Источник

Слово о загробной жизни

1956 г.

«Христианская кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшном судищи Христове просим».

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Недавно мы говорили о смерти, как о неотвратимом возмездии за прародительский грех, возмездии, ожидающем всякого человека, и притом – неизвестно когда.

Мы приводили примеры, убеждавшие в том, что даже величайшие подвижники благочестия, такие как преп. Иларион Великий или преп. Симеон Столпник, страшились при приближении к ним смертного часа.

Такие примеры невольно приводят нам на память грозные слова предостережения, сказанные первоверховным апостолом Петром: «Если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» (1Пет. 4:18).

Продолжим ныне нашу беседу о переходе человеческой души через грань смерти, из настоящей привременной жизни – в век будущий, непреходящий.

Постараемся при свете Божественного Откровения заглянуть, насколько это возможно и полезно для нас, по ту сторону завесы, отделяющей нас от загробного мира.

«Человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9:27) – говорит св. апостол Павел.

По объяснению свв. Отцов и Учителей Церкви речь идет здесь не о последнем Страшном всеобщем Суде, а о так называемом «частном суде», определяющем временную участь души до второго пришествия Христова и общего воскресения мертвых.

Св. Макарию Александрийскому было открыто в видении, что душа умершего странствует по мытарствам в продолжении сорока дней. За это время три раза, а именно в третий, девятый и сороковой дни по смерти, она возносится на поклонение Небесному Судии, Который, наконец, в сороковой день и определяет ей ту или иную участь до времени последнего Суда в соответствии с тем, как человек проводил свою жизнь на земле.

Но что же такое те мытарства, по которым должна странствовать человеческая душа тотчас после смерти?

Сущность учения о мытарствах изложена в поучении св. Кирилла Александрийского, носящем название «Слово об исходе души».

В нем сказано, что «при разлучении души нашей с телом предстанут пред нами, с одной стороны, воинства и силы небесныя, а с другой – власти тьмы, духи злобы, воздушные истязатели и обличители наших дел... Узрев их, душа возмутится, содрогнется, вострепещет и в смятении и ужасе станет искать себе защиты у Ангелов Божиих. Но и будучи принята св. Ангелами, и под кровом их протекая воздушное пространство и возносясь на высоту, она встретит различные мытарства, как бы некие заставы или таможни, кои будут преграждать ей путь к Царствию Небесному». На каждом из этих мытарств будет истребован отчет в тех или иных грехах.

Первое мытарство есть мытарство грехов, совершаемых посредством уст и языка: это грехи осуждения, сквернословия, кощунства, празднословия; второе мытарство – грехов зрения; третье – грехов слуха.

К дальнейшим мытарствам относятся прочие грехи: злоба, ненависть, тщеславие, гордость...

Кратко сказать, каждая страсть души, каждый грех и греховный помысл будут иметь своих мытарей и истязателей.

Особенно тяжкими будут мытарства блуда, прелюбодеяния, убийства и прочих смертных грехов.

При истязании будут присутствовать и Ангелы Божии, и сонм нечистых духов: первые будут представлять добродетели души, вторые – обличать ее грехи. Находясь среди них душа будет волноваться, в страхе и трепете ожидая праведного суда над собой.

В одной из покаянных молитв Св. Церковь учит нас молиться Господу такими словами:

«Господи мой, Господи, даруй ми слезы умиления... яко да ими Тя умолю очистися прежде конца от всякого греха: страшно бо и грозно место имам прейти, тела разлучився, и множество мя мрачное и безчеловечное демонов срящет...

И предстани мне... во время исхода моего...»

Если человек проводил на земле жизнь благочестивую и богоугодную и умер примиренный с Богом, то душа его, легко миновав мытарства, будет воспринята Ангелами и уже небоязненно устремится к своему горнему отечеству, в царство света и радости, во обители райские.

Но если, напротив, он жил в невоздержании и нерадении, то душа его будет задержана на мытарствах: и оставят ее Ангелы Божии, и возьмут ее страшные демоны, и низвергнется она в страну мрачную и темную, в темницу духовную, называемую адом.

И эту печальную участь наследуют не только те, кто умер в тяжких смертных грехах и полной нераскаянности. О таковых нет и речи, ибо по ясному свидетельству Слова Божия и учению Св. Церкви такой человек, как хулитель Духа Святаго, не может получить прощения в будущей жизни, и никакие молитвы за него уже не помогут.

Но и тот человек, который жил беспечно и хотя и исповедал свои грехи пред смертью и получил разрешение их через священника, но или недостаточно оплакал свои грехи, или не успел загладить их исправлением, т. е. не принес плодов достойных покаяния, – и такой человек не избавится тотчас от временного загробного наказания.

Но подобно тому, как Господь Иисус Христос, тотчас по спасительных Страданиях и Смерти сошедший во ад Своей Божественной Душою, извел из «заклепов адовых» всех ветхозаветных праведников, живших верою в Него, так и ныне, во времена Благодати по устроении Воскресшим Владыкою жизни и смерти Своей Святой Церкви, неизреченное Милосердие Божие предусмотрело и оставило нам дивное средство вспомоществования «иже во аде держимым» душам храстиан, отшедшим из мира с покаянием и в надежде воскресения и жизни вечной.

Это спасительное средство указано нам в общехристианской любви, наиболее ярко выражаемой в следующих трех действиях:

– в усердной молитве за усопших;

– в благотворении в память о них;

– и особенно в приношении за них Святейшей Безкровной Жертвы на Литургии.

Поминовение усопших – это древний обычай Православной Церкви, происшедший от самих Апостолов Христовых, самовидцев и слуг Превечнаго Слова.

Св. Иоанн Златоуст так говорит о силе и значении молитв и безкровных жертв за умерших:

«Когда весь народ и священный собор стоит с простертыми к небу руками и когда предлежит страшная Жертва: как не умилостивим мы Бога, молясь за умерших?»

И в другом месте тот же святитель утверждает:

«Не напрасно бывают приношения за усопших... это установил Дух Святый, желая, чтобы мы получили пользу друг чрез друга».

Вникнем же, возлюбленные, в предлагаемое нам Св. Церковью великое и спасительное учение о смерти, о жизни загробной, о будущем воздаянии за нашу земную жизнь.

Не станем более откладывать нашего покаяния и исправления. Пусть всегда немолчно звучат в нашей душе слова великого проповедника покаяния Предтечи и Крестителя Господня Иоанна:

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное»;

»Сотворите достойные плоды покаяния».

Будем "торопиться делать добро«, трезвиться и бодрствовать, ибо, как говорит св. ап. Иаков: – »Вот, Судия стоит у дверей» (Иак. 5:9).

Наконец, откроем наши сердца для глубокого христианского сострадания и любви, ибо «любовь покрывает множество грехов» (1Пет. 4:8).

И так как в этой любви и сострадании нашем нуждаются не только живые, но и отшедшие от нас «в путь всея земли» отцы и братия, матери и сестры наши в вере скончавшаяся, то будем неустанно молиться за них вместе со всей Христовой Церковью, особенно за Божественной Литургией, помня увещание св. ап. Павла:

"Благотворения же и общения не забывайте; таковыми бо жертвами благоугождается Бог» (Евр. 13:16).

Аминь.


Источник: Воронов Ливерий, прот. Проповеди // Христианское чтение (Спец. вып. памяти прот. Ливерия Воронова). 1996. № 11. С. 5-190.

Комментарии для сайта Cackle