Источник

Агафия, св. муч.

Агафия (добрая, греч.), св. муч. – Родом из Палермо (в Сицилии), св. Агафия, богатая и знатная девственница, блиставшая красотой телесной и сердечной добротой, с юных лет, «презревши плотское мудрствование, божественною же благостию и девства добротами украшаяся», отдалася Небесному Жениху Христу и пламенела «единым желанием» сочетаться с ним верой (как воспевается она в церковных песнопениях). В конце 249 года, в первый же год царствования Деция, было объявлено новое, после продолжительного мира в церкви Христовой, жестокое гонение на христиан: снова истинные исповедники его подверглись жестоким мучениям и пыткам, снова угрожала им голодная смерть, сожжение на кострах, побиение каменьями и другие ужаснейшие роды смерти. На этот раз имелось в виду истребить главных предстоятелей христианских общин – епископов и пресвитеров; но и все вообще, заподозренные в принадлежности к христианству, при первом же доносе, призывались на суд и, в случае отказа исполнить главное требование правительства – принести жертвы языческим богам, – подвергались всяческим мучениям, по усмотрению и произволу правителей и судей. Жертвою этого гонения и была св. Агафия (Αγάθη). Правитель Катании, Квитиан, раньше уже знавший о ее красоте и богатстве и тщетно пытавшийся овладеть ею, воспользовался теперь своим положением, чтобы вынудить св. девственницу удотвлетворить его плотским вожделениям и жажде наживы, богатства. Агафия была доставлена в Катапию и сначала помещена у одной прелестницы, имевшей пятерых дочерей, которой было поручено роскошной и веселой жизнью, развлечениями, льстивыми уговорами, а в случае нужды, и угрозами склонить ее к отречению от христианства и к удовлетворению нечистых вожделений правителя-судьи. Но все было напрасно: святая осталась непоколебимой в вере и в своем девственно-чистом поведении и душевном настроении. Тогда она была позвана на суд, последовал допрос и принуждение исполнить приказ, – принести жертву богам, сопровождавшееся льстивыми обещаниями и жестокими мучениями: «святая и славная» Агафия бестрепетно все претерпела за Христа – «сосцев отрезание, и огня опаление, строгание телесе», и «бестудный», и «суемудренный» мучитель ее, пытавшийся «украсть добрую деву», был «обличен» и посрамлен, «приразившись» – натолкнувшись на «непоколебимо твердое христианское разумение» и услышав слова премудрости и благодати «из уст непобедимой мученицы» (церк. песноп. канон. служ. в Мин., согласно ее житию). Когда, после других мучений, ей отрезали сосцы, святая только воскликнула, обращаясь к мучителю: «Нечестиве и Богу пакостниче, не стыдишелися женску полу сия деяти, яже и ты от матере своея сия сосав, сия отрезати ми; обаче аще и внешнего сосца отреза, ямам другого в души моей сосца, его же не можеши ты отрезати: принесе бо ся Христу и Богу моему из млада взраста моего» (жит. Метафр. в Мк. Чт.-М.). Измученная и покрытая ранами, св. страстотерпица была возвращена в тюрьму и здесь среди ночи удостоилась явления ап. Петра, который ободрил ее и исцелил ее раны. На пятый день, после этого. она снова была подвергнута мукам; но внезапно последовало сильное землятресение и устрашенный мститель отослал ее в тюрьму, где святая, с благодарной молитвой к Богу, испустила дух (в 250–251 г., 5 фер.) Тело ее жителями города, пораженными терпением мученицы и чудесными знамениями, сопровождавшими ее мученичества, с почестями было предано погребению, и в тот момент, когда его покрывали землей, неожиданно явился неизвестный юноша чудной красоты и возложил на могилу доску, с надписью: «ум преподобен, честь Богу самоизвольна и отечеству избавление». На следующий год, по кончине св. муч. Агафии, произошло извержение Этны, и св. мученица совершила чудо – защитила город от расплавленной лавы огнедышащей горы, а затем и еще много чудес, в разное время, сотворила она. Память ее 5 февр.

О гонении Деция, в которое пострадала св. Агафия см. Робертсона, Ист. христ. церк., т. I стр. 87 (пфр. А. П. Лопухина); GН. Rеаlencykl., 1898 г., т. IV, стр. 526, – здесь Жит. св. Агафии, т. I стр. 241. Житие ее существует в нескольких списках на латин. яз. (А88., febr., т, I стр. 615 и сл.) и в излож. Метафраста на греч. яз., последнее в перев. на слав. в феврал. Чет.-Мин. Макария (Соф. биб. № 1320 л. 41 об. – 43 об., Синод., л. 64) и Дим. Рост.; канон этой муч. составлен на основании жития Метаф., краткое изложение которого в Мен. В., в Прол. и Синакс. В основе древнего жития св. Агафьи лежат подлинные «деяния» ее мучений, а прославление ее памяти в древне-христ. цер. известно по свидетельству о ней папы Дамаса, Амвр. Медиол., бл. Августина и др. (см. указ. т. А88.). На Западе память св. Агафии пользуется особенной славой, и ее житие известно по народному пересказу его в «Золотой Легенде» («Leg. Аir.») Иак. Воражине (см. 3 изд. Grässe, стр. 170. также у Миня, Diсtion. d. Lеgеndes, 8. и.; но самым большим почитанием и славою пользуется она в Италии, в частности, в местах ее родины и страданий – в Палермо и в Катании: здесь ежегодно совершаются торжественные празднества в честь ее, и существует много легендарных рассказов о ее чудотворениях (см. Trede, d. Неidenth. In d. romisch Кirсhе, 1890 г. ч. III, 49–71).

А. Пономарев.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 1: А - Архелая. - 1900. - X, [2] с., 1128 стб., 7 л. карт.

Комментарии для сайта Cackle