавдиопольскому, которые важны, как по заключающимся в них историческим сведениям из первых времен иконоборства, так и по апологетическим приемам и средствам борьбы православных богословов с иконоборцами. Затем, Г. принадлежат: послание к армянам, в котором, в духе замечательной снисходительности к заблуждающимся и с искренним желанием примирения, разъясняются заблуждения армян и определенно излагаются истины православной догматики, как они формулированы четвертым, пятым и шестым вселенскими соборами, и – послание к папе Григорию по поводу иконоборства. Кроме посланий, от патриарха Г. сохранились также сочинения – «О ересях и расколах» и толкование на литургию. В первом сочинении Г. перечислил соборы от Симона волхва до его времени, изложил их определения, указал поводы, по которым они созывались, назвал председателей соборов и императоров, при которых они происходили, и отметил, кто из отцов и против какой ереси подвизался. Это сочинение, особенно в последней своей части, имеет важное значение. Но еще большую важность имеет толкование на литургию, служащее и теперь почти единственным источником для истории литургий в VIII-IX веках. Далее, Г. написал полуфилософский, полудогматичсский трактат «О пределе жизни – Περί ὂρου ζωῆς», в коем, в форме диалога, решается вопрос, правда ли, что Богом назначены определенные границы жизни каждого человека. С именем Г. сохранилось также несколько слов на Господские и Богородичные праздники, с характерными признаками византийской риторики – обилием образов, витиеватостью, отсутствием исторических сведений, а также – много церковно-богослужебных песнопений. Наконец, Константинопольский патриарх Фотий в своей «Библиотеке» упоминает, что патриарх Г. написал особое сочинение против Оригена, допускавшего предел, после которого падшие духи приобретут свое первоначальное состояние, а души грешников перестанут мучиться (апокатастасис), и защиту учения св. Григория Нисского об этом предмете; но это сочинение не сохранилось. Тот же Фотий следующим образом отзывается о форме сочинений патриарха Г.: «слог Г. чист и легок, обилует удачными фигуральными выражениями, красивыми, изящными оборотами и чужд сухости; преследуя поставленную цель, автор не удаляется в сторону, не говорит ничего лишнего, но не забывает и того, что нужно для его задачи; если кто хочет писать убедительные, доступные и приятные беседы, то в сочинениях Г. найдет прекрасный образец для подражания».
Литература. 1) Сочинения патр. Г. напечатаны у Migne’a, Patrologia graeca, t. 98. 2) И. Андреев, св. Герман, патриарх Константинопольский, «Богословский Вестник» за 1897 год и отдельно. 3) Μανουήλ Γεδεών, ΙΙατριαρχικοί πίνακες; 4) К. Krumbacher, Geschichte der byzantinischen Litteratur. München. 1897 г. 5) Подробности у Андреева и Крумбахера.
2) Герман II был патриархом в 1222–1240 годах, когда в Константинополе господствовали латиняне, а византийцы удалились в Малую Азию и основали здесь Никейскую империю. Патриарх Г. II и управлял греческою церковью из Никеи. Он родился в селении Анаплус на берегах Босфора, был сыном рыбака и получил хорошее образование. Во время завоевания Константинополя латинянами (1204 г.) он состоял диаконом великой Христовой церкви (св. Софии), а затем удалился в монастырь св. Георгия Прекрасного (Πανευμόρφου) в Ахиране, откуда и был призван на Никейский патриарший престол. Византийские историки (Акрополит, Григора и Ефремий) с большою похвалою отзываются о Г., называют его человеком ученым, образованным и доблестным в словах и поступках. В течение всего своего патриаршества Г. вел непрерывную борьбу с папским престолом, стремившимся подчинить себе греческую церковь. Он призывал латинского патриарха в Константинополе к миру и христианскому братолюбию, хвалил монахов столичного монастыря Петра во имя Иоанна Крестителя за их мужественное противодействие латинской пропаганде, защищал в сочинениях православное учение и укреплял византийских богословов в их полемике с латинянами. При нем в Никее состоялись два собора, один в 1232 году по частным делам местной церкви, а другой в 1234 году, по поводу прибытия в Никею четырех послов римского папы Григория IX для переговоров об унии. Но эти переговоры не имели успеха, главным образом, потому, что патриарх Г. был весьма жарким противником латинства и мужественно боролся с коварными замыслами папства. Он написал пространное письмо папе, в коем доказал, что виновниками схизмы были латиняне, а не греки, и изобличил, на основании исторических данных, прикровенные замыслы Рима в отношении к востоку. Папа ответил патриарху особым посланием, с обычными доводами в защиту папской системы, имевшими значение аргументов ad hominem, но нимало не убедительными для восточного патриарха. Одновременно патриарх писал послание к православному населению острова Кипр, находившемуся под властью латинян. В одном из этих посланий ревностный святитель дает кипрскому духовенству и народу советы касательно религиозных отношений к латинским клирикам, а в другом говорит об их отношениях к греческим священникам, признававшим над собою власть папы. Патриарх Г. был и ревностным защитником точности в соблюдении догматов и канонов и тщательно назидал свою паству в истинах веры и благочестия. Он известен также многими своими распоряжениями, направленными к благоустройству монастырей, а в 1228 году, по его ходатайству, император Иоанн Дука Ватаца издал хрисовул, коим было определено, что все имущество умерших архиереев, в чем бы оно ни состояло, должно поступать на хранение эконома епископии, который принимает его в присутствии клира и хранит до прибытия нового архиерея. Патриарх Г., после смерти, был погребен в Никейском монастыре Кириотиссы, где, по словам Никифора Каллиста, явил многие чудеса, а хронограф Ефремий говорит о нем, как пребывающем в сонме святых патриархов.
Патриарх Г. известен и в истории византийской литературы, прежде всего, своими посланиями к римскому папе Григорию IX, к латинскому патриарху в Константинополе и к православным жителям Кипра, а также доселе не изданными полемическими трактами, направленными против латинян, например, «Об исхождении Святого Духа», «Об опресноках» и др. Но главные произведения Г. относятся к разряду церковных слов и бесед, из коих изданы лишь очень немногие, а наибольшая их половина хранится в библиотеках востока и запада. Знаменитый русский ученый епископ Порфирий Успенский видел в библиотеке Иверского монастыря на Афоне Кириакодромион Г. II, т. е. сборник слов и поучений на целый год, а профессор К. Крумбахер сообщает, что в национальной библиотеке в Париже имеется рукописный кодекс (Coislinianus, № 278), с 46 беседами и 6 катехизическими поучениями Г. О достоинстве патриарха Г., как проповедника, можно будет судить только тогда, когда будут изданы эти его произведения, – что и составляет одну из ближайших задач византологии.
Литература. 1) Сочинения Г. II изданы у Migne’а, Patrologia graeca, t. 140. 2) Проф. А. Лебедев, Исторические очерки состояния византийско-восточной церкви от конца ХI до половины XV века. Издание 2. М, 1902 г. 3) Μανουήλ Γεδεών, указ. соч. 4) К. Krumbacher, указ. соч.
3) Герман III, по фамилии Мармутца, из рода лазов, занимал Константинопольскую патриаршую кафедру с 5 июня до 14 сентября 1267 года и был первым патриархом, избранным в Константинополе после освобождения его от господства латинян. Избрание состоялось по воле императора Михаила Палеолога, коему Г. был известен еще во время своего пребывания в одном из монастырей на горе Черной: когда Палеолог, боясь царя Феодора Ласкариса, бежал из Никеи к Иконийскому султану, то Г. с радостью встретил его в своем монастыре, принял со всевозможным почетом и радушием и снабдил всем необходимым на дорогу. После, когда Михаил Палеолог сделался императором, то Г. явился к нему и в числе многих других почестей получил Адрианопольскую митрополичью кафедру, с которой был возведен на патриарший престол. Византийский историк Георгий Пахимер сообщает о Г., что он был нрава свободного, прекрасно совершал священное служение, был человек вообще отличный и ученый в высшей степени. Ему было известно все прекрасное и полезное не только для добродетели, но и для управления делами. Он преимущественно хвалил тех, кто совершал чистую добродетель, проводя жизнь более среди людей, чем в пустыне. Не отличался сам красноречием, он уважал людей красноречивых, любил слушать их и охотно становился их другом. Он украшался не тою добродетелью, какою хвалятся люди, представляющие себя лучше других, любящие различать пищу и питье, предпринимающее путешествия пешком, вообще, соблюдающее лишь внешние формы благочестия, а милосердие и любовь, человеколюбие и сочувствие поставляющие на втором плане, – нет, его добродетель была истинно человеческая, которая характеризовала его, как истинного человека; он больше отличался умеренностью и снисхождением, чем аскетическим бесстрастием. Некоторые, добавляет историк, называют такую добродетель политическою, а жизнь, согласную с нею, жизнью политика, которая занимает средину между созерцательною и светскою. Вступив на престол, Г. почтил наградами и достоинствами людей образованных и добродетельных. Золото он презирал более всего, так что не имел кошелька, а поступавшие к нему деньги он щедро раздавал на добрые воли. Будучи человеком образованным, Г. заботился и о просвещении клира. С этою целью он пригласил некоего Оловола, дал ему диплом ритора и разрешил устроить школу для детей клириков. Патриарх усердно ходатайствовал пред царем за обиженных и страждущих, ревностно заботился о благоустройстве церкви и вообще был по своим личным достоинствам архипастырем примечательным. Но он жил в тревожное время, когда в недрах византийской церкви происходило так называемое арсенитское движение, получившее свое начало при патриархе Никейском и Константинопольском Арсении (см. о нем). Г., занявший престол после Арсения, вызвал против себя сильный протест со стороны приверженцев низложенного патриарха, которые и излили на него всю свою ненависть, все свое презрение. Характер нового патриарха, образ его действий, приемы, самый род его подверглись самому беспощадному осуждению и осмеянию. В уважении, которое Г. имел к царю и его правлению, арселиты видели низкое пресмыкательство и ложь, в его щедрости видели глупую, тенденциозную расточительность; его манеру держать себя – открытое и свободное обращение – провозгласили унижением высокого сана, называли его недостойным патриаршего звания и даже открыто говорили, что он противозаконно перешел с престола дочери (Адрианопольская митрополия) на престол матери (патриархия). Все это сильно унижало патриарха в глазах духовенства и народа. Затем и сам император разочаровался в своем избраннике, так как последний не всегда соответствовал его видам, обнаруживал излишнюю слабость в управлении церковными делами и бесхарактерность. Наконец, против патриарха стал интриговать духовник императора Иосиф, которому хотелось самому занять патриарший престол. При таких условиях, Г. вынужден был отказаться от кафедры, на которой он восседал лишь три месяца. Таким образом, патриарх Г., хотя и отличался многими достоинствами, однако, вследствие неблагоприятного для него стечения обстоятельств, не только не развернул во всей полноте своих сил, но и оказался ниже своего положения и не сумел умиротворить церковь, обуреваемую смутами. Слабость характера Г., уступчивость и непостоянство обнаружились и в том, что он путешествовал на запад в качестве делегата от Византийской церкви, для участия на Лионском соборе, коим была провозглашена уния церквей греческой и латинской. О последних годах жизни Г. известий не сохранилось.
Литература. 1) Георгий Пахимер, История Михаила и Андроника Палеологов. Русский перевод. Спб. 1862 г. 2) Никифор Григора, Римская история. Русский перевод. Спб. 1862 г. 3) И. Е. Троицкий, Арсений, патриарх Никейский и Константинопольский, и арсениты. Спб. 1873 г. 4) А. В. Лебедев, указ. выше сочинение. 5) Μανουήλ Γεδεών, указ. соч.
4) Герман IV занимал Константинопольскую патриаршую кафедру дважды – с 12 июня 1842 до 18 апреля 1845 года и с 1 ноября 1852 до 16 сентября 1853 года. Он родился в 1790 году в Константинополе, служил сперва при патриаршем храме, в 1826 году был избран митрополитом Видинским, откуда был потом перемещен на кафедру Драмскую (1831 г.) и Деркскую (1835 г.). Г. не получил систематического образования, но был большой любитель науки и просвещения, памятником чего служит и ныне существующая богословская школа на острове Халки, в монастыре Святой Троицы, основанная патриархом в 1844 году и бывшая прежде, как и теперь, единственным рассадником высшего духовенства на греческом востоке. Кроме того, он отличался большою ревностью о благе греческой церкви и народа, нестяжательностью и добротою. В первое свое патриаршество он сделал несколько важных распоряжений, из коих главное запрещало митрополитам хиротонисать новых епископов без крайней необходимости, лишь для титула. Во второе патриаршество Г. построил вне стен Константинополя национальный греческий орфанотрофий (сиротский дом) и украсил патриарший храм. Он скончался 16 сентября 1853 года и был погребен в храме Живоносного Источника.
Литература. Μανουήλ Γεδεών, ΙΙατριαρχικοί πίνακες. Срав. И. Соколов, Очерки истории православной греко-восточной церкви в XIX веке. Спб. 1901 г. (и во втором томе «Истории церкви в XIX в.» изд. А. П. Лопухина).
И. Соколов.