Автономисты
Автономисты – проповедники независимой от религиозных оснований нравственности. Наиболее известны между ними в древности Аристотель, а в новое время – Кант, Фихте, Гегель, Гартман и многие другие, особенно представители школы эволюционистов, понимаемой в широком смысле этого слова, и проч. Из русских же мыслителей может быть назван, например, Кавелин. Это направление, не оправдываемое историей, – потому что, за исключением отдельных лиц в древнее время и известных групп моралистов в новое, все остальные мыслители проповедовали иной взгляд на дело, – стоит в прямом противоречии с христианским учением. С точки зрения христианского мировоззрения, автономическая доктрина совершенно не имеет смысла. Поведение человека определяется отношениями его к Богу, себе самому и ближним, а также и к неразумному миру. Так учит христианство. Моментами, определяющими отношения человека к Богу, служат следующие: Бог – Творец человека, созданного по образу и подобию Божию; Он ввел последнего в рай, сделал его царем неразумной природы; постоянно промышлял и промышляет о нем; для спасения человека от греха, проклятия и смерти послал на землю Сына Своего Единородного и проч. В виду всего этого человек, по христианскому мировоззрению, должен отвечать Богу самой искренней благодарной любовью, которой должно быть всецело проникнуто все человеческое существо. Любовь же должна проникать собою и отношения человека к ближним, равная любви его к самому себе. В себе христианин любит все то, что имеет отношение к образу Божию, что является подобием Божиим. Ближнего он любит потому, что у них один общий Отец, они соединены между собою единством происхождения, – братья, следовательно; они искуплены одним Спасителем, пролившим для спасения всех людей одинаково Свою бесценную кровь и проч. Милостиво и кротко относится христианин и к неразумной природе, зная, что она находится в настоящем ее положении по его вине; притом, призван владычествовать над нею по образу владычествования Господа над миром и т. д. Словом, какую бы мы ни взяли сторону нравственной жизни человека, получившего от Бога свой нравственный закон ни одна из них в христианстве не может быть понята в смысле автономической точки зрения. Тот же получается вывод, если обратить внимание на «происхождение, авторитет и осуществление» предписаний и принципов нравственности. До сих пор никому еще ни удалось доказать, что то, что называется нами нравственностью, имеет случайное происхождение, а не заложено в природу человека при его творении. Только признанием происхождения нравственного закона от Создателя человека и можно объяснить непререкаемость авторитета его, то, что человеку не по силам попрать его совершенно, то, что, поправ его отчасти, человек испытывает мучения со стороны совести и проч. Только «божественный авторитет и правда» могли дать нравственному закону такие неоспоримые права над человеком. Наконец, самое «осуществление нравственной задачи обусловливается верою в окончательную победу добра или в нравственный миропорядок, т. е., верою религиозною» (Luthard, Коmреnd. d. theolog. Еthik. Leiрz, 1898. 8. 10). При иных условиях оно теряет свой истинный смысл и желательное значение... Словом, обосновать и надлежащим образом выяснить нравственность безотносительно к религиозным основам (именно христианским) невозможно.
Подробности см. у Рfleiderer'а (Моrаl u. Religion nach ihrem gegensettig. gesch. u. рhilos. Lеiрz. 1872), Sрir'а («Моrаlit u. Relig». Lеiрz. 1874), Gunning'а («Glаubе u. Sittlichk.» Аmsterd. 1882), Girberlet'а («Еthik u. Rеligiоn» Мünster 1892), Соignet, Моrale indépendante, dans son рrincipe еt dans son оbjet. Paris. 1869), Кöstlina («Relig. und Sittlichkeit» – в «Theolog. Stud. u Kritik.» 1870, 1), у авторов различных систем этики: напр. Кöbela, Luthardt'а и проч. См. указание иностр. литературы по вопросу в цит. книге Lauthardt'а, (8. 8), Из русских сочинений и статей можно указать на следующие: проф. А. Ф. Гусева; «Религиозность как основа нравственности. Против автономистов» (Каз. 1894 г.). П-а «Возможна ли нравственность при отрицании христианских догматов» («Христ. Чт.» 1882 г. NN 5–6), N-а «Возможна ли нравственность без догматов веры» («Правосл Собес.» 1855–1856 г.), проф. П. И. Линицкого «Религия и нравственность (по Чичерину)», («Труды» Киев. дух. акад. 1881 г. № 10), проф. П. Городенского «Отношение нравственности к религии» (Богосл. В-к. 1896 г. ноябрь) и др.
А. Бронзов.