Аморийские мучч. 42
Аморийские мучч. 42, в числе которых известны по именам: Феодор, из священника воин, евнух, по прозванию Кратир (сильный), Константин, Каллист, Аетий, Феофил, Мелиссин и Вассой (Васой), знатные по происхождению и служебному положению, были взяты в плен сарацынами в гор. Амории, во Фригии, в 840 г., отведены были в Сирию, в продолжении семи лет находились в темничном заключении, принуждаемые всяческими мерам и угроз, и увещаний отречься от Христа, но явили себя непоколебимо твердыми в вере «добропобедными мучениками» и были один за другим усекнуты мечем, 7 марта «при цесарех греческих Михаиле и Феодоре», в 847 г. (при импер. Феодоре). Память св. 42 мучч. в Правосл. месяц. и в Рим. Мартирологе 6 марта.
Их мученич. житие было написано современником Еводием (изд. на греч. и лат. в ASS. mart. 1, 887–93), тогда же был составлен и Служебный Канон дьяконом Константинопольским Игнатием (впоследствии митр. Никейский – см. об нем у Филарета. Истор. об песнопевц. греч. цер., Чернигов, 1864, стр. 332 и сл., Кrunbacher, Gеsch. d. Вyzant. Liter., 1897 г. стр. 716 и сл.) и находится в Служеб. Мин. (греч. и слав.). Славянский перев. указ. жития имеется в списке XI в., в Супрасл. Минее (изд. Миклошича, Monumenta linguae paleosloi., Vindob. 1851, стр. 39–49). В Чт.-Мин. Макар. – другое житие, с надписанием: «сложено Софронием, архифп. Кипрским» (6 мар.), греч. подлинник его – в рук. Париж. национ. библ., XII в., № 1534 л. 22–29, но без такого надписания, которое, впрочем, очевидный анахронизм, так как св. Софроний, арх. Кипр., жил в VI в. и, конечно, не может считаться составителем жития мучч., скончавшихся в IX в. В Мен. В., а из него и в Проп. и в Синакс. – краткое чтение о 42 муч. У Димитр. Рост. в Чт.-Мин. составлено на основании указ. жит. Еводия, истор. Кедрина, Льва Грамматика и иных».
А.Пономарев.