Кирилл (Флоринский)
Кирилл (Флоринский) – архимандрит Троице-Сергиева монастыря 34, со времени основания этой обители 65-й ее настоятель (проф. Е. Е. Голубинский, Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая. Лавра; жизнеописание препод. Сергия и путеводитель по Лавре, Сергиев Посад 1892, стр. 140). Он родился в начале XVIII столетия в г. Харькове; обучался в харьковском коллегиуме и для продолжения образования, в 1729 г., послан был в «немецкие страны», где оставался до 1732 г. По возвращении из-за границы в Харьков, он поступил в монашество и в ноябре 1732 г. определен учителем пиитики в харьковском коллегиуме; 22 февраля 1733 г. рукоположен в иеродиакона, а 13 мая того же года в иеромонаха. В харьковском же коллегиуме о. Кирилл был учителем философии и с 1 сент. 1735 г. – префектом. 6 июля 1736 г. он был переведен в префекты московской славяно-греко-латинской Академии и при ректорах Антонии Кувечинском († в апреле 1737 г.), Митрофане Слотвенском († 7 декабря 1752 г.) и Платоне Левицком читал богословие. По смерти Антония ему было поручено управление Заиконоспасским монастырем до определения ректора, а в августе 1737 г. ему же вверено начальствование над Симоновым монастырем (Дело архива моск. Синод. Конторы 1737 г., № 249). В июле 1741 г. о. Кирилл назначен был ректором славяно-греко-латинской Академии и архимандритом Заиконоспаского монастыря. Управляя Академией, он сделал попытку освободить преподавание в ней от схоластического направления. Будучи ректором Академии, арх. Кирилл принимал участие в деле издания Библии и имел другие поручения от Св. Синода; так, в 1742 г. он получил для рассмотрения службу, написанную по случаю явления чудотворного Руденского образа Богоматери. (История славяно-греко-латин. Академии † о. С. К. Смирнова, Москва 1855, стр. 130–131). В сентябре 1742 г. он был определен архимандритом Троице-Сергиева монастыря, после Амвросия Дубневича, и 1 октября того же года открыл в монастыре троицкую Семинарию. Для учеников этой Семинарии Кирилл написал правила: как вести себя; правилами его руководствовались и после него в семинарии и читали их ученикам каждую субботу (История троицкой лаврской Семинарии † о. С. К. Смирнова, Москва 1867, примеч. на стр. 12–13). Архимандрит Кирилл скончался 9 января 1744 г. (ibid., стр. 8).
Кроме помянутых правил для учеников троицкой Семинарии, арх. Кириллу принадлежат: И) проповеди: на день рождения Императрицы Елизаветы 18 декабря 1741 г., на неделю Ваий 11 апр. 1742 г. и на освящение храма в Заиконоспасском монастыре 15 июля 1742. г.; II) «Установления Богословские» – краткие богословские тезисы или положения на русском языке, предназначавшиеся для диспутов (напечатаны в 4-м приложении к Историй московской славяно-греко-латинской Академии † о. С. Е. Смирнова, Theologia positiia et polemica, tradita in Mosquensi Academia a Cyrillo Florinsky (1737–1740), т. е. «Богословие положительное и полемическое, преподанное в московской Академии Кириллом Флоринским». Экземпляр этого сочинения, писанный собственной рукой Кирилла, хранится в библиотеке московской Дух. Академии под № 243. – В названной богословской системе арх. Кирилла прежде всего замечателен строгий, систематический порядок: «Богословие он начинает учением о религии и Свящ. Писании, что́ у схоластиков занимало место в конце системы. В полемической части заметно более стремление к борьбе с римско-католиками; изложение отличается ясностью; место нравственным приложениям дано у него обширное: за разрешением вопроса у него следует: облегчение, исправление, наставление и утешение» (История московской славяно-греко-латинск. Акад., стр. 153–154).
Свящ. Н. В. П-в.
* * *
Арх. Кирилла Флоринского не следует смешивать с еп. севским Кириллом Флоринским или Флиоринским (род. 1729 г., 24 сент. 1795 г.), который не был писателем.