Источник

Авраамий препод., архим. Ростовского Богоявленского монастыря

Авраамий препод., архим. Ростовского Богоявленского монастыря, ростовский чудотворец. – Время жизни преп. Авраамия Рост. с точностию неизвестно, так как в Летописях не сохранилось о нем никаких определенных сведений, а его житие составленное не ранее XV в., о времени жизни его дает неясные или же противоречащие летописным известиям указания. По мнению одних ученых, он жил в конце первой и в начале второй половины XI в. (преосв. Макарий, в Ист. р. ц. указывает год его кончины 1045, проф. Ключевский жизнь и деятельность его в Ростове относит к 1073–1077 гг.), по мнению других – в XI–XII в., и был в Ростове во времена Владимира Мономаха (1113–1125 гг., – Филарет Черн. в Ист. р. цер.), а некоторые время жизни и деятельности его относят даже к XIV в. (проф. Голубинский). Но уже при внуке Владимира Мономаха, велик. кн. Всеволоде Георгиевиче (1176–1212 г.), были открыты мощи его и, следовательно, во всяком случае, он жил задолго ранее этого времени и не может быть относим к XIV в. Наиболее достоверное из различных мнений о времени его жизни, вероятно, то, что жил и скончался он в XI в.

В юных летах преп. Авраамий оставил дом родительский и принял монашество (откуда был родом преп. Авраамий и как провел детство, – в древнейшем и более достоверном его житии, по которому до некоторой степени можно судить о его жизни и деятельности, и которому мы следуем в своем изложении, – ничего не говорится) и посвятил себя суровой подвижнической жизни (где или в каком монастыре – также неизвестно). Язычество в то время было еще в полной силе во многих областях, особенно в Ростовской, и даже впоследствии, после окончательного утверждения христианства, волхвы и кудесники – представители языческих верований и суеверий, по свидетельству летописей, не раз открыто выступали там, как и в Новгородской области, в народе с своею «идольской прелестию». И вот, видя «прелесть идольскую» в Ростове (древнейшее житие не указывает даже прямо на Ростов, и только из дальнейшего видно, что нижеследующее происходило именно в Ростове – «у князей Ростовских»), побуждаемый апостольскою ревностью по вере, является здесь (жил ли он до этого времени в Ростове или пришел сюда из Новгорода или с Валаама, как рассказывают позднейшие редакции его жития – неизвестно по другим историческим памятникам), где – «не убо бе еще вси святое крещение прияли, но еще Чюдской конец поклоняшеся идолу каменному Велесу» – выступает с ревностью Илии пророка против язычества и, с чудодейственной помощью свыше, успевает сокрушить упорное сопротивление язычников и уничтожить почитаемого ими истукана, на месте которого построил потом «церковь малую во имя богоявления Господа нашего Иисуса Христа, и келии поставил, и мнихи призва и общину сотвори» (Жит. Авр.), – на месте же явления еванг. Иоанна Богослова, в 4 вер. от Ростова, была также построена церковь, посвященная имени явившегося евангелиста, «как напоминание потомству о благодеянии апостола стране» (существующая здесь до настоящего времени деревянная церковь построена в 1687 г., – см. у Филарета Черн. и гр. М. Толстого). Житие преп. Авраамия так рассказывает о сокрушении идола и вслед затем о начале Богоявлен. монастыря, имевшего большое значение в Ростовской области (ныне 2 клас. мон. в Ростове).

«Преп. Авр. усердно молился Богу, чтобы Господь призрел на раба Своего и дал ему силу и благодать Св. Духа на сокрушение многокозненного языческого идола; по все-таки никак не мог он еще приблизиться к нему (не только для христиан, но и для язычников истукан был «пострашилищем», наводящим ужас и «мечтания» на проходивших мимо него…) Недоумевая, сидел он в глубокой скорби и помышлял в себе: как бы совершить предпринятое им дело? – И вот, видит он идущего к нему старца, благоговейного по виду; поднимается на сретение ему, и оба они поклонились друг другу и благословились (преп. Авраамий был уже священником). «Откуда грядешь, отче, и из какой ты страны, человек Божий?» «Я из Царьграда и пришлец на земле вашей, – возразил старец, – но скажи и ты мне, отче, почему скорбя сидишь, близ идола Велеса?» «Ревную, – отвечал Авраамий, – и молюсь Господу Богу, как бы сокрушить мне сего идола, – но не могу, потому что презрел Господь моление мое; вот почему сижу и скорблю». Но благолепный старец сказал Авраамию: «Если хочешь получить желаемое, иди в Царьград и спроси там дом Иоанна Богослова; взойди в дом и помолись его образу, и не выйдешь оттоле изнемогающим; если же не пойдешь в дом Иоанна Богослова, не можешь получить желаемого». Опечалился Авраамий о долготе пути, но старец обещал ему, «что Господь сократить путь его», и ревностный подвижник, исполнившись Духа Святого, попросил себе благословение у старца и, не озираясь вспять, немедленно устремился в путь, позабыв всю долготу его. Призрел Господь такое усердие своего угодника; едва только перешел он малую речку Ишню, отстоявшую за пять верст от Ростова, как ему встретился другой старец, столько же благолепный, как и первый, но уже вселявший невольный страх, как учитель ученику; светел был его лик, мало волос на голове, круглая окладистая борода, и в руке его жезл. Авраамий невольно пал к его ногам. «Куда идешь?» – спросил его дивный муж. Путник сказал ему: «В дом Иоанна Богослова, в Царьград». Но чудный странник возразил: «Возьми мою трость, иди обратно, приступи к идолу Велесу, прободи его тростию, во имя Иоанна Богослова, и в прах сокрушится пред тобою». Сказал – и стал невидим; со страхом и радостию возвратился Авраамий, без всякого препятствия приступил к идолу, пронзил его жезлом во имя Иоанна Богослова, и внезапно в прах сокрушился пред ним Велес» (русск. переложение указ. жития пр. Авр. у Муравьева, Жит. свят., окт., стр. 425 и сл.).

После этого, преп. Авраамий «множества зла подъят» от упорствовавших язычников, пытавшихся разрушить или сжечь построенные им храм и обитель, но Авраамий достиг своей цели: «не по мнози времени всех приведе ко Христу благоразумием, и крестишася от мала и до велика и начата ходити на славословие Божие и на всенощное жены и сестры, – преподобный же почитанием книжным и поучением духовным насладяше сердце их, яко медвена сота сладчайша». Преп. Авраамий старался действовать на детей язычников; он учил их грамоте, крестил их и некоторых постригал в монашество. Число братий устроенного им монастыря вскоре увеличилось, а щедрые подаяния и пожалования ростовских князей – «имения многа и села на строение монастырю и на потребу мнихом» – обеспечили его материальное благосостояние, – монастырь стал известен, получил почетное именование «архимандритии», а его трудолюбивый, деятельный игумен – строгий блюститель иноческих обетов, удостоен сана архимандрита. Но, при всей строгости и святости подвижнической жизни, преп. Авраамий не избежал клевет, по козням «старого ненавистника добру дьявола»; клеветники пробовали поссорить его с ростовскими князьями, наговорив на него неправду. Преподобный с бесчестием был приведен к ответу перед ростовскими князьями (в житии один из этих князей называется Владимиром, под которым нужно подразумевать, вероятно, Владимира II Святосл. Мономаха, умер в 1125 г.) Неповинность преподобного была обнаружена во всей чистоте, лукавые клеветники посрамлены, и князья горько скорбели о несправедливых подозрениях и оскорблении его, и смиренно просили у него прощения (в рассказе «жития» о кознях лукавого против преп. Авраамия сообщается легенда о заключении в умывальник «злокозненного ненавистника дьявола», не оставлявшего в покое преподобного, – совершенно такая же легенда рассказывается в житии св. Иоанна Новгородского 7-го сент.). В вознаграждение за причиненное ему «поругание», ростовский князь (Владимир) «начал ублажать преподобного» и, даровав его монастырю многие села, дома и рабов – «учини (его обитель) выше всех обителей, иже в Ростове»; по другим источникам, однако, неизвестно, чтобы при Авраамии в Ростове были монастыри, кроме устроенного им (здесь составитель жития, живший спустя четыре века после смерти преп. Авраамия, очевидно, допускает анахронизм, как и в некоторых других местах жития, как например, относительно присвоения почетных наименований Богоявл. монастастырю «архимандрии», а ее игумену – «архимандрита», – этого тогда еще не могло быть). – Преп. Авраамий скончался в глубокой старости. Лик его по Иконоп. Подл.: «Подобием (видом) стар, власы поджелтыя, брада аки Сергиева, риза предобническая, испод дичь. Неции пишут: в руке трость, иже даде ему Иоанн Богослов, а ризы архимандрические и шапка на главе архимандрическая» (Филимонов, Икон. Подл. стр. 181, 182). Память его 29 октяб. Мощи преп. Авраамия обретены и прославлены чудесами в 1210 г., при внуке Мономаха, в. кн. Всеволоде Георг. (1176–1212 г.). Они почивают открыто в главном храме Ростовского Богоявл. монаст. (храм этот каменный и построен в 1553 г. по распоряжению царя Иоанна Вас. Грозн.), в приделе его имени, в великолепной серебряной раке, сделанной в 1862 г.; в ногах у преподобного, под стеклом, помещается, шитая золотом, архимандритская шапка, подаренная в обитель в 1651 г. боярыней княгиней Сицкою, по муже ее кн. Юрии, а в трапезе этого храма находится шитый золотом и шелками образ преп. Авраамия XVII в. Медный крест – часть того жезла, который, по преданию, внесенному в его житие, был вручен ему еванг. Иоан. для сокрушения идола, находится здесь же, а самый жезл,который был взят Грозным, когда он отправлялся в поход в Казань, остался потом в Москве, в настоящее же время находится в Сретенском соборе, в Зимнем дворце (в Петерб.). Преп. Авраамий причислен к лику святых в конце XV–начале XVI в., следовательно, до собора 1547 г., при чем память его из местной скоро стала общецерковной («благодаря, как предполагает проф. Голубинский, обилию в его житии чудесного, по характеру своему, весьма необыкновенного», хотя, можно заметить на это – подобное и совершенно сходное, по своему характеру, с чудесно-необыкновенным этого жития находится и во многих других житиях рус. святых).

Кроме указан. редакций жития преп. Авраамия – наиболее древней (хотя также, как мы видели, далеко неудовлетворительной в историческом отношении), существуют еще две редакции, позднейшие (одна XVI–XVII в., другая XVII–XVIII в.): они отличаются от первой рассказом о происхождении преп. из Чухломы, о путешествии его и подвижничестве в Валаамском монастыре, а затем и в Новгороде, откуда будто бы отправился он уже в Ростов – такими подробностями, которые считаются исторически недостоверными (иноческая жизнь, например, на Валааме в XI–XII в. еще не начиналась – начало относится к XIV в.) и дают основание предполагать перенесение в эти редакции его жития некоторых подробностей из жития соименного с ним преп. Авраамия Галичского (см. под этим словам). Но и первая редакция жития преп. Авраамия мало достоверна и положительно бедна фактическими подробностями о его жизни и деятельности: в ней сохранен один лишь неопровержимый факт, что преп. Авраамий продолжал в Ростове дело св. Леонтия, еп. Ростовского, по обращению язычников в христианство, основал Ростовский Богоявленский монастырь и положил начало его благоустройству, – этот факт исторически несомненный.

О редакциях жития преп. Авр. и ученых замечаниях на него см. Макария Ист. рус. ц., т. 1, стр. 269; Филарета, Обоз. рус. дух. литер. I, стр. 379 и Рус. свят. окт., стр. 283 прим. 329 (изд. 1885 г.): «древнейшее житие Авр.», по его мнению, «писано не позже XIV в., 2-я редак. его во 2-й полов. XVI в., а 3-я не раньше 1706 г.; как второй повествователь дополнял первого, так 3-й второго»; Казанского П., Ист. рус. прав. монашества, М. 1855 г, стр. 169; Ключевский, Древн. рус. жит. свят. стр. 25 и сл.; Голубинский, Ист. р. цер. т. I, 2-я пол. стр. 641 и сл., Истр. канон. свят. в р. цер. стр. 52, прим.; арх. Димитрий, Месяц. Свят., Кам.-Под. 1883 г., окт., стр. 224 и сл. – Списки разных редакций жития Авр., кроме того, см. у Барсукова, Ист. рус. агиогр. стр. 1–5, – прибавим указание на превосходный список 1-й ред. этого жития в Сборнике 1597 г. Новг. Соф. биб., № 1354 л. 365 и след., – ср. также, А. С. Родоского, Описан. 432 рук. С.-Пб. Акад. стр. 200 и 283. Список первой ред. жития вошел в Макар. Чт.-Мин. и напеч. в изд. «Вел. Мак. Чт.-Мин.» археограф. коммис., 1880 г., октяб. 1, стр. 2025 и сл.; та же редакция, с дополнениями из 2-й, в «Памятн. старин. рус. литер.» изд. гр. Кушелевым-Безбородко, вып. I, 221 и сл., дополнительные места из 1-й и 2-й ред. у Макария, в указ. соч.; в Прологе (печатном) помещено сокращенное изложение 1-й ред. жития, из Пролога же приводит его св. Димитрий Рост. в Чт.-Мин., за неимением подробного жития, которое он просил списать для него в Москве, когда уже его Чт.-Мин. были напечатаны (Св. Дмитрий, М. 1849 г., стр. 52). См. еще, кроме Муравьева (Жит. р. св.), – Толстого М. Святыни и древности Ростова, изд. 3-е, стр. 35 и сл.; Рассказы из ист. рус. цер. М. изд. 5-е, стр. 46; Дестунис, Жит. свят. окт.; Косолапова, Месяц. прав. цер., Симб. 1880 г., стр. 516 (автор не известно на каком основании полагает кончину преп. Авр. в 1107 г.), Булгакова, Настол. книга для священнослуж., Хар., 1900 г. стр. 396.

А. Пономарев.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 1: А - Архелая. - 1900. - X, [2] с., 1128 стб., 7 л. карт.

Комментарии для сайта Cackle