Климент XIV
Климент XIV – папа римский (с 19 мая 1769 г. по 22 сентября 1774 г.), преемник Климента ХIII, до пострижения в монашество носивший имя Иоанна Викентия Антония Ганганелли, родился 31 октября 1705 г. в С.-Арканджело близ Гимини в Гоманье; отец его был врач. Получив первоначальное образование у иезуитов в Гимини и у пиаристов в Урбино и осиротев, Ганганелли 18 мая 1724 г. вступил в орден миноритов; при этом он получил имя Лаврентия. После усердных занятий философией и богословием в Пезаро, Геканати, Фано и Риме, Лаврентий Г. преподавал эти предметы в Асколи, Болонье и Милане. В 1740 г. он получил место регента в коллегии св. Бонавентуры. В 1741 г. Ганганелли был назначен помощником генерала ордена, а в 1746 г. – советником инквизиции. Климент ХIII, по рекомендации генерала иезуитского ордена Гикки, возвел его в кардинальское достоинство, с титулом кардинала – пресвитера S. Laurentii in pane et perna. В последние годы Климента ХIII Лаврентий Г. находился не у дел, так как его воззрения не согласовались с направлением непримиримой политики папы в отношении к правительствам католических держав. Когда, по смерти Климента ХIII, собрался конклав (15 февраля 1769 г.) для избрания его преемника, то кардиналы разделились на две противоположные партии: одни непримиримые – стремились провести на папский престол такого кандидата, который бы действовал в духе почившего; другие, находя, что спасение церкви – в разумной уступчивости правительствам, – выдвигали кандидатов, от которых ожидали успокоительной политики на папском престоле. Первая партия но могла настоять на своем решении, главным образом вследствие протеста представителей правительств заинтересованных держав – короля неаполитанского, Людовика XV французского, императора Иосифа II и др. От имени Франции даже прямо было заявлено, что, в случае избрания в папы кандидата, не угодного королю, – он будет епископом римским, а не папой католического мира. При таких условиях конклав бесплодно заседал три месяца; было произведено 185 голосований, не давших положительного результата. Наконец, 19-го мая 1709 г., кардиналы объединились вокруг имени Л. Ганганелли, выдвигавшегося преимущественно французской партией. Одни считали его человеком гибким, способным осуществить примирительную политику; другие согласились на его кандидатуру, так как считали его противником политики предшественника, но не врагом иезуитов. 28 мая новый папа, принявший имя Климента ХIV, в церкви св. Петра был торжественно посвящен во епископа, а 4-го июня коронован.
По своему личному характеру Климент ХIV более, чем кто-либо другой, был способен управлять римским престолом при таких тяжелых обстоятельствах, которые остались ему в наследство от его предшественника. Климент ХIV был человек кроткий, умеренный. Когда он был юношей, один из учителей так охарактеризовал его: неудивительно, если он любит музыку, потому что в нем самом все – гармония. Впоследствии он проникся тихим и чистым мистицизмом, который во всех делах видит Бога и бескорыстно отдает себя на служение ближнему. Его религия была чужда фанатизма, нетерпимости, властолюбия и полемического духа. Умеренность его не была слабостью и не была вынуждена необходимостью. С другой стороны, Клименту ХIV не доставало дара выбирать способных людей для исполнения своих планов. Кардиналам папа не доверял: он хотел решать и упорядочивать все лично сам. Свое вступление в управление папским престолом Климент XIV ознаменовал несколькими целесообразными реформами в области управления и финансов своего государства; основал Ватиканский музей, который, расширенный его преемником, получил название Pio-Clementinum; заявил себя другом и покровителем ученых, наук и искусств. Однако его главною заботой было – восстановление мира и добрых отношений с теми правительствами, которые враждовали против Рима при Клименте XIII. Известив о своем вступлении на папский престол все, наиболее значительные, европейские дворы собственноручными письмами, составленными в самых дружественных выражениях и получив от них, в свою очередь, любезные поздравления, – папа и впоследствии старался поддерживать переписку с правителями католических стран. В 1770 г. Климент ХIV приказал прекратить чтение буллы In соеnа Domini; тотчас по вступлении на престол восстановил сношения с Португалией; с мадридским двором папа сблизился, сделавшись восприемником новорожденного сына принцессы Астурийской.
Но полному восстановлению мирных и дружественных отношений папы с католическими государями препятствовал нерешенный папой вопрос об иезуитском ордене. Заинтересованные правительства держались прежней – непримиримой по отношению к иезуитам – точки зрения. Отношение к этому вопросу самого папы не представляется достаточно определенным. Климент ХIV, несомненно не сразу и только после долгих колебаний, уступая неизбежной необходимости, решился на уничтожение ордена. Сначала Климент XIV думал, что можно поправить дело путем такой реформы ордена, которая бы состояла в устранении всего того, в чем обвиняли иезуитов, и в подчинении их местным церковным властям. Вообще, дело иезуитов стоило папе большой борьбы. Однако он должен был сознать, что не было другого средства восстановить мир католической церкви, как упразднить орден. Особенно настойчиво требовал этого испанский двор, и папа, не исполнив этого требования, не мог надеяться на возвращение отнятых у него областей. Предвестником окончательного упразднения ордена было запрещение принимать в орден новициев, удаление иезуитов из Collegium Romanum, из римской семинарии, из семинарии Фраскатской и из ирландской коллегии в Риме, 21 июля 1773 г. папа издал знаменитое бреве Dominus ас redemptor noster, которым орден окончательно упразднялся. Главные положения этого бреве следующие. Римский престол и прежде реформировал или уничтожал ордена, если они более не соответствовали своей первоначальной цели. Против „общества Иисуса“, которое учреждено для спасении религии, с течением времени выставлены некоторые обвинительные пункты, из которых важнейшие – взаимные споры между членами ордена, споры с другими орденами, мирским духовенством,. богословскими школами, епископами и князьями; также – скопление в руках членов ордена больших богатств, вмешательство в мирские дела, удержание языческих обычаев в миссиях. Жалобы такого рода были настойчиво приносимы уже папам Сиксту V, Павлу V, Иннокентию XI и ХIII и Бенедикту XIV, а при Клименте ХIII волнения достигли сильнейшей степени, когда короли Франции, Испании, Португалии и Сицилии даже изгнали иезуитов из пределов своих государств и просили папу об уничтожении ордена. Он, Климент ХIV, после зрелого размышления пришел к убеждению, что орден более не может приносить тех богатых плодов, ради которых он учрежден, и что при его существовании в церкви не может быть восстановлен мир. Поэтому он полнотой апостольской власти упраздняет орден.
Это бреве, по повелению папы, было опубликовано епископами во всех государствах Европы, кроме Пруссии и России, где Фридрих Великий и Екатерина II были склонны оставить иезуитов по-прежнему. – После опубликования названного бреве здоровье папы, и без того, некрепкое, окончательно пошатнулось, и он скончался 22 сентября 1774 г., 69 лет от роду. Предположение об отравлении его иезуитами доселе не опровергнуто и не подтверждено решительными данными.
С. Зарин.