Источник

Кирилл III, митрополит киевский и вся Руси

Кирилл III, митрополит киевский и вся Руси († 1280) был преемником несчастного Иосифа, убитого татарами при взятии Киева в 1240 г. Князь галицкий Даниил, самый сильный из князей южнорусских, позаботился об избрании нового законного митрополита, устранив епископа угровского Иоасафа, пытавшегося было самовольно занять митрополию. Каким образом был избран Кирилл, одним ли Даниилом или с другими князьями и с согласия ли русских епископов, равно и то, кто был Кирилл III до посвящения, в каком году было самое избрание, – сведений обо всем этом не сохранилось. Летопись в 1243 г. называет Кирилла уже митрополитом. В 1246 г. кн. Даниил, утвержденный ханом в своем княжеском достоинстве, отправил Кирилла III в Грецию, чтобы получить утверждение в сане от патриарха. Путешествие пришлось Кириллу III прервать. Король венгерский Бела, чрез владения которого ехал митрополит, убедил последнего вернутся обратно, чтобы помочь заключению мира между ним и Даниилом. После этого Кирилл III отправился вторично в Никею, где в это время находился патриарх Мануил II. Когда и как вернулся Кирилл III на Русь, – тоже нет сведений; лишь под 1250 г. летопись сообщает о поездке Кирилла в Чернигов, Рязань, Суздальскую землю для устройства дел церкви.

Южная Русь была так опустошена и разорена татарами, что митрополит Кирилл III не нашел удобным поселиться ни в одном из городов ее; не поселился он и в Галицкой земле, так как это слишком удалило бы его от Северной Руси. Потому он избрал Владимир Суздальский, где и жил, сохраняя титул митрополита киевского. Кирилл III прожил так около 27 лет, почти все время совершая поездки по разным областям русской земли. Он ревностно старался устроить свою паству после всех ужасов татарского погрома: митрополит Кирилл III проходил «грады и веси по обычаю своему учаше, наказуяше, исправляше», как выражается летописец.

Кирилл III был деятельным сотрудником великого князя Александра Ярославича Невского, иногда сопровождал его в походах, напр., до Копорья в походе Александра с новгородцами на Финляндию. Кириллу III удалось заслужить доверие у татар. Когда была произведена первая перепись народа татарами, церковь русская со всеми своими имениями была освобождена от дани. Был дан ханом Менгу Темиром в 1267 г. ярлык, утверждавший привилегии духовенства. В 1261 г. Кирилл III успел испросить у хана позволение учредить православную епархию в Сарае, где постоянно жило множество русских. Епископом был поставлен Митрофан.

Желая дать руководство при решении церковных дел, митрополит Кирилл III выписал из Болгарии чрез деспота Иакова Святислава славянский список Номоканона с толкованиями Зонары. Но так как некоторые из греческих законов, заключавшихся в переведенной Кормчей, не соответствовали условиям тогдашней жизни, то для решения этого вопроса, а равно и других вопросов церковно – общественной жизни русского государства митрополит Кирилл III решил собрать около 1274 г. владимирский собор епископов. Первенствовал на соборе сам Кирилл III, открывший соборные заседания речью, в которой говорил о необходимости для святителей блюсти каноны, выражал беспредельную любовь к своей пастве, нарисовал картину печального состояния Руси под тяжким иноверным игом монголов. За речью следовали соборные рассуждения, самый ход которых для нас остался неизвестным. Результатом соборных совещаний было 12 правил. Собор запрещал «святокупство» и разные дары, «уроки» при посвящении в церковные степени, требовал посвящать по достаточном испытании поведения кандидатов; собор обратил внимание на беспорядки, вкравшиеся в совершение литургии и таинств крещения, миропомазания, постановил «бесчинно живущих священников» извергать, воспретил бесчинные народные игры в праздники, бои, убиваемых на них подверг проклятию; в заключение собор иереев призывается ревностно проходить свое служение. «Правило» с соборными определениями митрополит Кирилл III разослал по всем епархиям. Правило было составлено Кириллом III, только последняя часть, существующая отдельно и под другим заглавием («поучение к попом»), вероятно не принадлежит ему. Скорее автором «поучения» был Кирилл II, епископ ростовский, современник Кирилла киевского. Можно думать, что последний, изыскивая меры к поднятию нравственного уровня духовенства и рассылая «правило» с соборными определениями по епархиям, разрешил присоединить и означенное «поучение к попом», чтобы оно служило руководством для духовенства. Правило, как и поучение, имели практическое значение, были внесены в Кормчие.

Впервые «правило» было открыто Н. М. Карамзиным и издано «Московским Обществом Истории и Древностей Российских» в «Русских Достопамятностях» 1815 г. ч. 1, 106–115.

В 1274 г. был поставлен Кириллом III на владимирскую кафедру епископ Серапион, киевский постриженник, знаменитый своими проповедями; сам же Кирилл III переехал в Киев. Здесь он продолжал устраивать дела церковные, рукоположил новгородского епископа Климента (1276 г.); особенное внимание обратил на защиту церкви от латинян, от притязаний папы Николая III, давшего своему легату Филиппу, епископу фирманскому, право распоряжаться в Галиции, Волыни и соседних странах… Вероятно, с целью защиты от папских притязаний Кирилл III сносился с константинопольским патриархом Иоанном Векком чрез Феогноста сарайского, но, узнав от последнего об уклонении патриарха в унию с Римом, прервал с ним сношения.

Пред концом своей жизни престарелый святитель еще раз отправился для обозрения северных епархий. Известен один случай из его архипастырской поездки. Кирилл III узнал, что ростовский епископ Игнатий по каким-то наветам приказал удалить из соборного городского храма тело недавно им самим здесь погребенного князя ростовского Глеба Васильковича. Митрополит Кирилл III кротко, но вместе и властно поставил на вид неблаговременность его пастырской ревности «Кайся до смерти» – говорил он. – Когда жив был князь, ты делил с ним трапезу и принимал дары, а теперь осуждаешь мертвеца, прежде суда Божия.» Митрополит отрешил было Игнатия от священнослужения за злоупотребление церковной властью, но по ходатайству племянника покойного разрешил запрещенного епископа.

Во время своего путешествия Кирилл III скончался в городе Переяславле в 1280 г. Тело его было перевезено в Киево-Софийский собор.

Митрополит Кирилл III своей неутомимой деятельностью по благоустройству русского общества в одну из самых тяжких эпох русской истории заслужил глубокое уважение. Карамзин говорит, что едва ли какой другой митрополит превосходил Кирилла пастырскими добродетелями.

Митрополиту Кириллу III приписываются, кроме «правила», еще и другие сочинения, перечисленные в «Обзоре духовной литературы» архиеп. Филарета, но они в действительности ему не принадлежат.

Б. Груздев.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 10: Киннамон — Кион : с 13 рисунками и двумя картами. — 1909. — VII с., 694 стб., 695-707 с., [6] л. портр., карт. : ил.

Комментарии для сайта Cackle