Синодик
Синодик писан полууставом с киноварью, старинною скорописью, на простой бумаге, в лист старинного формата; ветхие листы местами подклеены, в кожаном переплете. На обороте заглавного листа, раскрашенного киноварью и другими красками, находится следующее оглавление: «Книга, глаголемая Синодик, Ерославца малого уезда: Пресвятой Богородицы честного и славного успения и преподобного отца нашего игумена Тихона чудотворца пустыни положен: Лета 7198 ноября месяца в двадесять первый день; за сим следует приписка: от Рождества Христова 1680-е. Начинается сей Синодик с 1-го раскрашенного листа всеобщим поминовением: Помяни Господи души усопших раб Твоих и рабынь, прежде почивших века сего от Адама и до сего дне и т. д. На обороте 17 го листа, расписанного разноцветными красками, находится следующая надпись: Лета (1680) дал сию книгу, глаголемую Синодик вкладу, в дом Пресвятой Богородицы и преподобного отца Тихона чудотворца пустынь: дьяк Симеон Стефанович Кудрявцев, по родителях своих вечный поминок, при игумене Ионе с братиею и при священницех старце Савватии и Никифоре белом».
12-й лист, также раскрашенный, начинается опять общим помянником, который и продолжается до 14 листа. От сего листа начинается именой помянник великих князей Российских, от царя и великого князя Иоанна, во иноцех Ионы, до царя и великого князя Иоанна Алексеевича. На 15 листе помянник Московских патриархов; последним записан Питирим († 1673): другой рукой, приписаны: Никон, Иоаким и Андриан. От 16 и до 18 листа идет помянник великих князей от Владимира и до царевича Матвея. От 18 и до 21 листа на обороте, писан помянник благоверных цариц и великих княгинь, от Анастасии до великой княгини Гликерии. На 21 листе писаны имена игуменов, строителей и братии обители сея. Помянник этот начинается так: «сея обители начальника преподобна отца, игумена Тихона, игумена Исаии, игумена Никандра, игумена Трифона, схимника игумена Авраамия, схимника игумена Иосифа, архимандрита Родиона схимника (против имени его на полях написано: бывший игумен сего монастыря), игумена Пахомия схимника, игумена Герасима схимника (упоминается под 1630 годом), игумена Феодосия схимника (упоминается под 1048–54 годами), игумена иеромонаха Ионы (упом. от 1661 по 1684 год). С 22 листа на обороте начинается помянник разных родов: боярских, монашествующих, духовных и мирских, всякого чину людей.
В конце сего синодика приклеены 41/2, листа ветхие, на коих полууставом писаны имена разных родов, записи начала текущего столетия.
Частные роды первоначальной записи 1660–1708
1) Род боярина Никиты Ивановича Романова50: Никиты, во иноцех Нифонта, Иоулиянии, инокини Марфы (боярыни Никиты Ивановича). Иоанна, Александра, Никифора (дети Никиты Ивановича), Иоанна, Параскевии, Андрея младенца Дмитрия младенца, Параскевии младенца. Ирины младенца. Иоанна младенца (дети Ивана Никитича). Ирины (сестра Ивана Никитича), княгини Татьяны (Феодора Никитича дочь): далее следует список позднейшей записи. По вкладной книге упоминаются люди его под 1655 годом.
2) Род князя Семена Петровича Барятинского (упом. во вкладной книге под 1662 годом); князя Андрея убиенного, князя Петра убиенного, княгини Домники, во инокинях схимницы Дарьи, князя Григория, во иноках схимника Герасима, княгини Марии, во инокинях схимницы Марфы, княгини Анны, схимника Сергия, князя Григория, князя Алексея младенца, князя Григория младенца. 3) Род боярина Тихона Никитича Стришнева51. 4) род думного дворянина Авраама Никитича Лопухина; сын его стольник Феодор Аврамович упоминается под 1684 годом; 5) род Ивана и Онуфрия Кирьяковичей Мамкеевых52; 6) род дьяка Симеона Степановича Кудрявцева; который и построил этот Синодик в 1680 году; 7) род стольника Матвея Савиновича Челюскина; 8) род Михаила Борисовича Мансурова (упом. во вкладной книге под 1670 и 1676 годами); 9) Онисима Рахманова; 10) Михаила Камынина; 11) Феодора Богдановича Несвитаева; 12) стольника Венедикта Яковлевича Хитрово под 1680 годом; 13) старца Авраамия Полозова; 14) род игумена сего же монастыря Ионы (от 1661–1684 г.); 15) род сего же монастыря игумена Герасима (упом. 1627 и 1630 г.); 16) род Василия Ивановича с братом Торбеевых (упом. во вкладной книге под 1675 годом); 17) Бориса Ермолаевича Бегичева под 1683 г.; 18) Иеромонаха Евфимия; 19) Михаила Богдановича Шорстова; 20) Матфея Ивановича Барышникова (упоминается под 1681 годом); 21) наместника Тихоновой пустыни иеромонаха Иосифа (упом. в 1730 годах); 22) Ивана Семеновича Кондырева (упомин. под 1683 годом); 23) род калужанина Петра Мефодьевича Лученинова; 24) род калужанина старца Кирилла Киприянова; 25) род калужанина Саввы Антонова и зятя его Тихона Коренева; 26) калужского покровского попа Феофилакта Иванова; 27) род села Коромышева Прокофия Антонова; 28) род калужанина Иосифа Антипина; 29) род Андрея Ивановича, сына Есипова; 30) Тихоновой пустыни белого попа, Иоанна; 31) черного священника Савватия; 32) старца Моисея Шестова; 33) бышковского попа Леонтия (упом. под 1683 годом; 34) род старца Ефрема; 35) калужского посадского человека Гаврилы Дружинина: 36) старца Тихоновой пустыни Мисаила; 37) старца Нила Маслова; 38) старца Никона Мелентьева сына Крадыкина; 39) Матвея Агаповича с братьями Албучевых; 40 Ильи Иевлева сына Шершнева; 41) крестьянина деревни Окатовой Трифона Ильина; 42) род Вознесенского девичьего монастыря старицы Марии; 43) старца Иоасафа; 44 иеродиакона Олимпия, свенского монастыря; 45) старца Игнатия; 46) строителя Селиверста; 47) Тихоновой пустыни белого попа Василия; 48) стольника Феодора Харлампиевича Лопухина; 49) казначеи Екатерины Симоновны Розинковой; 50) приказу большого дворца подъячего Михаила Титова; 51) Лета 1705 наместника Тихоновой пустыни иеромонаха Дамаскина Феодоровича; 52) болярина Тихона Никитича Стрешнева, человека его Автонома Тимофеева сына Широкова; 53) Михаилы Лукьянова Нестерова; 54) Тимофея Ивановича сына Челищевых; 55) дворянина Григория Аввакумовича Ардашева; 56) Василия Сергеевича сына Бахтияровых, во иноцех Власия; 57) из Калуги посадского человека Иакова Клементьевича сына Лебедева; 58) попа Константина, что сужерди, а во иноцех Корнилия (1708); 59) калужского посадского человека Ивана Степанова Кадмина; 60) Донского монастыря слуги Максима Алексеевича.
Далее следуют записи частных родов, по восстановлении самобытного существования обители, с 1765 по настоящее время.
* * *
Никакой грех, пишет св. Иоанн Златоуст, Бога не раздражает так, как раскол; хотя бы и бесчисленные добрые дела раскольники делали, но ничего не пользует. Не меньшие казни раскольники воспримут, как и те которые Христа распинали. Ни кровь мученичества греха, раскола загладить не может. См. Толкование на 14 послан. Св. Апостола Павла, гл. 4, послание к Евфесям. Беседа 2. Киевское издание 1623 года.
Ивану Никитичу Романову принадлежала родовая вотчина, село Спасское, находящееся от Калуги в 3-х верстах на ручье Богдатовском, которая в 1659 году, по повелению царя Алексея Михайловича, была приписана к Калужскому посаду со всеми угодьями, также и село Товарково при впадении Шаны в Угру.
Был главный начальник Москвы до перенесения столицы в Петербург, т. е. до 1710 года.
Отец их Кирьяк, во иноках Кирилл, упом. во вкладной книге без означения года, а дети его там же под 1672 годом.