Арминианство
Арминианство – так называется одно важное в истории реформатской церкви движение. То возрождение августиновского учения о предопределении и благодати, которое характеризует реформацию вообще, в пределах реформатской церкви выродилось в односторонний и партикуляристический взгляд о безусловном избрании, причем видимо подверглась забвению всеобщность божественной благодати; реакцией против этого взгляда естественно и необходимо явилось арминианство. В Лондонском университете постепенно возник спор не столько между догматикой Цвингли и догматикой Кальвина, сколько между библейско-психологической тенденцией и сухим догматизмом; представителем первого служил мягкий, но несколько туманный Катехизис Гейдельбергский, а последнего – острое, но несколько суровое «Бельгийское исповедание». В этом споре получил особенную известность Иаков Арминий, если не как инициатор, то как поборник воззрения об условном избрании, представляя собой оппозицию против господствующего учения. Арминий Иаков родился в 1560 г. в Уденаторе, и умер в Лейдене, 19 октября 1609 г.; учился (1575–82 гг.) в Лейденском университете под руководством Ламберта Данея, который сделал его ревностным учеником Петра Рамуса, открытым врагом аристотелевской философии, и впоследствии (1582–87 гг.) в Женевском университете под руководством Феодора Безы, в то время считавшегося лучшим истолкователем догматики Кальвина. Он посетил также Падую и Рим, и в 1588 г. был назначен проповедником в Амстердам, где принимал горячее участие в богословских спорах о предопределении и благодати. Был затем профессором в Лейдене и умер в 1606 г. Его последователи составили особую общину, которая и доселе существует в Голландии и в Америке.