Источник

Антипа (Лукиан), иеросхимонах

Антипа (Лукиан), иеросхимонах. – В мире именовался Александр, родом из Молдавии, сын диакона церкви с. Калаподешти, Текунчского уезда, родился в 1816 г. В детстве пас овец своего отца, был крайне непонятлив и учение ему давалось с великим трудом. Но он молился Богу о вразумлении, обещаясь до смерти заниматься только чтением божественных книг. В раннем возрасте остался сиротой, стал обучаться переплетному мастерству, а потом обзавелся на родине собственной мастерской и достиг материального довольства. Но сердце его не находило утешений в земном. Часто наедине, обливаясь слезами, неудомевая, где обрести покой душе, он взывал к Богу: «скажи мне, Господи, путь, в онь же пойду, яко к Тебе взях душу мою» (Пс.142:8), и, наконец, на 20-м году жизни, решил быть монахом. В одну ночь он ушел из своего дома и хотел постричься в богатом молдавском немецком монастыре. Но здесь его не приняли и он отправился, и поступил в один бедный монастырь в Валахии, здесь трудился около двух лет среди скорбей и лишений, не имея ни кельи, ни одежды; один раз, заснув в поле на сене, он был занесен снегом и его полузамерзшего едва привели потом в чувство. Потом он отправился на Афон, приняв предварительно пострижение с именем Алимпия от архимандрита молдавского монастыря брата Димитрия, известного своею духовной жизнью и церковным строительством. На Афоне он поступил в греческий Есфигменский монастырь, провел здесь около 4-х лет в поварне, среди постоянных житейских забот, едва не потеряв способности к «умной молитве». Потом он, там же на Афоне, принял от своего земляка Нифонта облечение в схиму, с именем Антипы, удалился в уединенную келью и здесь, среди молитв, занимался выделкой деревянных ложек, чем и питался. Через некоторое время облекавший Антипу в схиму о. Нифонт пригласил его к себе в помощь для устройства молдавского скита на Афоне, подворья в Яссах. Антипа здесь был посвящен во иеродиакона и иеромонаха, и сделан келарем, а в отсутствие Нифонта становился во главе скита. Потом Нифонт послал его экономом на подворье в Яссах. Теперь уже житейская суета, соединенная с должностью эконома, не влияла на инока. От нее он оберегал себя великим постом. По два и по три дня в неделю, а иногда и по целой неделе он вовсе не употреблял пищи и питья. Его постничество, искренняя ко всем любовь и строгость в охранении церковных правил и обычаев сделали его известным в широкой среде людей благочестивых и окружили ореолом поклонения. Чрез некоторое время Нифонт отправился в Россию за сбором подаяний и взял с собою Антипу, хотя тот ни слова не говорил по-русски, потом сам вернулся обратно, но Антипу оставил в России, где он и проживал в одном приютившем его купеческом семействе в строгом уединении. Собрав от московских благотворителей разных церковных вещей на сумму до 30 тысяч рублей, он отправил их в свой скит на Афон, но корабль, принявший этот груз, затонул. Антипа принялся с новым жаром за сбор пожертвований и переехал в Петербург. Здесь он познакомился с Валаамским монастырем, и в 1865 году, с согласия своих собратий, поселился на Валааме, в уединенной келлии в скиту всех святых. Здесь молитва сделалась единственным и исключительным его занятием. Она занимала весь день и почти всю ночь подвижника. Кроме неопустительного исполнения деннонощной службы по церковному уставу, о. Антипа каждый день прочитывал два акафиста Божией матери и ежедневно клал 300 земных поклонов с молитвою о всех усопших. У него был и особый свой помянник, весьма длинный, по которому он вычитывал имена более часу. Нередко обливаясь слезами во время молитвы, поддерживая деревянным посохом готовое упасть уставшее на церковном или молитвенном бдении тело, подвижник сожалел, что у него не достает еще времени для молитвы. На Валааме о. Антипа продолжал и свой великий пост: по понедельникам, средам и пятницам не ел весь год, вовсе ничего не ел и во всю первую неделю Великого поста, а также и в некоторые другие дни, в которые положен церковью строгий пост. А на остальные четыре дня недели, в которые он вкушал, он довольствовался одним обедом, который приносили ему однажды в неделю – по субботам. Он не любил стяжания какого бы то ни было рода и не одобрял увлечение к пышным сооружениям в монастырях. «Много я видел монастырей и в России, и за границей, – говаривал о. Антипа, – везде хлопочут, строят; но и хлопоты и постройки – дела суеты, дела мирские. Монаха жизнь в церкви, дело его – монашеское правило». Ничего не ища на земле, сам он ничего не имел, жил в крайней нищете. В его келье был только, кроме иконы, аналой да жезл; ни кровати, ни стула не было; на полу только лежал войлок, на котором о. Антипа и сидел, и спал. Накануне смерти, он все время, поднимая руки к небу, звал одного своего афонского сподвижника. В самый день кончины приобщился и тихо скончался в то время, когда его ученик – послушник, по его просьбе, после его причащения, прочел 9-й час и читал акафист Пресвятой Богородице. Скончался о. Антипа 10 января 1882 г., на 66 году жизни. Его житие написано бывшим наместником Валаамского монастыря иеромонахом Пименом, издано дважды в 1883 и 1893 г., под названием: «Замечательная жизнь иеросхимонаха Антипы». С.-Пб.

С. Рункевич.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 1: А - Архелая. - 1900. - X, [2] с., 1128 стб., 7 л. карт.

Комментарии для сайта Cackle