Источник

Аквилея

Аквилея – город в северной Италии, в 25 верстах к северо-востоку от Венеции, почитает основателем своей церкви ап. Марка, и в начале средних веков занимал видное место в истории, как соперник Рима. В 381 году епископ Аквилейский присвоил себе митрополичьи права над церквами Венеции, Истрии, Карниолы, Каринтии, Фриули и Штирии, и в 1557 г. принял даже титул патриарха. В своем споре с папой, патриарх сначала опирался на ломбардского короля, а впоследствии на германского императора. Аквилея, таким образом, замечательна как местопребывание патриарха, как место нескольких соборов, и как колыбель особого символа веры. Несколько других италийских епископов, кроме епископа римского, именно, епископы – Миланский, Равеннский и Аквилейский уже с раннего времени старались присвоить себе патриаршую власть, и отчасти это удалось им. Но епископы Милана и Равенны столь сильно теснимы были арианскими лонгобардами в течение целого десятилетия (570–580 г.), что они предпочли войти в более тесное общение с Римом, и только архиепископ Аквилейский, который с 568 г. имел свое местопребывание на острове Градо, упорно продолжал противиться всякой попытке к единению. Папа Гонорий I (625–638 г.) нашел себя вынужденным возвести епископа Аквилейского в сан патриарха Градонского, чтобы только поддержать хотя видимость своего главенства. В 1451 г. патриаршая кафедра была перенесена в Венецию, но это подало повод к постоянным столкновениям между Австрией и Венецией, так как обе они заявляли притязание на право избрания патриарха. Наконец, папа Бенедикт ХIV совсем отменил аквилейский патриархат в 1751 г., и основал довольно незначительный патриархат Удинский, для венецианских владений, во Фриули, и апостольское викариатство в Аквилее. Венеция, однако, была недовольна папским распоряжением; и, по желанию Австрии основаны были две архиепископии: Удинская и Горицкая.

Первый собор Аквилейский был созван в 381 г. для решения вопроса о том, правильно или неправильно обвинен был в арианстве Палладий, епископ Иллирийский. К 3 сентября собралось тридцать два епископа из Италии, Галлии и Африки; приглашены были и восточные епископы, но не явились. Председательствовал Валериан, епископ Аквилейский, но истинным руководителем собора был Амвросий Медиоланский; Палладий, как и его пресвитер, Секундан, найдены были виновными и низложены. Второй собор Аквиленский (698 г.) касался спора о трех главах. Епископы высказались против осуждения трех глав, но их решение никогда не получило авторитета в церкви; напротив, они сами объявлены были схизматиками. В 1409 г. Григорий XII созвал собор в Удине, в диоцезе Аквилеи, и анафематствовал обоих своих соперников, Бенедикта и Александра V; но в это самое время собор Пизанский высказался за Александра V. Другие соборы происходили в 1305, 1311 и 1339 гг. См. под словом Три главы. Вышеупомянутая особенность символа церкви аквилейской состоит в том, что в нем к словам сredo in Deo раtri оnmia роtente прибавлены слова invisibli еt impassibili, чем, вероятно, имелось в виду возможно резче высказаться против патрипассиан. В нем содержится также формула disсеndit ad inferna, и перед сarnis ressurectionem вставлено слово hujus, Schaff, Сroeds of Chrisrendonom, II. р. 49.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 1: А - Архелая. - 1900. - X, [2] с., 1128 стб., 7 л. карт.

Комментарии для сайта Cackle