Источник

Георгий – греческий монах

Георгий – греческий монах, называемый также Амартолом (ἀμαρτωλός – грешник), написал в царствование визант. импер. Михаила III (842–867 г.) хронографический труд под заглавием: «Χρονικόν σύντομον έκ διαφόρων χρονογράφων τε καί εξηγητών συλλεγέν καί συντεϑέν ύπό Γεωργίου αμαρτωλού». О писателе известно только то, что он был монах, о чем, кроме надписания его хронографии, свидетельствуют и монашеский ее дух, враждебное отношение автора к иконоборцам, и склонность к богословским рассуждениям. Свой труд он закончил незадолго до смерти императора Михаила III, т. е. в 866 или 867 г. Хронография Г. монаха начинается от сотворения мира и оканчивается смертью императора Византии Феофила в 842 г. по P. X. Но к этому труду впоследствии другие писатели, для личного своего пользования и по собственным своим нуждам, сделали добавления, продолжающие хронографию Г., в некоторых рукописях до 948 года, а в других и позднее. Что это так, видно из предисловия к хронографии, где Г. прямо говорит, что в последней книге его труда исследуется история императора до Феофила включительно (842 г.). Затем древнейший список хронографии (codex Coislinianus X века) имеет ее только до 842 года, причем в заключении сказано: «здесь конец хронографии». А в списках, имеющих труд Г. с продолжением. в конце имеется приписка: «до сего хроника Георгия, а далее – Логофета» и т. п. Хронография Г. состоит из четырех книг. В первой содержатся сведения об Адаме, Нимвроде, Нине, о персах, римлянах, Филиппе, Александре, халдеях, амазонах и пр., т. е. то, что удовлетворяло познаниям византийского монаха из области языческой истории от Адама до Александра Македонского. Вторая книга опять начинается с Адама и заключает существенные черты священной истории до римлян, со вставками, напр., о Платоне, идолослужении и т. п. В третьей книге обозреваются события от Цезаря до Константина Великого, а в четвертой – события римской и византийской истории от Константина до 842 года. В предисловии к своему труду Г. говорит, что он задался целью составить полезную и необходимую для читателя книгу, заботясь об истине учения и рассказа, пренебрегаемой другими писателями. Здесь читатель найдет рассказы о гибели идолослужения, обличения безбожия греческих философов, повествование о том, как возникло монашество, и многое другое, полезное для спасения души. Вообще, в своем труде Г. собрал то, что интересовало образованных византийских монахов. Отсюда – частые выдержки из творений святых отцов, богословские размышления, в гражданской истории отмечается то, что свидетельствует о благочестии императоров. Таким образом, труд Г. является средневековой монастырской хроникой византийского происхождения, типичным памятником монашеской литературы, историческим источником для характеристики настроения, дум и воззрений византийского образованного монашества. Влияние хронографии Г. не ограничивается Византией, но перешло и к славянам, у которых эта полезная и поучительная книга распространила первые семена исторических знаний и дала толчок к составлению подобных произведений.

Какие источники имел Г. при составлении трех первых книг своей историографии, сказать трудно. В истории императоров до Диоклетиана он, несомненно, пользовался тем утраченным историческим трудом, следы коего встречаются у византийских историков Льва Грамматика, Кедрина и Зонары. В четвертой книге, касающейся византийской истории, Г. имел главным источником Феофана, а, кроме того, пользовался трудами Малалы и Феодора Чтеца, и историей патриарха Никифора. Та часть этой книги, в которой излагается история 813–842 годов, есть самостоятельный труд Г. и имеет очень важное значение.

В литературном отношении хронография Г. не имеет особых достоинств, так как автор заботился больше о достоверности рассказа, чем об изяществе речи. «Лучше, – говорит он в предисловии, – лепетать истину, чем красноречиво рассказывать (πλατωνίζειν) ложь». Но, однако, Г. не пишет так просто и естественно, как обещал: его язык находится под сильным влиянием церковной речи.

Труд Г. имел широкое распространение в Византии, где он сделался и школьным руководством, и семейною книгою для чтения. Число его рукописей очень велико, причем они отличаются друг от друга многочисленными разночтениями. Однако проф. Крумбахер находит возможным объединить их в трех редакциях. Г. Амартол читался и на славянских языках, на которые был переведен очень рано. До настоящего времени известно более десяти болгарских и сербских переводов хроники Г. Несомненно также влияние Амартола и на нашего Нестора Летописца. Его хронография известна и в грузинском переводе. Наконец, Г. имел большое влияние и на позднейшую византийскую историографию.

В очень многих рукописях хронографии Г. имеется большое продолжение ее, обозревающее события до смерти византийского императора Романа Лакапина в 948 г., в иных рукописях – до 1071, 1081 и в одной далее, до 1143 года. Но более важный текст продолжения заканчивается 948 г., так как остальные прибавления представляют большей частью немногие замечания, иногда хронологические таблицы, которые составлены переписчиками рукописей для собственного пользования. На писателя этого главного продолжения пролили свет новейшие научные исследования. Он отождествляется с магистром и логофетом Симеоном, составителем хронографии, известной и в греческих рукописях, и в одном славянском переводе. Но присоединил труд Симеона к хронографии Г. не сам этот автор, а кто-нибудь другой, и присоединение это имеет чисто внешний характер. К тому же труд Логофета отличается от хронографии Г. и тем, что церковные события поставляет на втором плане и следит, главным образом, за жизнью при императорском дворе. Добавления к хронографии Г., простирающиеся далее 948 года, большей частью представляют извлечение из исторического труда продолжателей Феофана.

Литература. 1) Хронография Г. издана в большой серии Corpus scriptorum byzantinorum, 1838, а также – Edouard de Muralt, Georgii monachi, dicti Hamartoli, chronicon ab orbe condito ad annum p. Christum 842 et a diversis scriptoribus usque ad annum 1143 continuatum. Petersburg 1859. Издание Муральта перепечатано у Migne, Patrologia graeca, t. 110. 2) F. Hircsh, Byzantinische Studien. 3) Carl de Boor, Zur Kenntniss der Weltchronik des Georgios Monachos (Historische Untersuchungen Arnold Schäfer zum 25 jährigen Iubiläum gewidmet). Bonnae. 1882. 4) С. Шестаков, О происхождении и составе хронографии монаха Р. Амартола (Ученые записки Казанского университета, т. 58 и 59, 1891 и 1892 г.). 5) С. Шестаков, Об источниках хронографии Георгия монаха (прибавление к 70 тому Записок Импер. Академии Наук, № 4). Спб. 1892. 6) В. И. Васильевский, Хроника Логофета на слав. и гр. (Византийский Временник, т. II, 1895 г.). 7) С. Шестаков, К критике текста хроники Георгия монаха. Там же. 8) К. Krumbacher, Gesch. der byzant. Litt. München. 1897.

И. Соколов.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 4: Гаага - Донатисты. - 1903. - [4] с., 1216 стб., 4 л. портр., карты: ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle