Источник

Климент VII

Климент VII – папа (с 18 ноября 1523 г. по 25 сентября 1534 г.), преемник Адриана VI, до избрания на папский престол носивший имя Юлия де-Медичи, родился во Флоренции в 1478 г. Он был сын Юлиана Медичи, внука Козьмы, от неизвестной женщины, быть может, даже не состоявшей в законном браке с Юлианом. Воспитание и образование Юлий де-Медичи получил в доме своего дяди – Лаврентия Великолепного, вместе с его сыновьями. С одним из своих двоюродных братьев – Иоанном де-Медичи – Юлий был особенно дружен и сопровождал его во всех путешествиях. После того, как Иоанн получил папский престол с именем Льва X, Юлий сделал быструю карьеру, последовательно проходя должности – архиепископа во Флоренции (в 1513 г.), кардинала-диакона церкви св. Марии in Dominica вице-канцлера римской церкви с титулом кардинала церкви св. Лаврентия in Domaso, начальника посольств в Тоскане, Болонье и Равенне, ближайшего советника пап Льва X и Адриана VI, причем ведение политических дел находилось, главным образом, в его руках. Блестящим исполнением обязанностей на всех этих должностях Юлий де-Медичи приобрел себе репутацию выдающегося администратора и дипломата, которую он скоро, впрочем, потерял, сделавшись папой. Избрание его на папский престол было делом императорской партии.

Положение нового папы было крайне трудное, ввиду чрезвычайно серьезного и даже критического положения римской церкви в период его управления ею: религиозное движение в Германии породило протестантизм, причем римская курия еще не понимала ни новых условий своего положения, ни средств борьбы с новым движением; Италия стремилась сохранить свою независимость, которой угрожала Испания; скоро религиозная революция коснулась и Франции и отторгла Англию из-под власти римского престола. Управление папским престолом Климента VІІ было в высшей степени несчастливо как в политическом, так и в церковном отношении. Он был злополучнейшим из всех пап, которые когда-либо занимали римский престол. Превосходству неприятельских сил, теснивших римскую церковь со всех сторон, папа противопоставлял нерешительную, изменявшуюся под влиянием минуты, политику. Для того, чтобы положить конец успехам протестантизма в Германии, у Климента VІІ было одно средство – поддерживать согласие и тесное единение с императором Карлом V. Но союз императора с Климентом VІІ, который неоднократно поддерживал испанцев против французского короля Франциска I, скоро был нарушен из-за Ломбардии, в которой испанцы утверждались с каждым днем все более и более, – что, конечно, вовсе не входило в политические виды папства. После битвы при Павии (24 февраля 1525 г.), которая сделала императора господином Италии, Климент VІІ явно порвал союз с Карлом V и сблизился с французами, а 22 мая 1526 г. он заключил „священный союз“ против императора с Франциском I, Венецией и Миланом. Этот союз имел в виду если не уничтожить совсем, то, по крайней мере, ослабить могущество императора в Италии и восстановить там политическое равновесие. Однако планы папы потерпели решительное крушение: 6 мая 1527 г. императорские войска вторглись в Рим и подвергли страшному разграблению и опустошению „вечный город“, который после этого удара долго не мог оправиться. Папа, как пленный, был заключен в замке св. Ангела, в течение семи месяцев. В начавшейся снова между Карлом V и Франциском I войне, которая окончилась поражением французов при Неаполе, папа сохранял нейтралитет, но затем заключил с победителем в Барцелоне (29 июня 1529 г.) союз, чтобы восстановить господство своей фамилии во Флоренции, – что и было достигнуто 4 августа 1530 г. Несмотря на этот союз с императором, папа впоследствии, уже незадолго до своей смерти, снова сблизился с французским двором и даже выдал свою племянницу Екатерину за второго сына короля – Генриха Орлеанского.

Церковные дела при Клименте VІІ сложились еще более неблагоприятно, чем политические отношения. Одной из главных причин этого обстоятельства были бесспорно, политические притязания пап и его светские владения.

Политические соображения и комбинации часто заставляли папу действовать к явному ущербу для церковных и религиозных интересов. Вот некоторые иллюстрации этого положения. Франциск I, когда Климент VІІ заключил с ним союз, был в наилучших отношениях с протестантами, и, соединяясь теперь так тесно с папой, он соединял протестантов и папу, некоторым образом, в одной политической системе. – С другой стороны, император пользовался новым религиозным движением, чтобы держать с своих руках папу. А папа, со своей стороны, также не желал, чтобы протестанты безусловно подчинены были императору. Это побуждало папу искать политического союза с протестантами: он надеялся воспользоваться их оппозицией против императора. – Из этого становится понятным выгода политического положения протестантов и затруднительность для папы борьбы с ними. Политические же виды в значительной степени препятствовали Клименту VІІ относиться благосклонно к мысли о соборе, хотя, по общему мнению, выраженному, напр., и на Нюренбергском (1524 г.) и на шпейерском (1526 г.) и на аугсбургском (1530 г.) и на регенсбургском (1532 г.) сеймах, – лишь собор был в силах уладить великие религиозные споры. Выразителем этого мнения явился и император, который неоднократно и настойчиво указывал папе на необходимость собора. Климент VІІ прямо и не отвергал этого предложения (ибо для поддержания достоинства римского престола он не мог этого сделать), но нельзя сомневаться, что он относился к мысли о соборе с большим опасением. Папа не упускал случая при всяком поводе ставить на вид все препятствия, все трудности и опасности, с которыми, по его мнению, было сопряжено созвание собора, успех же его он выставлял более чем сомнительным. Между тем реформация делала громадные успехи. В течение немногих лет она распространилась по всей нижней Германии и навсегда утвердилось в верхней. Так при Клименте VII половина Германии была потеряна для Рима.

Отпадение от Рима Англии, относящееся уже к последним годам жизни Климента VII, также в значительной степени объясняется неустойчивостию папской политики и вообще политическими мотивами. Замечательно, что английский король Генрих VII, несмотря на свое враждебное отношение к Лютеру и на тесную связь с римским престолом, при первом же разногласии в чисто политических делах уже в начале 1525 г. грозил папе церковными нововведениями. Но тогда конфликт был улажен. Он снова начался по делу о разводе короля с женою – Екатериной Аррагонской, теткой императора. Сначала, когда вопрос о разводе был только что возбужден королем, папа если и не обещал положительно королю благоприятного разрешения этого дела, то все же и не лишал Генриха VIII надежды „лишь только немцы и испанцы будут изгнаны из Италии“. Но, как известно, в действительности случилось совершенно противное. Император утвердился в Италии, и Климент VII должен был заключить с ним союз. Едва заключен был барцелонский мир, папа потребовал в Рим дело о разводе, которое рассматривалось уже на месте особой комиссией. Теперь, когда дело было перенесено в Рим трудно было ожидать благоприятного для короля решения. Ввиду этого Генрих без дальнейших колебаний вступил на путь решительного отделения от Рима. Когда же, наконец, в 1534 г. курия произнесла свой окончательный, неблагоприятный для короля, приговор, то Генрих объявил совершенное отделение своего королевства от папы, провозгласил уничтожение папского авторитета и папской юрисдикции в Англии. Из церковных орденов при папе возникли ордена Театинцев, Барнабитов и Реколлетов. – Как и вся фамилия Медичи, папа имел живой вкус и интерес к наукам и искусствам. Особенным его покровительством пользовался Миккель Анджело Буонаротти, знаменитая картина которого „Страшный суд“, начатая при Клименте VII, была закончена только при его преемнике.

С. Зарин.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 11: Клавда — Книги апокрифические Новаго Завета. — 1910. — XI с., 470 стб. : портр.

Комментарии для сайта Cackle