Источник

Алкуин

Алкуин (в латинской форме Flaccus Аlbinus), родился в Йорке ок. 735 г.; умер в Туре, 19 мая, 804 г.; получил монашеское воспитание в знаменитой школе Йорка, бывшей представительницей Ирландской учености на англо-саксонской почве, и в 766 г. сам сделался начальником школы. В 782 г., возвращаясь домой из путешествия в Рим, он встретился в Павии с Карлом Великим и был приглашен им принять на себя заведывание его дворцовой школой, в которой воспитывались сыновья высшей франкской знати. Он принял это приглашение и получил себе в заведывание аббатства Вифлеемское в Феррьере, и св. Лупа в Тройе, к которым, в 796 г., было прибавлено аббатство св. Мартина в Туре. Живя, таким образом, при дворе, преподавая самому королю и заведуя школами всего государства, Алкуин сделался одним из самых выдающихся членов того кружка великих людей, которые, имея своим центром самого Карла Великого, стояли во главе всего умственного движения того времени. Карл Великий неоднократно пользовался им как дипломатом, особенно в переговорах с Англией; но по действительному своему положению он был духовным советником короля, и в этой области влияние его было огромное (см. статьи Libri Carolini и Адоиционизм). К концу своей жизни он передал управление нескольких подвластных ему монастырей своим ученикам и сам удалился в монастырское уединение.

Идеалом всей жизни Алкуина было основание такого христианского государства, в котором бы все было проникнуто религиозным духом, и управлялось законами церкви; и он с восторгом и благоговением взирал на осуществление этого идеала, которое, по-видимому, обещали энергия и успех Карла Великого. Богословие, конечно, он считал главным элементом воспитания. Его собственное богословие всецело отличалось положительным характером и, не имея никакой оригинальности, основывалось на отцах и учителях церкви. Он писал как по догматике, – «О Св. Троице», «Об исхождении Св. Духа» и проч., так и по экзегетике. В его экзегетических сочинениях преобладает мистико-аллегорический метод. Классической ученостью, однако, по его мнению, не следовало пренебрегать из-за богословия. Классические и церковные предания тесно связаны между собой; и, соединяя их, христианская церковь становится истинной хранительницей цивилизации. Христианское государство, основанное Карлом Великим, должно сделаться новыми Афинами высшего свойства, – Афинами, в которых Христос есть начальник академии, а семь искусств служат введением к седмиричной полноте Св. Духа. В классической области, однако, сам Алкуин был только компилятором. Он писал по грамматике, риторике и диалектике. Это был плодовитый поэт, но наибольшую славу в литературной области он приобрел своими письмами. По повелению Карла Великого он пересмотрел латинскую Библию в 802 г., – и это одна из его важнейших услуг, так как он привел слово Божие в состояние сравнительной чистоты. См. под сл. Библейские переводы.

Источниками жизни Алкуина служат его поэма De Pontificibus, его письма и «Жизнь», написанная анонимным автором, но основанная на сообщениях Сигульфа, ученика и сотоварища Алкуина. Лучшее издание его сочинений сделано Фробеном, в Ратисбоне, 1777, в 2 томах. См. также Минь, Патрология, томы 100 и 101. Письма и исторические поэмы были изданы в Monumenta Аlcuin., Дюммлером и Ватфнбахом, Берлин, 1873. См. К. Оerner: Аlcuin und sein jahrhundert, Раderborn, 2 изд. 1881, также в сочинении В. X. Преображенского «Вост. и Зап. школы при Карле Великом». (С.-Пб. 1881 г.).


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 1: А - Архелая. - 1900. - X, [2] с., 1128 стб., 7 л. карт.

Комментарии для сайта Cackle