Источник

Клиросы

Клиросы. В начале русской церковной истории помощниками епископов по управлению епархиями были „клирошане“ – духовенство, состоящее при кафедральных церквах и при соборах в городах, где не было епископа. „Клирос“ кафедрального собора был постоянным советом при епископе. Во главе клироса стоял старейший из клирошан – старейшина или протопоп „наместник“.

Эта форма епархиального управления и суда не была перенесена в русскую церковь из Греции вместе с христианством. Там в это время была в полном расцвете форма управления чрез духовных чиновников, из которых каждый имел строго определенный круг обязанностей. Клиросы являются естественно формой управления в начинающейся церкви. К кому было обратиться епископу, как не к ближайшему духовенству?

Сведения о клиросе с наместниками во главе восходят к X веку. Под 988 годом летописец свидетельствует о св. Владимире: „Постави церковь и вси люди крести рускые и наместницы по всей земли“. В уставе св. Владимира есть слова: „Церковного суда не обидети ни судити без владычня наместника“. Препод. Нестор в житии Феодосия печерского упоминает о клиросе киевской св. Софии, в состав которого входили „попы корсунские“, приставленные служить при киевской десятинной церкви, в главе с Анастасом. Корсунянином, именуемым в летописях иереем, а в киевском синопсисе протопопом. Ему поручено было ведать доходами Десятинной церкви. Затем, препод. Нестор говорит, что митрополит Иоанн (1008 – 1035 г.) „постави (при Вышгородской церкви) попы и дьяконы и постави им старейшину“. В житии препод. Авраамия смоленского, написанном между 1224 – 1237 г., старейшина называется протопопом. Епископ смоленский Игнатий „призва единого от своего честного крылоса первого от старейших протопопа именем Георгия“. Видимо, наименование протопопом в то время соединялось с первенством власти, а не чести только.

В XI и XII веках есть данные за существование тогда клиросов в Киеве, Новгороде, Берестове, Вышгороде, Боголюбове, Владимире на Клязьме, Ростове и Смоленске. Сведений о деятельности клиросов, их правах и обязанностях и отношении к епископам до XIII в. совсем не сохранилось. Возможно, что при тех простых патриархальных отношениях, какие были в первое время между епископами и духовенством, не было регламентации прав и обязанностей клиросов.

От XIII в. сохранились данные и о круге деятельности клиросов. На Владимирском соборе (1274 г.) было сделано следующее постановление: „Яко же аз (митрополит Кирилл) уставих в митрополии да будет се во всех епископиях: да взьмудь клирошане з гривен от поповства и от диаконства от обоего“. Далее в послании епископа владимирского к сыну Александра Невского (кон. XIII в.) читаем: „Вижь, сыну князь, како ти были велиции князи, твои прадеды и деды … украсили церковь Божию клирошаны … и суды церковными“ и после перечня предметов церковного суда из устава св. Владимира: „но то дано клирошаном на потребу“. Из этих данных видно, что клирошане принимали участие и в административных делах относительно рукоположения в священный сан и в суде по делам, подлежащим ведению церкви.

В XIV веке клирошане теряют свое значение в деле церковного управления и суда, так как к концу этого века церковное управление и суд находилось уже в руках светских архиерейских чиновников. По свидетельству Стоглава, десятильники производили суд над духовенством ранее митрополита Петра, т.-е. ранее 1308 г. В XIV и XV веках есть сведения о клиросах – в смысле штатов городского духовенства – в Рязани, Пскове, Новгороде, Москве и Владимире. Встречаются только остатки былого значения клирошан. В чине поставления во епископа (XV в.) есть упоминание о некотором участии клирошан в выборе епископа. По смерти архиерея к митрополиту собираются епископы, и он объявляет им о вдовствующей епископии в присутствии клирошан – „лучшим его клирошаном ту сущим“. Затем при совещании о выборе епископа из намеченных кандидатов в приделе церковном участвует один от „болших и старейших клирик“. При хиротонии во епископа принимают участие „протопоп и инии попы клирошане с ним“. Попытка Стоглава восстановить древний соборный суд святительский – суд епископа с клирошанами – не осуществились.

В Киевской Руси церковное управление и суд епископский посредством клиросов сохранились и после XIII века. Клиросы там были во всех больших городах в XV, XVI и XVII веках.

От XV века есть сведения о Виленских, Киевских, Полоцких и Мстиславских клирошанах. Но самые подробные сведения о клиросах в Западной России принадлежит XVI и XII веках. На соборе в Вильне в 1509 г., в составе одного митрополита, семи епископов и семи протопопов-наместников, представителей своих клиросов, было поставлено лишать временно приходов священников, виновных в проступках против должности и благоповедения. В случае, если священник не исправится, „тогды нам (епископу) сборне з нашим крылосом таковому безчиннику не велети священнодействовать“. Допрос виновного производился также „сборне“ с клиросом. Подобное же значение клироса, как совета при епископе, видно и из документа 1511 г. В этом году виленские мещане просили митрополита Иосифа Солтана разрешить им участвовать в описи церковного имущества после смерти священников. Митрополит, посоветовавшись с клиросом – „обмовивши о том з нашими духовными, со всим клиросом соборное церкви“. В 1539 г. епископ Макарий составил из львовских священников собор об учреждении во Львове клироса. Ранее, когда он был наместником Галицким, он решал все дела вместе с клирошанами.

На соборе, посоветовавшись с львовскими священниками, Макарий устроил клирос, „как у иньших епископиях есть“. Эта форма управления, обычная в других епископиях, давно была оставлена во Львове. А раньше в главной церкви св. Великомученика Георгия „справа духовная была ку хвале Божой, то есть клирос бывал“. Львовский клирос составляли – старший священник, именовавшийся наместником, и шесть священников из разных городских приходов, а также один диакон. Относительно содержания, нрав и обязанностей львовских священников на соборе было постановлено: 1) На содержание клирошан назначается 1/2 доходов соборной церкви во имя св. великомученика Георгия; 2) при освящении новой церкви во львовском повете половина дохода идет в пользу епископа и половина в пользу клирошан, при освящении же старой церкви весь доход передается клирошанам; 3) клирошане служат при соборе понедельно: чередной клирошанин обязан быть духовником ставленников его недели и за исповедь получает шесть грошей, а при поставлении во священника клирошане, участвующие в богослужении, получают по одному грошу; 4) из платы за сорокоуст не менее 10 грошей – половина идет епископу и половина клирошанам, при меньшей плате все идет клирошанам; 5) суд по всем делам, подлежащим ведению церкви, производится епископом вместе с клирошанами: „кому будет права духовного треба“ получает „позов“ в суд от епископа, а в его отсутствие от наместника и платит за это шесть грошей; 6) при освящении церкви в приходе клирошанина и при рукоположении сына клирошанина во священника епископу не полагалось платы; 7) по смерти епископа делами церковного управления и суда ведают клирошане вместе с „пани земляни“ и „пани мещаны львовскими». При вступлении на кафедру нового епископа они дают отчет в церковном управлении и церковном имуществе; 8) в случае проступка клирошанина епископ может запретить ему служение. до окончательного решения дела согласно с каноническими правилами и 9) „а наместника не мает владыка выбирати, едно клирошане обравши, мают поведити владыце, а владыка его благословити мает“. Этот документ имеет важное значение потому, что подобное устройство клироса было повсеместным в киевской митрополии: „как у иньших епископиях есть“. Постановления эти подтверждены были на соборе в Новогродке митроп. Макарием в 1549 г., на генеральном сейме в Люблине в 1566 году, на соборе Брестском в 1590 г. и в 1634 г. во Львове.

От ХVІ и ХVІІ веков есть данные за существование клиросов в Киеве, Новгородке, Городне, Вильне, Полоцке, Мстиславле, Витебске, Могилеве, Владимире, Холме, Пинске, Луцке, Нежине, Перемышле, в Черниговской епархии, в Батурине и других городах. Клирошане во главе с протопопами-наместниками были и в тех городах, где не было резиденции епископа. Округ, подлежащий их ведению, потом получил наименование протопопии. В составе клироса было от 5 до 8 членов. Избирались они из различных городских приходов. Образцом участия клирошан в делах, решаемых епископом, может служить духовный суд епископа владимирского Феодосия о недействительности второго брака, заключенного Василием Зогоровским, кастелляном брацлавским с княжной Чорторыйской при жизни первой жены. Суд происходил в 1583 г. Сначала дело доложено было митроп. киевскому: „Отец митрополит, засевши на том за всеми крылошаны своими, зрозумевши з обу сторон, с поступком правных, узнал то, иж тая справа не належит до суду его милости“. Решено было передать дело на рассмотрение епископа владимирского. На суде были владимирские клирошане и епископ холмский со своими клирошанами по назначению короля. Епископ владимирский производил допрос заинтересованных в деле сторон. Одна сторона доказывала, что развода с первой женой не было; другая доказывала обратное. Епископ после допроса, предоставляя недовольной стороне аппеллировать на его решение к королю, признал второй брак законным. Недовольная сторона просила срока для апелляции четыре недели. Кроме того уполномоченные недовольной стороны спросили: согласны ли клирошане с решением епископа и были ли читаны на суде документы, доказывающие, что развода с первой женой не было? Владимирские клирошане отвечали, что они согласны с решением епископа, но что упомянутые документы читаны не были. Уполномоченные просили записать их слова. Епископ холмский со своими клирошанами также не согласился с решением и просил записать происходившее. Княжна Загоровская вызывала потом по этому делу на суд к королю владимирских клирошан. Они отказались явиться на том основании, что имеют над собою „судью и пастыря своего старшого духовного“.

Клирошане принимали участие и в разрешении различных недоуменных вопросов. В 1591 г. епископ владимирский Мелетий, по поводу присоединения новых членов к виленскому и львовскому братствам, сделал такое распоряжение: если в чем у них будут недоразумения, „да вопрошают о сем истиннейшего рассуждения соборного святительского“. В 1544 г. львовские клирошане принимали участие в составлении устава Свято-Николаевского братства. В 1588 г. епископ владимирский вместе с клиросом принимает меры к благоустроению владимирской соборной церкви и устройству при ней училища. В 1604 г. епископ львовский созывал клирошан для совещания о водворении спокойствия и мира в церкви.

Клирошане принимали участие в заведовании церковными имуществами. По смерти епископа они производили опись церковному имуществу и ведали им до назначения нового епископа. В случае смерти священника клирошане также производили опись церковному имуществу. В 1608 г. нареченный епископ львовский Иеремия дал обязательство сохранять стародавния права клироса и, между прочим, составил реестр всем грамотам, имуществу и драгоценностям церковным и епископским – и „реестр с подписом рук и печатью их клерошанскою и нашею епископскою в належном месте при церкве столечной мети: и за их ключами клерошанскими порадою и с ними тым владети“.

По-видимому, уже в XVII в. протоиереи, стоявшие во главе клиросов, постепенно захватывали власть в свои руки и начали решать дела единолично. Название клирос сменилось названием протопопия. И самое наименование уже свидетельствует, что дела решались протопопом, а не клиросом, как прежде. В харьковской епархии архиепископ Иосаф в первой половине XVIII в. обратил внимание на то, что протоиереи единолично вершат дела. В грамоте киевского митроп. Тимофея Щербацкого 14 августа 1749 г. новопоставленному слуцкому протопопу Стефану Маньковскому определяется круг его прав и обязанностей, но о клиросе ничего не говорится. С половины XVIII в. протопопии начинают заменяться духовными правлениями. Клиросы же при архиерейских кафедрах сначала обратились в канцелярии или домовые правления, а эти последние с 1744 г. стали именоваться духовными консисториями.

В. Самуилов.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 11: Клавда — Книги апокрифические Новаго Завета. — 1910. — XI с., 470 стб. : портр.

Комментарии для сайта Cackle