Источник

Кириаф-Сффер, Кириаф-Санна, Давир

Кириаф-Сффер, Кириаф-Санна, Давир. Первые два из приведенных названий суть древние названия одного палестинского города, под которыми он был известен в то еще время, когда в Палестине господствовали хананея. Позднее этому городу было дано, также хананеями, наименование Давир (Нав.15:15,49. Суд.1:11). И. Навин, постепенно покоряя южную часть Палестины, овладел, после Хеврона, также Давиром и истребил все живущее как в самом Давире, так и в городах ему принадлежавших. Впрочем, хананеи вскоре взяли обратно и Хеврон, и Давир. Эго случилось, вероятно, в то время, когда И. Навин и израильтяне предприняли завоевание северного Ханаана (Нав.11:6–8). Занятие было совершено племенем евакимов, которые хотя и были истреблены в горах Иудиных, но оставались еще в соседних городах филистимских – в Газе, Гефе и Азоте (Нав.11:21,22). Поэтому-то Халев, получивший в уделе Иудином часть – именно: города Хеврон и Давир, – должен был снова завоевывать эти города. Вероятно, покорение Давира представляло особенные трудности, и потому Халев объявил, что он отдаст Ахсу, дочь свою, в жевы тому, кто поразит Кириаф-Сефер (Давир) и возьмет его. Гофониил, сын Кеназа, брата Халевова, взял город, и Ахса стала женой героя. Ахса, оставляя родительский дом, просила у отца, чтобы он дал ей поле к югу от Давира, а также «источники верхние и нижние». Просьба ее была исполнена (Нав.15:15–19). – Давир с его предместьями дан был от колена Иудина сынам Аарона священника (Нав.21:15. 1Пар.6:58). – Существует несколько различных предположений относительно местонахождения библейского Давира. Наиболее вероятным из них можно признать предположение путешественника ван-де-Фельде (van-de-Felde). По мнению последнего, древний Давир был расположен там, где ныне развалины Дильбе (Dilbeh). Развалины эти находятся к юго-западу от Хеврона, в 2-х часах пути от него на вершине холма. В развалинах существует родник, вода которого, с помощию водопровода, направляется в пруд при подошве холма. Это – именно «источники верхние и нижние», испрошенные Ахсой у отца, для орошения данного ей южного поля, скудного влагой. – Названия, под которыми в давние времена был известен Давир, значат; Кириаф Сефер = «город письмен или книг» (LХХ: πόλις γραμμάτων славянск.: град письмен) – Кириаф-Санна = (быть может, по мнению Рима) «город учения» (LХХ тоже: πόλις γραμμάτων, славянск.: град письмен). Из этих названий, – во всяком случае из первого, – можно вывести то заключение, что в Ханаане до появления там израильтян (таким образом издавна) уже процветала письменность. – Следует заметить, что с именем Давир упомянут в Библии другой город; он также принадлежал уделу Иудину, но находился на северной границе удела (Нав.15:7). В Нав.13:26 говорится, по-видимому, о третьем городе с именем Давир, находившемся за Иорданом к востоку; но здесь скорее разумеется г. Лодавар, 2Цар.9:4,5, 2Цар.17:27 (см. «Лодавар»).

Прот. Н. Елеонский.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 10: Киннамон — Кион : с 13 рисунками и двумя картами. — 1909. — VII с., 694 стб., 695-707 с., [6] л. портр., карт. : ил.

Комментарии для сайта Cackle