Авдий, из двенадцати малых пророков
Авдий, четвертый, а по LXX пятый, из двенадцати малых пророков, жил и пророчествовал в Иудейском царстве (ст. 11 и дал.). Имя его (LXX Ἀβδιού или Ὀβδιού, евр. ‘Obadjah, в других книгах иногда ‘Obadjahû) означающее «раб Иеговы», принадлежит к числу употребительнейших библейских имен. С некоторыми из лиц с этим именем упоминаемых в Библии, отожествляют пророка Авдия, но без достаточных оснований: совпадение имен, раз дело идет о столь распространенном имени, ничего не доказывает. Думают, например, что это Авдий (3Цар.18:3 и дал.), начальствовавший над дворцом Ахава, человек весьма богобоязненный, спасший сто пророков от гонения Иезавели, и женою его считают ту жену пророческую (4Цар.4:1), которую Елисей спас от притеснения заимодавцев (Иосиф Флавий Аnt. 9, 2; Таргум к 4Цар.4:1; Талмуд Sanh. f. 39); блаж. Иероним сообщает при этом, что гроб Авдия показывали в Самарии. Другие указывают на того Авдия (Овадия по синод. пер.), которого, вместе с другими, послал Иосафат «по городам иудиным учить народ», с книгой закона Господня (2Пар.17:7–9). Не находя в Библии каких-либо известий о пророке Авдие, приходится довольствоваться решением вопроса о времени его деятельности. И этот вопрос решается далеко не одинаково: одни считают Авдия современником царя Иорама, другие относят его деятельность ко временам Озии или Ахаза, третьи останавливаются на времени, непосредственно предшествующем плену вавилонскому, или на самом начале этого плена, а некоторые (Гитциг) говорят даже о конце IV дохристианского века. Все дело в том, как понимать содержание книги пророка Авдия. Книга эта по объему меньше всех книг Ветхого Завета и состоит всего из одной главы в 21 стих. Содержанием книги служит пророчество о наказании идумеев за их козни против Иудеи и о возвеличении Сиона. Неприступные твердыни, на которые надеются идумеи, не помогут им; идумеи потерпят полное раззорение (Авд.1:1–9). Это будет наказанием за притеснение брата их Иакова: в тот день, когда чужие уводили войско его в плен, и иноплеменники вошли в ворота его, и бросали жребий о Иерусалиме, ты был как один из них (Авд.1:10–14). За это постигнет идумеев участь всех народов: близок день Господень на все народы. А на горе Сионе будет спасение, и будет она святынею; дом Иакова и дом Иосифа снова овладеют отнятыми у них областями, переселенные в плен возвратятся, и будет царство Господа (Авд.1:15–21). Какие события здесь разумеются? На первый взгляд кажется, что речь идет о пленении вавилонском, при котором идумеи так радовались падению Иерусалима и поощряли разрушавших его (Пс.136:7; Плач.4:21–22). Но против этого говорит отсутствие в книге пророка Авдия указаний на полное разрушение Иерусалима и храма и пленение всего народа; он скорее имеет в виду кратковременный захват Иерусалима врагами и отведение в плен только войска сынов Израилевых. А главное – против этого говорит то, что пр. Иеремия повторяет слова пр. Авдия, и даже Иоиль приводит выражение из его книги. Целые стихи в Иер.49:7–22 буквально сходны с соответствующими местами книги Авдия: очевидно, пророк Иеремия пользуется здесь ранее сообщенным пр. Авдию откровением Божиим, как он повторяет и многие другие места из св. книг, написанных ранее его. Что именно пр. Иеремия повторяет пророчество Авдия, а не наоборот, доказывается еще и тем, что некоторые слова и обороты, обычные у пр. Авдия, приводятся и у пр. Иеремии в данном месте, в других же местах его книги не встречаются. У пр. Иоиля есть, по-видимому, прямая ссылка на слова пр. Авдия ст. 17 (Авд.1:17): на горе Сионе будет спасение; приводя эти слова, Иоиль сопровождает их выразительным замечанием: как сказал Господь (Иоил.2:32). Отсюда следует, что пр. Авдий жил ранее Иеремии, был одним из древнейших пророков-писателей, и что описанное им разорение Иерусалима случилось ранее плена вавилонского. Известны три кратковременных захвата Иерусалима врагами: 1) в 5-й год Ровоама Сусаким, царь Египетский, разграбил Иерусалим и храм (3Цар.14:25 и дал.; 2Пар.12:2 и дал.); 2) при Иораме он был взят и разграблен филистимлянами и аравитянами, которые захватили все имущество, находившееся в доме царя, также и сыновей его, и жен его (2Пар.21:16 –17); 3) при Амасии, наконец, Иерусалим был захвачен Иоасом, царем Израильским (4Цар.14:13 и дал.; 2Пар.25:23 и дал.). Ни первое, ни последнее разорение Иерусалима не подходят к тому, что сообщается у пр. Авдия: первое потому, что в дни Ровоама идумеи были во власти иудеев, а последнее – потому, что израильтян едва ли можно разуметь под теми «чужими» и «иноплеменниками», о которых говорил пр. Авдий (Авд.1:11). Итак, нужно думать, пророк Авдий говорит в своей книге о нападении на Иерусалим филистимлян и аравитян; хотя в Библии ничего не говорится об участии идумеев в этом нападении, но оно весьма вероятно: идумеи вышли из-под власти Иудеи именно в царствование Иорама (4Цар.8:20; 2Пар.21:8–10). К этому царствованию или к ближайшему времени после него (IX в. до Р. X.) и можно относить пророческую деятельность Авдия. Что пророчество Авдия относительно идумеев исполнилось, это достаточно известно: при Маккавеях идумеи неоднократно терпели от иудеев жестокие поражения, а после разрушения Иерусалима римлянами были окончательно истреблены, и имя их навсегда исчезло со страниц истории. Несомненно, что и прежде маккавейского времени и не от одних иудеев идумеи терпели поражения, по определенных сведений об этом не имеется, хотя известно, напр., что Амасия «побил сынов Сеира (т. е. идумеев) 10 тыс., и 100 тыс. живых взяли сыны Гудины в плен» и сбросили со скалы (2Пар.25:11–12). В это время, может быть, исполнилась и вторая половина пророчества Авдия – о возвращении пленников и восстановлении нарушенных границ Иудеи. Кроме буквального смысла, в пророчестве этом издревле находят и смысл таинственный. Евреи разумели под Едомом сначала языческий, а потом христианский Рим; а св. отцы и учители церкви видели в нем «человека земного и плотского» (у бл. Иеронима), побежденного Христом и Его Церковью.
Отрицательная критика не оставляет без подозрений и небольшую книгу пр. Авдия, находя в ней две составные части: древнее ядро книги (ст. 1–10 или 1–9; 16, 18–20 и т. п.) и дополнения к нему, явившиеся уже значительно позже. Такое деление вызывается исключительно тем, что в словах Авдия хотят видеть указание именно на вавилонское разорение, а между тем не могут отвергнуть заимствования от него у пр. Иеремии. Но мы видим, что вернее относить пророчество Авдия к более раннему разорению Иерусалима. Обычно в таких случаях привлекают к услугам филологию и стараются доказать, что относимые к разному времени части книги различны между собою и по языку, – здесь же этого не делают, так как ничего такого нельзя заметить: ни одно слово в книге пророка не может быть отнесено к числу позднейших.
Толкования на книгу пр. Авдия: Феодора Мопс. М. П. гр. 66; Феодорита Кир. М. П. гр. 81; Кирилла Аг. М. П. гр. 71–72; Иеронима М. П. лат. 25. Новые: С. С. Саsparи, Der Proрhet Оbadja ausgelegt, Leipzig 1842; Е. Реtеrs (кат.) Die Prophetie Obadiahs, Раderborn 1892. Русские: Иринея, арх. Псковского, ч. 4, С.-Пб. 1806. М. 1866; Палладия, еп. Сарап., вып. 2, Вятка. 1873; Ив. Смирнова, Рязань, 1874. А. Рождественский.
В церковно-житийных повествованиях (в Мен. В., Прол., Чт.-Мин.) пр. А. принимается за одно лицо с Авдием, домостроителем Ахава, современным пр. Илип (3Цар.18:4), об отношениях к которому в них и рассказывается. Память его 19 ноябр., в службе канон Феофана.
А. Пономарев.