Источник

Слово на литургии в день памяти Святителя и Чудотворца Николая

19 декабря 1977 г.

Среди многих светил, украшающих духовный небосклон Вселенской Христовой Церкви, одной из самых ярких и прекрасных звезд первой величины сияет, радуя наш мысленный взор, дивный образ великого Угодника Божия Святителя и Чудотворца Николая.

Знают его и молятся ему повсюду – на востоке и на западе, в странах холодного севера и знойного юга, призывают его на помощь в скорбях и бедствиях на суше и на море, воссылают ему свои благодарения люди разных вероисповеданий и даже разных религий.

Еще в седой древности один благочестивый писатель жития Святителя Николая писал: «Приди на Русь, и ты увидишь, что нет такого города или села, где не были бы явлены чудеса святого Николая, и рассказать обо всем их множестве посредством писания невозможно»..

Нет и ныне на святой земле Русской такого храма, где бы не было чтимой иконы великого Святителя. С какой любовью устремлены на его благостный лик взоры молящихся, которые с глубокой верой и твердой надеждой обращаются к нему, прося его помощи и заступления! И каким воодушевлением полны слова столь любимого тысячами православных верующих людей акафиста: «Слышаша ближнии и дальни величие чудес твоих, преблаженне Николае!... проповедует мир: весь тебе. . . скораго в бедах заступника!».

Чем же заслужил Святитель Николай столь великое дерзновение пред Богом? Чем стяжал великую славу отзывчивого и сострадательного помощника всем, сущим в бедах и напастях? Без сомнения, высокой святостью и чистотой своей жизни, посвященной ревностному служению Богу и делам христианского милосердия.

Святитель Николай, архиепископ малоазийского города Миры Ликийские, являет нам высокий пример личной добродетельной христианской жизни и замечательный образец пастырского служения.

С ранних детских лет душа его стремилась к общению с Богом, и Он со всем усердием посвящал себя различным подвигам благочестия. Он имел сильную любовь к храму, строго исполнял все церковные уставы относительно поста и молитвы, отличался целомудрием и примерной чистотой нравов, сочетал богомыслие с деятельной любовью к ближним.

В сравнительно молодые годы промыслом Божиим он был призван на подвиг пастырского служения. Рукополагавший его во пресвитера епископ пророчески предсказал народу великое будущее угодника Божия. «Вот, братия, – сказал он, – я вижу новое солнце, восходящее над землей и озаряющее ее до отдаленнейших пределов: оно явится утешением для всех печальных. Блаженно то стадо, которое удостоится иметь такого пастыря!».

И действительно, сначала в сане пресвитера, а затем в сане епископа, Святитель Николай оправдал эти пророческие слова. Помогать страждущим, спасать погибающих, всем оказывать любовь и милосердие – было его неодолимой духовной потребностью. Дерзновенно просил он Бога о помощи тем, кто находился, казалось, в безнадежном состоянии: или в тяжкой болезни, или в опасности для жизни, или на краю духовной гибели. И Господь являл через его посредство Свою всемогущую милующую и спасающую силу. Святитель Николай удостоился обильного дара чудотворения, и название «Чудотворец» стало постоянно прилагаться к его имени.

Святитель Николай имел и дар прозорливости. Узнав духом, что некоторые люди были заражены скверной плотских грехов, он кротко сказал им: «Присмотритесь к себе и исправьте сердца и помышления ваши, чтобы угодить Богу. Если и можно скрыть что-нибудь от людей, и даже можно, при тяжких грехах, слыть у них за добродетельных, то от Бога ничего утаить нельзя. Нужно строго сохранять душевную и телесную чистоту, помня, что «вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас» (IКор. 3:16).

Святитель Николай был кроток и незлобив, смирен духом, чужд всякой надменности. Он поучал не столько словами, сколько делами своими. Самый облик его был исполнен благости и высокого духовного обаяния. «Светлая ясность лица твоего, – говорится в одной стихире из службы св. Николаю, – свидетельствовала о твоем душевном незлобии, а кротость речей – об умиротворенности и спокойствии духа».

Нет возможности исчислить все добродетели этого великого и прославленного Угодника Божия. И потому остановимся кратко хотя бы на двух, самых ярких из них, о которых говорит нам посвященный ему св. Церковью тропарь.

Он был «правилом веры». Согласно всеобщему древнему церковному преданию, он был деятельным участником первого Вселенского Собора, обличителем ереси Ария, дерзавшего Единородного Сына Божия называть «тварью» и произшедшим «из ничего». «Радуйся, твердое православия укрепление», – восклицаем мы вместе со св. Церковью, вспоминая подвиг Святителя Николая в защиту православной веры.

И не только на соборе, но и в своей повседневной архипастырской деятельности, Святитель Николай всячески заботился о поддержании в своих пасомых чистой и непорочной православной веры. Мудрыми увещаниями, кроткими вразумлениями, особенно же примером собственной всецелой верности богопреданному учению Церкви он, по свидетельству святого Андрея Критского, спас от духовной гибели множество людей, «затопляемых волнами арианской ереси».

Святая православная вера – это бесценное сокровище, с которым не могут сравниться никакие ценности земной жизни. Она есть великий дар Божий, который нужно бережно хранить и тщательно возгревать, ибо только в ней и в жизни по ее нормам – нормам истинно христианского благочестия – имеем мы надежный залог блаженного общения с Богом в будущей вечной жизни.

Одного инока, жившего праведной жизнью и стяжавшего глубокое смирение, невзлюбили его собратья по монастырю. «Ты себялюбец и лицемер, – говорили они ему. «Правда, – отвечал он. – Простите меня, Христа ради!» Но этот смиренный ответ не успокоил обвинителей. Они продолжали всячески поносить подвижника, укоряя его в совершении им якобы многих и тяжких грехов. «Ты обидчик и сквернослов», – продолжали они свои укоризны. «Так, братия, правду вы говорите. Таков я и в самом деле. Но простите меня и помолитесь за меня грешного!» – «Ты блудник, и дела твои хуже дел убийцы!» – «Поистине, – отвечал он, – нет грешника худшего, чем я. Будьте же милостивы и помолитесь, чтобы Господь не дал мне погибнуть во множестве беззаконий моих!» – «Ты еретик и отступник от веры!» – не унимались обвинители. «Нет, досточтимые отцы и братия, – ответил на это инок. – Знаю, что нет такого греха, которого не сделал бы я, несчастный. Но если и есть во мне что-нибудь доброе, так это то, что я никогда не изменял святой православной вере, никогда не отступал от нее и по милости Божией никогда не отступлю. Ибо в этом вся моя надежда на спасение!»

О, если бы и мы с вами, возлюбленные братия и сестры о Господе, так любили святую православную веру, так ценили ее и так мыслили о ней. О, если бы сердце наше, несмотря на все наше недостоинство, на все наши греховные падения, было всегда неприступной крепостью, готовой выдержать все испытания в вере, устоять против любых соблазнов и обольщений. О, если бы в самой глубине души нашей всегда звучали, как неумолкающий призыв, слова нашего Господа и Спасителя: «будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2:10).

Святитель Николай был и «образом кротости».

"Блаженны кроткие, – говорит Господь наш Иисус Христос, – ибо они наследуют землю« (Мф. 5:5). И действительно, именно кротость, проявляющаяся в благожелательности и незлобии, способна покорить мир, явить непобедимую нравственную силу добра, послужить торжеству дела Божия.

Величайшей кротостью запечатлен искупительный подвиг воплотившегося Сына Божия, Который »будучи злословим... не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1Пет. 2:23).

Кротость привела и Святителя Николая к тому, что он стал поистине «победителем народа» (ибо таково значение греческого имени «Николаос»), потому что он действительно пленил и пленяет множество людей, обитающих по всему лицу земли, в послушание Христу.

"Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих« (Ин. 15:13). Объясняя эти слова Господа, знаменитый подвижник древности преп. Пимен Великий говорил: «Тот полагает душу свою за ближнего, кто услышит огорчительное слово и, будучи в состоянии отвечать таким же словом, преодолеет себя и не скажет, или кто, будучи обманут, перенесет это и не станет мстить обманщику» (Отечник, составл. еп. Игнатием Брянчаниновым. СПб, 1903, с. 345–346).

О, если бы и мы, вспомоществуемые теплыми ко Господу молитвами любвеобильного и кроткого Святителя Николая, хотя постепенно приучили себя к кротости, незлобию – не осуждая других, не отвечая злом на зло. Какой мир водворился бы в нашем сердце, какое дерзновение имели бы пред Богом и наши скромные молитвы, и сколько радости доставило бы нам и окружающим нас людям посильное исполнение нами завета Христова: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29).

Возлюбленные о Господе братия и сестры! »От избытка сердца говорят уста« (Мф. 12:34). Сердца бесчисленного множества людей, облагодетельствованных чудесной помощью великого молитвенника и заступника Святителя и Чудотворца Николая, полны благодарной любовью к этому дивному носителю и таиннику Божия благодати. И сила этой любви, исходящей от сердец множества поколений верующих, ярко отражена в проникновенных песнопениях святой Церкви, составленных ее лучшими песнотворцами. Пусть же и наши сердца в этот день вселенского торжества, посвященного памяти Святителя и Чудотворца Николая, принесут ему свою смиренную дань любви и преклонения, в надежде, что его дерзновенное пред Богом ходатайство поможет и нам стать на путь чистой и добродетельной жизни в православной вере, послушании, терпении и кротости во славу дивного во святых Своих Триединого Бога и Спасителя нашего – Отца, и Сына, и Св. Духа. Аминь.


Источник: Воронов Ливерий, прот. Проповеди // Христианское чтение (Спец. вып. памяти прот. Ливерия Воронова). 1996. № 11. С. 5-190.

Комментарии для сайта Cackle