Источник

Аммон или Аммун

Аммон или Аммун (Аmoun – песчаный, егип. или греч., – Серг. Мес.), преп., жил в IV в., был собратом и собеседником Антония Великого и является одним из видных представителей египетского монашества, в самую цветущую пору его развития, хотя сохранившиеся сведения об этом преп. подвижнике крайне скудны. – Египтянин родом, он в детстве лишился родителей и остался на попечении родственников. Когда ему исполнилось 22 года, его заставили жениться, и вот с этого момента и начинается его подвижническая жизнь. Он убеждает свою жену жить девственно, оставаться вместе, но быть братом и сестрой в их брачных отношениях, сохраняя полное целомудрие. Это особый вид добровольного подвижничества ради спасения души, встречаемый во многих житиях святых. И они начали жить совместно: днем он и она, каждый за своим делом, при возможном воздержании от излишней пищи, ночью – общая молитва и затем – раздельная жизнь с соблюдением безусловного целомудрия. Так прожили они восемнадцать лет, храня свое девство и стараясь трудом, и молитвою угодить Богу. Наконец, чтобы не самим только пребывать в добродетельном воздержании от страстей и земных привязанностей, но и других своим примером побудить к более совершенной и святой жизни, они разлучаются: преп. Аммон удаляется на Нитрийскую гору, в 80 милях от Александрии, предается совершеннейшей отшельнической жизни и собирает вокруг себя множество учеников – анахоретов; жена его собирает в своем доме женщин, устраивает общину девственниц и становится их настоятельницей. Проводя жизнь в трудах и подвигах, день и ночь служа Богу, преп. Аммон пробыл в пустыне 22 года, до конца жизни и был удостоен от Бога дара исцелений – «исцелял различные болезни приходивших к нему человеков» (Дм. Рост.). Св. Афанасий Великий в житии Антония В. указывает на близкие, сердечные отношения преп. Аммона к основоположнику иноческого жития, Вел. Антонию. Последний, по рассказу Афанасия В., провидя кончину бл. Аммона, позвал его, чрез своих учеников, к себе, чтобы повидаться с ним в последний раз, побеседовать и помолиться вместе, а потом, в час его кончины «видел душу его от ангелов с веселием на небо возносиму» и сообщил об этом ученикам. Преп. Аммон сконч. ок. 350–357 г. Пам. его в Прав. Мес. 4 окт.

О преп. Ам. см. у Палладия. «Лавсаик», гл. 8; у Руфина, «Жизнь отцев», гл. 30; у Сократа, Д. Ист. 4, 23, у Созомена, Ц. Ист. кн. И, гл. 14; Афан. Алекс. Жизнь св. Ант., 32. Мен. В. и Прол. (по Палладию), в Чт.-Мин. Мак. – проложное чтение, у Дим. Рост. – по Палладию и др. древним (под 4 окт.). Сохранились приписываемые ему поучения – см. в изд. Твор. св. Ефрема Сирина, 1695 г. (Фосса), р. 499–503, кроме того в древнем (египетском) Патерике под именем аввы Аммона приводится несколько учительных изречений – см. у Rossweid'ä Vitae Patrim, I. 628 р. 562 и сл., Минь, Патр. Гр., 65, р. 71 и сл., русск. перевод, М. 1874г. стр.39,58, 133, 193 и др. О св. Амм. см. у Фаларета. Истор. уч. об отцах цер., 1882 г., т. II, 30; Казанского, Истор. правосл. монаш, II, 1–20.

А.Пономарев.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 1: А - Архелая. - 1900. - X, [2] с., 1128 стб., 7 л. карт.

Комментарии для сайта Cackle