Источник

Антоний (Амфитеатров), архиепископ

Антоний (Амфитеатров), архиепископ. В мире Яков Гаврилович, сын священника Оренбургской губернии, родился в 1815 г., образование получил в Калужских духовных училище и семинарии, а высшее – в Киевской духовной академии. По окончании академического курса со степенью магистра был оставлен в академии бакалавром по греческому языку, вскоре принял монашество (в 1840 г.) и, в сане иеромонаха, назначен ректором Киево-софийских духовных училищ, а в 1841 г., сверх того, и инспектором Киевской семинарии. В 1845 г. назначен ректором семинарии с возведением в сан архимандрита. С 1848 г. состоял и настоятелем Киево-Никольского монастыря. В том же году за свой учебник по догматическому богословию получил степень доктора богословия. В январе 1851 г., после непродолжительного пребывания в Петербурге на чреде священнослужения и проповеди слова Божия, назначен ректором Киевской духовной академии и настоятелем Киево-братского Богоявленского монастыря. В 1858 г. хиротонисан во епископа Чигиринского, викария киевской митрополии, в 1859 г. переведен на смоленскую епархию, в 1866 г. переведен в Казань, и в 1867 г. возведен в сан архиепископа. Скончался 8 ноября 1879 г. В бытность в Смоленске изыскал средства для улучшения содержания учителей духовно-учебных заведений, за что удостоился высочайшей благодарности. В Казани отличался миссионерской деятельностью, основал несколько миссионерских монастырей, мужских и женских, учредил известное казанское братство св. Гурия, имеющее главною целью просвещение инородцев, принял меры к усилению преподавания миссионерских наук в Казанских академии и семинарии, оказывал особенное покровительство казанской центральной школе для крещения татар. Как человек литературный и просвещенный, прилагал особенные работы к поддержанию и поднятию духовного образования, основал «Известия по казанской епархии», ревностно следил за образованием церковноприходских попечительств и вообще был архипастырем, стоявшим на уровне того просветительного движения, которое так заметно было в среде духовенства в первую половину царствования Александра II. Его сочинение: «Пастырское Богословие», Киев, 1851 г.; «Догматическое богословие православной, кафолической восточной церкви, с присовокуплением общего введения в курс богословских наук», 5-е изд. М. 1852 г., в переводе на болгарский язык иеромонаха Мелетия Зографского напечатано в Кишиневе в 1869 г.; «Беседы сельского священника с прихожанами», 4-е изд. Киев 1854 г.; «Собрание слов, говоренных в Киево-Печерской лавре», Киев, 1859 г.; «Слова к смоленской пастве», Казань, 1870 г. За свои ученые труды он был избран почетным членом Киевской и Московской духовных академий и академии наук.

Биографические сведения о нем в «Русском биогр. словаре», некролог помещен в «Православном Собеседнике», 1879 г., II. 317–393.

С. Рункевич.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 1: А - Архелая. - 1900. - X, [2] с., 1128 стб., 7 л. карт.

Комментарии для сайта Cackle