Литургия апостолов Фаддея и Мария

Источник

(литургия Мар Аддаи и Мар Мари)

Перевод с сирийского протоиерея Леонида Грилихеса и Г.М. Кесселя

Силою Господа нашего Иисуса Христа

начинаем записывать

святую литургию

апостолов,

которая составлена

блаженными апостолами Мар Аддаем и Мар Марием.

Господи, помоги мне милостию Твоею. Аминь.

Прежде всего

начинает священник: Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, во веки. Слава в вышних Богу, повтори 3 раза, и на земли мир, в человецех благоволение, всегда, во веки, аминь.

И затем: Отче наш, иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое. Свят, свят, свят еси, Отче наш, иже еси на небесех. Исполнь небо и земля величия славы Твоея. Ангелы и человецы взывают к Тебе: свят, свят, свят еси. Отче наш, иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Яко Твое есть Царство, и сила, и слава во веки веков, аминь.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу от века и до века, аминь, аминь. Отче наш, иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое. Свят, свят, свят еси, Отче наш, иже еси на небесех. Исполнь небо и земля величия славы Твоея. Ангелы и человецы взывают к Тебе: свят, свят, свят еси.

И говорит диакон: Помолимся. Мир с нами.

Молитва перед мармита1

По воскресеньям и праздникам: Укрепи, Господи Боже наш, немощь нашу Твоею милостию, чтобы служили мы святым Тайнам, которые преподаны ради обновления и спасения нашего слабого естества. Щедротами возлюбленного Сына Твоего, Владыка всяческих, Отец и Сын и Святой Дух, во веки.

Другая [молитва] на Господские праздники: Укрепи, Господи Боже наш, верующих имени Твоему право и исповедующих веру неискаженную истинно, чтобы свято совершать таинства, очищающие и освящающие души их и тела их, и непорочно священнодействовать Тебе сердцами и умами, чистыми от порока и далекими от помышлений оскверняющих, и постоянно восхвалять Тебя за спасение, которое Ты даровал нам изобильными щедротами Твоей благости. Владыка всяческих…

И начинают мармиту, которая положена [на этот день].

И затем [диакон говорит]: Мир с нами.

[Молитва] в дни памяти [святых] и в обычные дни: Да будет поклоняемо, и прославляемо, и почитаемо, и превозносимо, и благодаримо на небесах и на земле достопоклоняемое и славное имя преславной Троицы, всегда, Владыка…

Молитва перед песней алтаря по воскресеньям: Пред преславным троном, Господи, величия Твоего, и пред высоким и величественным седалищем славы Твоей, и пред ужасным престолом державы любви Твоей, и пред очистительным жертвенником, который утвердила воля Твоя, и местом, где распростер Ты славу Твою, мы, народ Твой и овцы пажити Твоей, с тысячами херувимов восхваляем Тебя и с мириадами серафимов и архангелов, служителей Твоих, преклоняемся, и поклоняемся, и исповедуем, и прославляем, всегда, Владыка всяческих…

Другая [во дни] Господских праздников Мар Илии III Католикоса: Пред страшным престолом Твоего величия, и троном Твоего Божества, и прекрасным седалищем Твоей славы, и славным помостом Твоего господства, где херувимы, служащие Тебе, восхваляют постоянно и серафимы, прославляющие Тебя, воспевают непрестанно, мы преклоняемся со страхом, и поклоняемся с трепетом, и исповедуем, и славим беспрестанно, всегда, Владыка всяческих…

[В дни] памяти [святых]. Имени великому, и страшному, и святому, и благословенному, и благому, и непостижимому преславной Троицы по благости Твоей к роду нашему мы должны приносить благодарение, и поклоняться, и восхвалять, всегда, Владыка всяческих…

И произносит песнь алтаря, которая положена [на этот день].

(И, когда выйдет священник, и крест в руках его, и поднимется на амвон, говорит диакон: Мир с нами.)

Молитва «Тебя, Господа всяческих» в воскресные дни и праздники. Когда повеет в нас, Господи Боже наш, сладчайший запах благовония любви Твоей, и озарятся наши души познанием истины Твоей, и мы сподобимся получить откровение Возлюбленного Твоего с небес, и тогда будем исповедовать Тебя и прославлять Тебя непрестанно в увенчанной Церкви Твоей, изобилующей всякими заступлениями и всякими благостями. Ибо Ты Господь и Творец всяческих, Отец и Сын и Святой Дух, во веки.

[В дни] памяти [святых]. И за все заступления Твои и благости Твои к нам невозместимые мы будем исповедовать Тебя и прославлять непрестанно в увенчанной Церкви Твоей, изобилующей всякими заступлениями и всякими благостями. Ибо Ты Господь и Творец всяческих, Отец [и Сын и Святой Дух, во веки].

([Молитва,] когда [священник] кладет фимиам. Во имя великое и славное Пресвятой Троицы благословляются благовония эти, которые мы возлагаем в честь Твою, и да будут они во очищение наше, Творец благоуханных трав и сладчайших ароматов. Владыка всяческих… Отец…)

И когда обойдет диакон с кадилом [говорит священник диакону]:

Христос да облагоухает тебя в Царстве Своем и да примет служение твое в благодати милости Своей, аминь.

И продолжают [молящиеся молитву «Тебя, Господа всяческих»]:

Тебя, Господа всяческих, мы исповедуем и Тебя, Иисусе Христе, прославляем, ибо Ты воскреситель наших тел и Ты спаситель наших душ. Умыю в неповинных руце мои и обыду жертвенник Твой, Господи.

Тебя, Господа [всяческих]… Слава… От века… Тебя, Господа [всяческих].

Диакон: Помолимся. Мир с нами.

Молитва. Ты, Господи, воистину воскреситель тел наших, и Ты спаситель благой душ наших и непрестанный хранитель жизни нашей, и Тебе, Господи, мы должны приносить благодарение и поклоняться и восхвалять, всегда, Владыка…

Диакон. Возвысьте глас ваш и прославьте всем народом Бога живого.

Отвечают [молящиеся]: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. Слава… Святый Боже… От века… Святый…

Молитва перед чтениями [из Ветхого Завета или Деяний].

Святой, и славный, и крепкий, и бессмертный, воля Которого во святых обитает и почивает, обратись, Господи, пощади и помилуй нас по обыкновению Твоему, всегда, Владыка всяческих…

Когда приходит чтец [поставленный для] чтений к священнику или епископу, он благословляет его и говорит: Бог, Владыка всяческих, да умудрит тебя Своим святым учением, и на чтеце и на слушающих да будут щедроты и милость Его, и да будешь прекрасным зерцалом для всех внимающих и слушающих слово поучения из уст твоих, по благости милости Его, аминь.

(И когда скажет чтец: Благослови, владыка,

благословляет его так: Бог, Господь всяческих, да укрепит тебя и умудрит тебя учением святым Своим по благодати милости Своей, аминь.)

И читают чтецы и добавляют шурая2, положенный [на данный день].

Молитва перед Апостолом

Освяти, Господи и Боже наш, побуждения помышлений наших, дабы внимать и уразумевать сладостное слышание Твоих животворящих и божественных заповедей, и дай нам Твоею благодатию и милосердием Твоим стяжать от них пользу – любовь, надежду и спасение, – которая необходима для души и тела. Да будем воспевать Тебе постоянную славу беспрестанно, всегда, Владыка всяческих…

В дни памяти [святых] и постом [кроме воскресений поста] молятся:

Тебя, управителя мудрого и удивительного попечителя Твоих домочадцев, великую сокровищницу, источающую всякие помощи и всякие благости милосердием Твоим, мы умоляем: обратись, Господи, и пощади, и помилуй нас по обыкновению Твоему, всегда, Владыка всяческих…

И читают Апостол, и, когда скажет диакон, который читает Апостол: Благослови, владыка, отвечает священник: Христос да умудрит тебя Своим святым учением и соделает тебя прекрасным зерцалом для всех тех, которые внимают тебе.

И когда спустится священник с бемы3 и достигнет алтарных врат, он и диакон склоняются оба, и говорит диакон: Помолимся, мир с нами. И молится священник тихо: Ты сияние славы Отца Твоего и образ ипостаси Родителя Твоего, Который открылся и воссиял в теле человечества нашего и озарил словесных познанием величия Своего, озари, Господи, наши души светом благовестия Твоего и дай нам поучаться в книгах Твоих и направляться заповедями Твоими, животворящими и божественными, Владыка всяческих…

(Обращение к тому, кто читает зумара4, когда скажет [диакон]: Благослови, владыка, говорит ему священник: Бог, Господь всяческих, да укрепит помышления твои и да очистит пение твое, дабы воспел ты хвалы Ему благодатию милости Его, аминь.)

И когда подойдет священник к Евангелию: Слава вечному милосердию, пославшему Тебя к нам. Христос – свет мира и жизнь всяческих, во веки, аминь.

И когда возьмет его [Евангелие], чтобы выйти: Умудри нас в законе Твоем, и просвети чувства наши познанием Твоим, и освяти наши души истиной Твоей, и дай нам быть послушными словам Твоим и исполняющими заповеди Твои, всегда, Владыка всяческих…

Следующая [молитва]: Просвещающий словесных познанием величия Твоего, просвети, Господи, помышления мои, чтобы поучаться в Твоих святых и божественных книгах, всегда, Владыка всяческих…

[Молитва на благословение] кадила

Запах, Господи, сладчайший, который веял от Тебя, когда излила Мария грешница благовонное миро на главу Твою, да смешается с фимиамом, который мы полагаем в Твою честь и во искупление наших долгов и грехов, Владыка всяческих…

И возглашают зумара.

И говорит диакон гласно:

Встанем с готовностью, чтобы услышать святое Евангелие.

(А если будничные дни, говорит: Пребывайте в тишине, храните покой.)

И продолжает священник и говорит: Мир с вами. И отвечают: С тобой и духом твоим. И читает Евангелие. И, когда закончат Евангелие, говорят: Слава Христу, Господу нашему. И говорит диакон карозута5 «Отец щедрот» и другую. И, когда закончит [диакон] карозута, говорит священник: Тебе, Господи Боже крепкий, мы молимся и [Тебя] просим: соверши с нами благость Твою и излей посредством рук наших дар Твой. Милосердие же и милость божественности Твоей да будут во искупление долгов народа Твоего и во оставление грехов всех овец пажити Твоей, которых Ты избрал Себе Твоею благодатию и милосердием Твоим, благой и человеколюбивый, Владыка всяческих…

И говорят диаконы громким голосом:

Главы ваши преклоните для возложения руки и примите благословение. И преклоняют головы свои народ и служители.

И читает священник эту молитву возложения руки тихо в сердце своем, склонившись:

Господи Боже наш, 2 раза, Твоя есть Церковь святая, соборная, ибо великим страданием Христа Твоего приобретены овцы пажити Твоей. Благодатию же Святого Духа, Который единоприроден Твоему Божеству, даны чины рукоположения истинного священства. Твоим милосердием, Господи, Ты удостоил несовершенство нашего слабого естества, чтобы мы были познанными членами в великом теле Церкви, святой и соборной, и да будем служить духовной помощи для душ верующих. Ты же, Господи, соверши с нами благость Твою и излей посредством рук наших дар Твой, милосердие же Твое и милость Твоего Божества да будут на нас и на народе этом, который Ты избрал Себе. И, выпрямившись, возвышает голос свой и говорит: И дай нам, Господи, по милости Твоей всем вместе равно все дни жизни нашей благоугождать Твоему Божеству добрыми служениями справедливости, которые приятны и согласны желанию Твоего славного господства. И да сподобимся помощью благодати Твоей воздать Тебе славу, и честь, и исповедание, и поклонение, всегда, Владыка всяческих…

И входит диакон в алтарь и говорит:

Кто не принял крещение да изыдет, кто не принял надписания жизни да изыдет, кто не приобщается да изыдет. Идите, служители, и осмотрите двери.

И закрывают завесы, и начинает священник молитву Таинств, которая положена. И повторяют ее те, которые в алтаре. И поклоняется священник на четыре стороны бемы. Сначала поклоняется на восток [2 раза], и затем направо, и затем на восток один раз. И стоит. И затем поклоняется на восток 2 раза, и затем налево раз, и на восток раз, и назад раз. И затем открывают завесы алтаря. И затем выходят диаконы навстречу священнику. И возглашает священник [оканчивая] молитву Таинств. И выходит священник и приветствуется всем народом. И, когда он подойдет к диаконам, они поклоняются ему вместе.

И говорят диаконы: Владыка, благослови. Помолимся, мир с нами. И до того, как будет сказана карозута, идет священник, чтобы перенести Таинства на престол. И, когда переносят Дары на престол, берет священник дискос, а диакон чашу, и начинают молитву: Уповая уповал на Господа, будут есть нищие и насытятся. Плоть Христа и Его честная Кровь на престоле. Со страхом и любовью приблизимся к Нему и с ангелами воскликнем Ему: свят, свят, свят Господь Бог, повтори 2 раза. И берет священник в правую руку чашу и в левую руку дискос, складывая руки крестообразно.

И говорит диакон: Помолимся, мир с нами.

И говорит священник: Воздадим славу преславной Троице, всегда и во веки. Христос, Который заклался за наше спасение и заповедовал нам совершать воспоминание Его смерти и погребения и воскресения, Сам да примет эту жертву из наших рук Своею благодатию и Своим милосердием, во веки, аминь.

(Другую [молитву] произносят постом, когда полагают Тайны на престол. Святые Тайны, которые совершаются за наше спасение, да будут во искупление грехов людей, принимающих их [Тайны] благодатию и щедротами Христа, во веки.)

И ударяет дискосом о чашу три раза. И всякий раз говорит: По заповеди Твоей, Господи Боже наш, дважды, возлагаются и учиняются Тайны эти преславные, и святые, и животворящие, и божественные на престоле искупления до второго пришествия Господа нашего с небес, Которому слава, всегда, во веки, аминь.

И учиняет Тайны на престоле, покрывает Тайны покровом тщательно и говорит: Слава… На святом престоле да будет память Девы Марии, Матери Христа. Во век… Апостолы Сына и возлюбленные Единородного, помолитесь, дабы были мы спокойны в мире. [И когда] скажет: Память Твоя, Отец наш, на престоле святом с достойными, которые прославились, и с мучениками, которые увенчались. Вот почили с надеждой на Тебя все усопшие, в славное воскресение в славе Ты поднимешь их, –

И выходят наружу в храм, и передает священник диаконам крест и Евангелие и говорит: Христос Господь да сподобит вас воспринять лик Его с открытым лицом, аминь.

И он [священник] говорит им: Бог, Владыка всяческих, да упокоится вашей службой, и украсит вас всеми красотами, и обогатит вас всякими дарами Своей щедрости, во веки, аминь.

И, когда поднимется на кастрома6 и отойдет к алтарным вратам, преклоняется. И говорят диаконы все вместе: Помолимся, мир с нами.

И встает, и простирает руки свои, и говорит:

Когда омыты сердца наши и чисты от всякого злого помышления, тогда мы удостоимся войти во святая святых, превысокую и превознесенную, и непорочно, и достойно, и свято встанем пред святым престолом и принесем Тебе духовные и словесные жертвы истинною верою. И прибавляет: Ты же, Благой, не гневающийся во век и не во век сохраняющий гнев Твой, отврати лицо Твое от грехов моих и все прегрешения мои сотри великим множеством милосердия Твоего. Отец и Сын… А если не успевает, говорит: Господи Иисусе Христе, да будет со всеми нами по милости и милосердию Твоему, во веки, аминь.

И священник поднимается к вратам алтаря, и поклоняется, и встает, и простирает руки свои вверх, и говорит во весь голос:

Веруем в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, видимым всем и невидимым. И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, несотворенного, Бога истинного от Бога истинного, единосущного Отцу, Которым сотворены века и создано все; нас ради людей и нашего ради спасения сшедшего с небес, и воплотившегося от Духа Святого, и ставшего человеком, и зачавшегося, и рожденного от Марии Девы, и страдавшего, и распятого при Понтии Пилате, и погребенного, и воскресшего в третий день, по Писаниям, и восшедшего на небеса, и седящего одесную Отца, и вновь грядущего судить живых и мертвых. И в Духа Святого, Духа истины, от Отца исходящего, Духа животворящего. В единую, святую, соборную и апостольскую Церковь. Исповедуем единое крещение во оставление грехов, воскресение наших тел и жизнь во веки веков. Аминь.

И входят быстро и поклоняются три раза. (И когда входит священник, кладет руки свои с одной стороны и с другой стороны на головы всех диаконов и опирается на головы их. Епископ же, или митрополит, или патриарх становится на приступок [возле престола], обращаясь лицом на запад, пока не закончат Символ веры.) И, когда поклонится перед престолом, говорит священник: Господь, Бог всяческих, да будет со всеми нами во всех нас Своею благодатию и милосердием, во веки, аминь.

Здесь моет священник руки и целует стороны престола, пока не закончат [«Веруем»]. (И когда начинают диаконы карозуту, тогда стоит священник в середине алтаря и поворачивает слегка голову свою к диаконам, которые справа и слева, и говорит: Благослови, Господи. Помолитесь обо мне, братья мои. И они отвечают ему так: Христос да услышит молитвы твои, и ублажится мольбою твоею, и примет жертву твою по благодати милости Своей, во веки, аминь.)

Карозута. Помолимся, мир с нами. Помолитесь, поминая отцов наших – патриархов, епископов, и всех священников, и диаконов, и отроков, и девиц, и всех тех, которые отошли и вышли из мира этого в истинной вере, и всех отцов и братьев наших, и всех сыновей и дочерей наших, и всех царей, верующих и любящих Христа, и всех пророков и апостолов, и всех мучеников и исповедников, которые здесь и на всяком месте, чтобы Бог увенчал их в воскресении из мертвых. И да даст нам надежду благую, и долю, и наследие жизни в Царствии Небесном. И да будет принята жертва сия с открытым лицом, и да освятится словом Божиим и Духом Святым, и да будет нам в помощь, и во спасение, и в жизнь вечную в Царствии Небесном, благодатию Христа.

И затем говорит священник диакону, который исполняет [карозуту]: Бог, Владыка всяческих, да укрепит тебя, чтобы ты воспел хвалы Ему. И обращает лицо свое к престолу и кладет три поклона, каждый поклон полагает перед собой. И с началом поклона начинает молиться так, причем произносит губами молитву эту Мар бар-Саума: Слава Тебе, обретающему погибших. Слава Тебе, собирающему рассеянных. Слава Тебе, обращающему заблудших к познанию истины. Слава Тебе, Господи мой, что Ты воззвал меня, даже меня, слабого, благодатию Твоею, и приблизил меня милостию Твоею, и положил меня как члена известного в великом теле Твоей святой, кафолической Церкви, чтобы я приносил пред Тобою жертву сию живую, и святую, и благоприятную, которая есть воспоминание страстей, и смерти, и погребения, и воскресения Господа нашего и Спасителя нашего Иисуса Христа*, Которым Ты восхотел и возжелал оставить грехи всех людей. Повтори. Здесь указание, о досточтимый господин мой, как приближается священник [к престолу], совершая молитву: поклоняется, достигая престола, и, когда поклонится, встает и целует середину [престола], и затем поклоняется и встает и целует правый угол [престола], и затем поклоняется и встает и целует левый [ближний] угол [престола], и затем поклоняется и встает и целует середину и правую и левую стороны и смотрит на тех [диаконов], которые с правой стороны [от престола], он же стоит слева [от престола], и поклоняется им и говорит:

Благослови, Господи. Братья мои, помолитесь обо мне, чтобы совершилась жертва сия руками моими.

И они отвечают ему: Бог, Господь всяческих, да укрепит тебя совершить волю Его, и примет жертвоприношение твое, и возжелает жертву твою, которую приносишь ты за нас, за себя и за четыре стороны света, благодатию милости Его, во веки, аминь.

И затем повторяет: Слава Тебе, обретающему погибших. Поклоняется, встает и целует середину [престола], и затем поклоняется и встает и целует правый угол [престола], и затем поклоняется и встает и целует левый угол [престола], и затем поклоняется и встает и целует середину и правую и левую стороны и смотрит на тех [диаконов], которые с левой стороны [от престола], он же стоит справа [от престола], и говорит: Благослови, Господи. Помолитесь обо мне, братья и возлюбленные мои, чтобы я сподобился принести пред Господом Христом жертву сию, живую и святую, за себя и за весь народ святой Церкви, по благодати милости Его, аминь. И отвечают ему [диаконы]: Бог, Господь всяческих, да возжелает твою жертву и примет твое приношение, которое ты приносишь за нас и за себя, Своею благодатию и Своею милостию, во веки, аминь.

И затем говорит [священник]: Слава Тебе, обретающему погибших. И поклоняется по первому чину. И когда скажет диакон: И да будет принята жертва, поклоняется священник перед собой и говорит: За всех вас, живых и мертвых, приносится эта жертва. Да будет принята от моей греховности пред страшным престолом Твоего величия, Господи, с открытым лицом. И затем спускается священник с приступки быстро, и поворачивает лицо свое к диакону, который заканчивает [карозуту], и поклоняется ему, и говорит ему так: Христос да укрепит твои слова и да примет плоды твоих уст и оставит твои долги и грехи всех тех, которые внимают тебе.

И затем поворачивает лицо свое к престолу и кланяется и совершает коленопреклонение, пока не закончит [диакон] карозуту. И коленопреклоненно говорит тихо, в сердце своем такую молитву:

Молитва

Ей, Господи Боже наш, повтори, не воззри на множество грехов наших, и да не возгнушается величие Твое тяжестью наших злодеяний, но по благодати Твоей неизреченной прими жертву сию от рук наших и дай ей силу и способность очищать наши многие грехи, когда явишься Ты в конце времен в образе человека, который Ты принял от нас, и мы обрящем пред Тобою благодать и милость и сподобимся славить с собранием знаемых.

И, когда закончится карозута, встает и целует престол и говорит согнувшись, причем руки его не простерты к престолу. И знай, здесь было бы совершенно неправильно для него простирать свои руки, потому что он еще не принял паресию7. А при дальнейших поклонах простирает свои руки, ибо принял тогда паресию. И при каждой гханта8 поклоняется перед престолом в начале и конце [гханты]. И предстояние его будет удалено от престола на один локоть, и так же [расстояние] между руками его. И преклонит голову свою к коленям своим, и в конце каждой гханты поклоняется и целует середину престола.

И затем совершает

литургию

блаженных апостолов

Мар Аддаи и Мар Мари,

учителей Востока,

которая служится от Великой субботы накануне Воскресения и до Благовещения, и при заупокойной литургии, и на память святых, и в будние дни.

И говорит священник: Благослови, Господи, благослови, Господи, благослови, Господи. Братья мои, помолитесь обо мне. И отвечают: Христос да услышит твои молитвы, Христос да примет твою жертву, Христос да очистит твое священство в Царстве Небесном и да возжелает сию жертву, которую ты приносишь за себя, за нас и за весь мир вместе, который взирает и ожидает Его благодати и Его милосердия во веки.

Гханта

И произносит священник эту первую гханту апостолов тихо (голосом, который слышен лишь тем, которые в алтаре, но не тайно, в сердце своем, как делают некоторые по неведению, но и не громким голосом, который слышен тем, кто в храме, как поступают некоторые бесчинно).

Исповедуем, Господи, безмерное богатство Твоей благости к нам, повтори. Хотя мы непотребные грешники, но по множеству милосердия Твоего Ты удостоил нас, испрашивающих помощь от Тебя во укрепление душ наших, служить святым Тайнам Тела и Крови Христа Твоего, *чтобы в совершенной любви и истинной вере мы служили Дару Твоему нам. Повторяй начала и концы каждой гханта.

Канона9

Да вознесем Тебе славу, честь, хвалу и поклонение, ныне и присно и во веки веков.

И изображает крест на себе, и отвечает народ: Аминь.

Если же патриарх, или митрополит, или епископ есть там, не возносит этот канона ради чести предстоящего из первосвященников, так же и в кафедральном соборе, но произносит его с гхантой и возвышает голос свой [при словах]: И во веки веков. И когда говорит ныне, поднимает руку свою открытой ладонью прямо перед глазами своими, причем пальцы его виднеются над головой и рука обращена на запад. И опускает ее [произнося] ныне чуть ниже своей груди. И подносит ее на слове присно к правому плечу и к левому. При этом рука чуть отходит от плеча его. И этим дает знать, что он собирает народ в благословении. И таким образом все первые крестные знамения и последнее [начинающееся словами] и благодать Его. Так согласно Мар Несторию. И после произносит священник: Мир с вами. И отвечает народ: И с тобой и с духом твоим. И говорит диакон: Воздайте мир друг другу в любви Христовой. И преподают мир друг другу и говорят: Ради всех католикосов, и епископов, и пресвитеров, и диаконов, и завета со всяким [прежде] отшедшим из общины церковной, и ради жизни и благоденствия мира, и ради венца лета, который да благословится и исполнится Твоей благодати, и ради всякого чада церковного, удостоившегося принять приношение это, которое пред Тобою, и ради рабов Твоих и рабынь Твоих, стоящих пред Тобою в час сей, – ради всех них и ради всех нас да будет принято приношение это во веки, аминь.

И идут с миром и читают синодик, т. е. книгу живых и мертвых.

И говорит диакон карозута:

Будем восхвалять, и молить, и умолять все чисто и сокрушенно Господа. Встаньте хорошо. И воззрите на то, что происходит: освящаются страшные Тайны. Священник приблизился помолиться, чтобы через него мир умножился вам. Опустите глаза ваши вниз, мысли же устремите к небесам.

И тотчас приближается священник к жертвеннику10 без промедления. Не так, как это делают некоторые в разных местах по незнанию: когда скажет диакон «священник приблизился», тогда приближается. И не как тот, кто повторяет поклоны бесчинно один за другим, когда исполняет молитву перед жертвенником. Но только один поклон делает, простираясь перед жертвенником, склоняясь и кланяясь.

И произносит священник этот кушапа11 Мар Нарсая тихо.

Кушапа

Господи Боже крепкий, повтори, поддержи немощь нашу милосердием Твоим и помощью благодати Твоей. Сподобь меня приносить пред Тобою жертву сию, живую и святую, в помощь всякому живущему и во славу Твоей славной Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, во веки.

И когда скажет диакон: Бодро и усердно просите и молитесь в сей час. И никто да не говорит с небрежением. И тот, кто молится, [пусть] в сердце своем молится. В мире и со страхом стойте и молитесь. Мир с нами. И тотчас встает священник, и поднимет покровец (осторожно) с Таин, и оборачивает его вокруг чаши и дискоса, и говорит: Как Ты сподобил меня, Господи, благодатию Твоею Тела и Крови Твоей, так сподобь меня [стоять] с открытым лицом пред Тобою в день суда, аминь.

(И когда кладет фимиам:

Миррой, Господи, и алоем Никодим умастил тело Твое святое в день погребения Твоего. И фимиамом этим также мы – поклонники тела погребенного Твоего – подобно умащению возблагоухаем. И да благословятся благодатию Твоею, и освятятся, и исполнятся Тайны и принесут прощение долгам и грехам нашим. Как благоухание да будем мы для Тебя, и для Отца Твоего, и для Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков.

Другая: Ради поклоняемого и прославляемого имени всехвальной Троицы да благословится фимиам сей, который мы возлагаем в Твою честь и в прощение наше, во веки, аминь.)

И кадит священник престол фимиамом, говоря: Да будет благоухать для Тебя, Господи Боже наш, каждение приятное, которое мы приносим Тебе пред жертвенником святым Твоим в славном храме Твоем. И да будет в радость о имени Твоем святом и в прощение рабов Твоих и паствы Твоей. Отец, Сын и Святой Дух, во веки.

И говорит священник диакону: Христос да укрепит тебя, чтобы ты творил волю Его непрестанно.

И говорит (голосом слышимым)

Канона

Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и причастие Святого Духа да будет со всеми вами. Ныне и присно и во веки веков. И знаменует Тайны, и отвечают: Аминь.

И говорит:

Да устремятся вверх ваши помышления. И отвечают:

К Тебе, Богу Авраама, Исаака и Израиля, Царю всехвальному.

И говорит:

Приношение Богу, Господу всяческих, приносится. И отвечают: Достойно и праведно.

И подняты руки его вверх весь канона, ибо нет здесь ныне. И говорит диакон (на амвоне): Мир с нами. И встает на колени священник и молится тайно в сердце и говорит кушапа сей тихо.

Кушапа

Господи, Господи, даруй нам открытое лицо пред Тобою, дабы в присутствии Твоем совершить нам службу сию, живоносную и святую, во время которой очищаются помышления наши от всякого зла и жестокости. И посей в нас любовь, мир и согласие друг к другу и ко всем.

И встает и целует жертвенник. А также необходимо знать, что в начале всякой гханты и в конце делается поклон и целуется жертвенник. И выходит священник, простирая свои руки (с этого момента и далее) по чину, и говорит гханту сию.

Гханта

Достойно хвалы от всех уст, повтори, и благодарения всеми языками, и поклонения и возвеличения от всякой твари имя поклоняемое и славное Твоей преславной Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, сотворившей мир благодатию Своею и его обитателей милосердием Своим, и спасшей людей по милости Своей, и явившей благодать великую ко смертным. К величию Твоему мы припадаем и ему поклоняемся. Тысяча тысяч горних сил и мириады мириад ангелов святых и воинства бесплотные, служители огневидные и духовные имя Твое прославляют *и с херувимами святыми и серафимами бесплотными поклонение господству Твоему приносят, повтори,

Канона

Вопия и восхваляя беспрестанно, взывают друг ко другу, и говорят, и отвечают: Свят, свят, свят Господь Бог крепкий; полны небо и земля славы Его, и природы сущности Его, и величия славного сияния Его; осанна в вышних; осанна Сыну Давидову; благословен пришедший и грядущий во имя Господне; осанна в вышних. И на каждый возглас свят делает священник поклон перед жертвенником и встает на колени и говорит сей кушапа.

Кушапа

(Свят, свят, свят Господь Бог крепкий. Полны небо и земля славы Его, и природы сущности Его, и величия славного сияния Его. Мной полны

небо и земля, – говорит Господь.) Свят Ты, Отец истинный, от Которого нарекается всякое отцовство, которое на небе и на земле. Свят Ты, Сын превечный, через Которого все было. Свят Ты, Дух Святой, Которым освящается существо всех. Увы мне, увы мне. Трепещу я, ибо я муж с нечистыми устами, и среди народа с нечистыми устами я живу, и Царя Господа крепкого видели глаза мои. Как страшно место это, ибо сегодня я видел Господа лицом к лицу. Это не что иное, как дом Божий, и это врата небесные*. И ныне да будет благодать Твоя на нас, Господи, повтори. И очисти нечистоту нашу, и освяти уста наши, и соедини, Господи, гласы нашего ничтожества со служением серафимов и славословиями ангелов. Слава милосердию Твоему к плотским – Ты сочетал их с бесплотными. И встает и говорит: Благослови, Господи. Благослови, Господи. Благослови, Господи. Братья, помолитесь обо мне. И повторяет гханту эту тихо.

Гханта

И с этими силами небесными мы восхваляем Тебя, Господи, повтори.

[Восхваляем] И мы, рабы Твои ничтожные, слабые и унылые, ибо Ты соделал нам благодать великую и невосполнимую, когда облекся нашим человечеством, чтобы оживить нас Твоим Божеством. И Ты возвысил наше смирение, и воздвиг наше падение, и утешил нашу смертность, и оставил долги наши, и оправдал нас от греха, и осиял наше познание, и осудил, Господи Боже наш, наших врагов, *и даровал победу нашей слабой природе преизобильной милостию Твоей благости,

повтори.

Канона

И за все вспомоществования Твои и за все благодеяния Твои к нам вознесем мы Тебе хвалу, честь, благодарение и поклонение. Ныне и присно и во веки веков. И знаменует Тайны. И отвечают: Аминь. И говорит диакон (на амвоне): В мыслях ваших помолитесь. Мир с нами. И говорит священник кушапа этот, благословляя тайно.

Кушапа

Господи Боже крепкий, прими приношение это (из рук моей слабости) ради Церкви всей святой кафолической и ради всех отцов честных и праведных, которые благоугодили Тебе, и ради всех пророков и апостолов, и ради всех мучеников и исповедников, и ради всех скорбящих и страдающих, и ради всех нуждающихся и опечаленных (и ради всех священников, и царей, и правителей), и ради всех больных и притесняемых, и ради всех отшедших, которые отделились и переселились от нас, и ради людей этих, которые взирают и ожидают Твоей милости, *и ради моей немощи, моего несовершенства и моей скудости, повтори. Ей, Господи Боже наш, по милости Твоей и по множеству благодеяний Твоих посети народ Твой и мое несовершенство, а не по грехам моим и неразумию моему, и да сподобимся я и они прощения долгов и оставления грехов Плотию этой святой, которую в истинной вере мы принимаем по милости Твоей, аминь. Встает и говорит: Благослови, Господи, трижды.

Кушапа по отшедшим

Когда случится приношение по отшедшим,

читай это:

Поклоняюсь я, Господи, благости Твоей, исповедую милость Твою. Ибо хотя недостоин я по грехам моим, Ты приблизил меня к Себе по милости Твоей и поставил меня служителем и посредником Таин этих, прославленных и святых. И прошу Тебя и молюсь господству Твоему, чтобы были они в покой и благостояние мира, в сохранение Церкви Твоей святой, в умножение веры истинной, в возвышение праведников и прощение грешников, в принятие кающихся (и обретение заблудших, в утверждение близких) и обращение далеких, в утешение слабых, в простор опечаленных, в укрепление притесняемых, в исцеление больных, в попечение о нищих, в память добрую об отшедших. И сотвори со всеми нами то, что содействует и благоугождает Твоему господству.

*Ей, Господи Боже крепкий, повтори. Пусть будет принято приношение это в горних высотах из рук раба Твоего, грешного и неразумного, как приношение Авеля на равнине и Ноя в ковчеге, Авраама при заклании сына своего и Илии на горе Хорив, вдовицы в сокровищницу и апостолов в горнице, с приношением отцов честных и праведных, которые из рода в род приносили приношения свои.

Ей, Господи Боже наш! Пусть будет принято приношение это за всю Церковь святую и кафолическую, чтобы она стояла и сохранялась непоколебимо; и за священников и царей и властителей, чтобы они стояли в мире церквей и спокойствии областей; и за бедных, нуждающихся и встревоженных; и за скорбящих, опечаленных и болезнью мучимых; и за всех отшедших, которые отделились и перешли от нас; и за всех предстоящих у престола святого Твоего и молитву руками моей греховности испрашивающих, – обратись к прошениям их, и прости долги их, и покрой грехи их; и за место это и его обитателей, и за весь (или город) эту и ее жителей. Окружи ее [Церковь], Господи, стеною крепкой и отведи от нее благодатию Твоею болезнь, голод, бедствие, саранчу, личинок и гусениц. И да не возобладает над нами грабитель, и да не возрадуется о нас ненавистник. И за это и другое.

И называет нужду и дело, благословляя перед престолом. И всякую нужду свою и других здесь вводит пред Богом.

(Ей, Господи Боже наш! По милости Твоей и множеству благодеяний Твоих посети народ Твой и мое ничтожество, а не по грехам моим и безумию моему; но да сподобимся я и они прощения долгов и оставления грехов Телом этим святым, которое верою истинной принимаем мы по благодати от Тебя. Аминь.) И встает и говорит: Благослови, Господи. Благослови, Господи. Благослови, Господи. Братья мои, помолитесь обо мне.

Говорит и повторяет гханту эту тихо.

Гханта

Ты, Господи, по милости Твоей неизреченной, повтори, сотвори память добрую, принимая всех отцов честных и праведных, благоугодивших пред Тобой, при воспоминании Тела и Крови Христа Твоего, которые мы приносим на престоле Твоем, пречистом и святом, как Ты научил нас. И сотвори покой и мир Твой во все дни века. *Ей, Господи Боже наш! И сотвори покой и мир Твой во все дни века, повтори. И да познают Тебя все обитатели земли, что только Ты один есть Бог, Отец истины; и Ты послал Господа нашего Иисуса Христа, Сына Твоего возлюбленного; и Он, Господь Бог наш, пришел и научил нас в благовестии Своем животворящем всяческой чистоте и святости пророков и апостолов, мучеников и исповедников, епископов и учителей, пресвитеров и диаконов и всех чад Церкви святой и кафолической – тех, которые записаны в свиток жизни крещением святым. И когда сказал: Тех, которые записаны, знамененует престол снизу вверх и справа налево, склонившись. Здесь простирается на лицо свое и говорит: Так же и мы, Господи, повтори три раза, рабы Твои ничтожные, слабые, унылые, которые собрались во имя Твое и стоим пред Тобою в сей час и, принимая по традиции образ [священнодействия] от Тебя, радуемся, и прославляем, и превозносим, и воспоминаем, и служим Тайне этой, великой, и страшной, и святой, и животворящей, и божественной Его страстей, и смерти, и погребения, и воскресения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

И ДА ПРИИДЕТ, ГОСПОДИ,

Дух Твой Святой, и да почиет на приношении этом рабов Твоих, и да благословит его, и да освятит его, и да будет нам, Господи, в прощение долгов и во оставление грехов, в надежду великую воскресения из мертвых и в жизнь новую во Царствии Небесном со всеми благоугодившими пред Тобою. И ради промышления этого великого и чудесного о нас мы будем благодарить и прославлять Тебя беспрестанно в Церкви Твоей, спасенной дражайшей кровию Христа Твоего, *устами отверстыми и лицом открытым, повтори. Когда сказал: И да приидет, Господи, встает и поднимает руки свои священник вверх, и говорит диакон (на беме): С миром и в страхе стойте и молитесь. Мир с нами.

Канона

Вознося славу, честь, исповедание и поклонение имени Твоему живому, святому и животворящему, ныне и присно и во веки веков. И знаменует Тайны.

И отвечают: Аминь. И совершает коленопреклонение перед престолом (не касаясь головой земли, употребляя слова: Помилуй меня, и кадило в правой руке, и молится тихо священническими молитвами) и не встает на колени.

И говорит:

Христос – мир вышних и великий покой нижних. Да распространится, Господи, покой Твой и мир Твой в четырех странах мира и еще более в Церкви Твоей святой и кафолической; примири священство с Царством, упраздни войны в концах земли, рассей народы вражбные, желающие войны, да жизнь тихую и спокойную поживем во всяческом воздержании и страхе Божием.

Говорит: Благодарю Тебя, Отец мой, Господь неба и земли, Отец, Сын и Святой Дух, ибо хотя я грешен и ничтожен, но по множеству милосердия Твоего Ты сподобил меня благодатию Твоею приносить пред Тобою эти Тайны, страшные, святые и божественные, Плоти и Крови Христа Твоего, чтобы я служил народу Твоему, стаду пажити Твоей, в прощение их долгов, и прощение их грехов, и спасение их душ, и примирение всего мира, и покой и мир всех церквей.

Говорит:

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей.

Царю Христе, помилуй мя.

И по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое.

Царю Христе, слава имени Твоему.

Наипаче омый мя от беззакония моего.

Царю Христе, помилуй мя.

И от греха моего очисти мя.

Царю Христе, слава имени Твоему.

Яко беззаконие мое аз знаю.

Царю Христе, помилуй мя.

И грех мой предо мною есть выну.

Царю Христе, слава имени Твоему.

Тебе единому согреших.

Царю Христе, помилуй мя.

И лукавое пред Тобою сотворих.

Царю Христе, слава имени Твоему.

Яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши внегда судити Ти.

Царю Христе, помилуй мя.

Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех

роди мя мати моя.

Царю Христе, слава имени Твоему.

Се бо истину возлюбил еси.

Царю Христе, помилуй мя.

Безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси.

Царю Христе, слава имени Твоему.

Окропиши мя иссопом, и очищуся.

Царю Христе, помилуй мя.

Омыеши мя, и паче снега убелюся.

Царю Христе, слава имени Твоему.

Слуху моему даси радость и веселие.

Царю Христе, помилуй мя.

Возрадуются кости смиренныя.

Царю Христе, слава имени Твоему.

Отврати лице Твое от грех моих.

Царю Христе, помилуй мя.

И вся беззакония моя очисти.

Царю Христе, слава имени Твоему.

Сердце чисто созижди во мне, Боже.

Царю Христе, помилуй мя.

И дух прав обнови во утробе моей.

Царю Христе, слава имени Твоему.

Не отвержи мене от лица Твоего.

Царю Христе, помилуй мя.

И Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

Царю Христе, слава имени Твоему.

Воздаждь ми радость спасения Твоего.

Царю Христе, помилуй мя.

И Духом владычним утверди мя.

Царю Христе, слава имени Твоему.

Научу беззаконныя путем Твоим.

Царю Христе, помилуй мя.

И нечестивии к Тебе обратятся.

Царю Христе, слава имени Твоему.

И затем: К Тебе возвел я очи мои, Живущий на небесах. Как очи рабов к господам их и как очи служанки к госпоже ее, так и очи наши к Тебе, Господи Боже наш, доколе Ты не помилуешь нас. Помилуй нас, Господи, помилуй нас. Омыл чисто руки мои и обошел жертвенник Твой, Господи.

(И кладет фимиам в кадило и говорит)

молитву фимиама:

Да будет приятна, Господи Боже, молитва наша и прошение наше. И возношение кадила нашего благоухающего да будет Тебе в упокоение, как кадило Аарона священника в скинии. И обнови души наши с телами нашими и упаси творение Твое по множеству щедрот Твоих, Творец корений благовонных и благоуханий сладчайших, Господь всяческих, Отец и Сын.

И начинает по чину

знамения и преломления.

И приступает с простертыми руками, а не со сложенными вместе, подобно людям несведущим. И окуривает руки свои и лицо свое фимиамом. И говорит:

Облагоухай, Господи Боже наш, запах нашей нечистоты и смрада сладчайшим запахом благоухания любви Твоей и омой нас им от греховных скверн. Пастырь добрый, Который вышел на взыскание наше, и обрел нашу заблудшесть, и желает нашего обращения, освободи меня от долгов моих и грехов моих, ведомых и неведомых, по благодати и милости Твоей. Повтори три раза. И говорит: Благослови, Господи. Благослови, Господи. Благослови, Господи. Приближается к нам, Господи Боже наш, милосердие благости Твоей на Тайны эти прославленные, святые, животворящие и божественные, хотя мы недостойны. Повтори три раза.

И диакон отвечает ему: Поистине, Господи, мы недостойны. Помилуй нас, Господи, ибо мы недостойны по немощи нашей из-за многих грехов.

И в заключение всякого раза, когда говорит: Приближается к нам, складывает руки свои на груди крестообразно и целует середину престола, и справа, и слева. И поднимает верхнего Первенца12, который на середине дискоса, обеими руками и возносит его на воздух на вытянутых [руках], а не прижимая, и смотрит вверх. И говорит: Слава имени Твоему святому, Господи Иисусе Христе, и поклонение господству Твоему во всякое время во веки, аминь. Ибо [вот] Хлеб живой и животворящий, который сошел с неба и дал жизнь всему миру до пределов его, так что едящие его не умирают и принимающие его спасаются, и очищаются, и живут им во веки, аминь. И отвечают: Аминь. И целует Первенца крестообразно, не приближая к губам своим, но символически, проводя по нему глазами своими: вверх, вниз, вправо и влево. И говорит: Слава Тебе, Господи. Слава Тебе, Господи. Слава Тебе, Господи, за дар Твой к нам неизреченный, во веки. Аминь. И отвечают: Аминь.

И, держа крепко обеими руками Первенца, говорит: Приближаемся мы, Господи, с верою святою во имя Твое к Тайнам этим святым и преломляем по милосердию Твоему и знаменуем по милости Твоей Тело и Кровь Возлюбленного Твоего Господа нашего Иисуса Христа. Во имя Отца и Сына и Святого Духа, во веки. И отвечают: Аминь. И при имени Троицы преломляет Первенца, который в руках его, с осторожностью на две части (надлежит тебе знать, что подобный образ преломления соответствует мнению Мара Илии Насибинского, – это удерживает нас от введения четвертования в нашем преломлении). Некоторые люди знаменуют здесь своим большим пальцем Первенца во время преломления, но ты остерегайся подобной дерзости, потому что здесь не требуется знаменования, но совершается преломление во имя Троицы. При этом они [две части Тела] удерживаются двумя руками, и кладет часть, которая в его левой руке, на свое место, но не так, как она лежала прежде, но иначе – так, чтобы разломленной стороной она была обращена к чаше. А той частью, которая в его правой руке, он знаменует Кровь, которая в чаше, с востока на запад и с севера на юг, при этом он погружает частицу, которая в руке его, на треть в чашу – это треть от двух половин. И он знаменует чашу частью от Первенца, но не верхней или боковой стороной, как некоторые имеют обыкновение делать, но разломленным местом, при этом глядит на лицевую сторону части, перемещая ее с востока на запад, и говорит: Знаменуется Кровь честная Телом животворящим Господа нашего Иисуса Христа. Во имя Отца и Сына и Святого Духа, во веки. То есть с востока на запад к себе, [а говоря:] и Святого Духа с севера на юг к дискосу. И так же знаменует Тело, которое на дискосе, таким же образом, половиной, которая в руке его, и говорит: Знаменуется святое Тело очищающей Кровью Господа нашего Иисуса Христа. Во имя Отца и Сына и Святого Духа, во веки. И отвечают: Аминь. И берет обе части обеими руками и объединяет их воедино, как если бы они не были преломлены, и будут пальцы его, которые рядом с большими, скреплены вокруг частей словно круг, и говорит:

Разделены, освящены, совершены, исполнены, объединены, смешаны, сопряжены, запечатаны Тайны сии славные, святые, животворящие и божественные, каждая во имя достопоклоняемое и славное Троицы преславной, Отца, Сына и Святого Духа, чтобы были они нам в прощение долгов, и оставление грехов, и упование великое о воскресении из дома мертвых, и в жизнь новую в Царствии Небесном, нам и Церкви святой Господа нашего Христа, которая здесь и на всяком месте, ныне и присно и во веки веков. И при словах: ныне он надламывает [Первенец] большими пальцами в том месте, которое было погружено в Кровь. Кладет две половины на дискос, одну на другую, в форме креста. Причем нижняя половина, которую он держал левой рукой, обращена к чаше, а верхняя половина, которую он держал правой, обращена на запад к священнику таким образом, что надлом, который на ней, обращен к чаше. По образу Господа, Который был пронзен с правой стороны. Потом он тщательно вытирает свои руки. И знаменует свой лоб между глазами большим пальцем знаком креста и затем тех диаконов, которые стоят вокруг него, и говорит:

Да примет Христос служение твое, да просветит Христос лицо твое, да сохранит Христос жизнь твою и да возрастит Христос младость твою. И убирает покров, который окружает дискос и чашу. И говорит:

Слава Тебе, Господь наш Иисус Христос, ибо Ты сотворил меня милостию Твоею. Слава Тебе, Господь наш, ибо Ты призвал меня милосердием Твоим. Слава тебе, Господь наш, ибо, хотя я и недостоин, поставил Ты меня милостию Твоею служителем и посредником Дара Твоего и Таин Твоих преславных, святых, животворящих и божественных. Благодатию милости Твоей сподобь меня прощения долгов и оставления грехов. И за все щедрые попечения Твои к моей немощи возношу Тебе славу, честь, благодарение и поклонение, ныне. И также: Слава Тебе, Боже, слава Тебе, Сын предвечный, слава Тебе, Дух Святой, освящающий все во веки. И отвечают: Аминь. И затем поклоняется перед престолом, встает и целует его посередине и, возглашая как благовествующий, говорит:

Канона

Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и причастие Святого Духа да будет со всеми нами. Ныне и присно и во веки веков. И отвечают: Аминь. И знаменует себя, причем поднимает руки свои немного вверх, с одной стороны и с другой стороны, так, чтобы были немного видны его пальцы, потому что это знамение полагается на народ, даже если он знаменует самого себя.

И возвещает диакон карозуту: Все мы со страхом и почтением приблизимся к таинству честного Тела и Крови Спасителя нашего. С чистым сердцем и истинной верою воспомянем Его страсти и утешимся Его воскресением. Ибо ради нас Единородный Божий смертное тело и душу словесную, разумную и бессмертную воспринял от людей. И законами Своими спасительными и заповедями Своими святыми от заблуждения к ведению истины приблизил нас. И за все промышление Свое о нас Начальник над естеством нашим был испытан на кресте, и, восстав из ада, Он вознесся на небо, предав нам Свои святые Таинства, чтобы, [совершая] их, мы воспоминали всю Его благость к нам. Итак, с любовью преизобильною и волей смиренною примем дар вечной жизни. С молитвою чистою и печалью разумною причастимся церковных Таинств. С надеждою на обращение [к Богу] и отвращение от наших прегрешений мы сокрушаемся о своих грехах и испрашиваем милости и прощения у Господа всяческих. Священник говорит тихим голосом: Преблагословен Ты, Господи, Боже отцов наших, превознесенно и препрославленно имя Твое во век. Ибо не по грехам нашим сотворил Ты с нами, но по величию милости Твоей избавил нас от власти тьмы и призвал нас в Царство Твоего возлюбленного Сына, Господа нашего Иисуса Христа. (Им Ты, разрушив и упразднив власть смерти, дал нам жизнь вечную, что не подвластна тлению. Ныне же Ты удостоил нас стоять пред пречистым и святым Твоим жертвенником и приносить Тебе сию живую, святую и бескровную жертву. Сподобь же нас по милосердию Твоему принять Твой дар во всякой чистоте и святости. И да не будет он нам в осуждение и наказание, но в милость, оставление грехов, воскресение из ада и жизнь вечную. И да будем все мы совершенны в любви Твоей и станем святилищами чистыми и храмами святыми для обитания Твоего. И когда мы соединимся с Телом и Кровью Христа Твоего, то пусть воссияем мы со всеми святыми Твоими в Его великом и славном явлении. Ибо Тебе, Ему и Святому Духу слава, честь, благодарение и поклонение ныне и присно.) И, произнося, преломляет священник Тело и затем погружает частицу за младенцев. И после карозуты продолжает диакон: Мы разрешаем от прегрешений наших собратьев. И отвечают: Господи, очисти грехи и прегрешения рабов Твоих. Диакон: И очищаем наши мысли от сомнений и раздоров. И отвечают: Господи, очисти грехи и прегрешения рабов Твоих. Диакон: Чисты души наши, нет в них гнева и вражды. И отвечают: Господи, очисти грехи и прегрешения рабов Твоих. Диакон: Возьмем святыню и освятимся Духом Святым. И отвечают: Господи, очисти грехи и прегрешения рабов Твоих. Диакон: В согласии и соединении умов наших примем в единомыслии причастие Таинств. И отвечают: Господи, очисти грехи и прегрешения рабов Твоих. Диакон: Да будут они нам, Господи, в воскрешение тел наших и во избавление душ наших. И отвечают: И в жизнь вечную.

И, когда карозута закончилась, диакон говорит: Помолимся, мир с нами.

Священник отвечает тихим голосом: Господи, очисти по милости Твоей грехи и прегрешения рабов Твоих и освяти наши уста по благодати Твоей, дабы они принесли плоды хвалы Твоей высочайшей божественности со всеми святыми Твоими в Царстве Твоем.

И если есть чаши, которые не освящались, то здесь знаменует их. И, выпрямившись от поклона, возвышает голос и говорит: И сподобь нас, Господи Боже наш, всегда беспорочно стоять пред Тобою с чистым сердцем, открытым лицом и с тем дерзновением, что по Твоей милости было предано нам, чтобы всем нам равно призывать Тебя, говоря так. И отвечают: Отче наш и далее.

Канона,

который говорится вместо И сподобь нас

в Господские праздники.

И всели в нас, Господи, покой Твой и мир Твой в сердца наши. Истину Твою да возвестит язык наш, и крест Твой пусть будет хранителем душ наших. Мы творим уста наши новыми арфами и поем губами нашими огненными. Сподобь нас, Господи, с дерзновением молиться пред Тобою тою чистой и святой молитвою, которою обучили уста Твои животворящие учеников Твоих – истинных причастников Твоих Таинств: всякий раз, когда вы молитесь, так молитесь и благодарите, говоря – И отвечают Отче наш, иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Яко Твое есть Царство, и сила, и слава во веки веков, аминь.

И повторяет священник тихо следующую молитву: Господи, Бог крепкий, Бог наш благой и Отец наш милостивый, просим и молим величие Твоего милосердия: не введи нас, Господи, во искушение, но избавь нас от лукавого и сил его. Ибо Твое есть Царство, и сила, крепость, доблесть, и власть на небесах и на земле. Ныне и присно и во век веков. Аминь.

Или эту. Но когда есть эта [молитва], то произносится громко: Ей, Господи Боже наш, мы просим и молим милосердие Твоей благости: не введи, не введи нас, Господи, во искушение, но спаси и избавь нас от лукавого и сил его. Ибо Твое есть Царство, и сила, крепость, доблесть, и власть на небесах и на земле. Ныне и присно. И, знаменуя себя, возвышает голос: И во век веков. И отвечают: Аминь. И говорит священник: Мир с вами. И отвечает народ: И с тобой, и с духом твоим. И продолжает: Святое святым подобает в согласии. И отвечает народ: Един Отец Святой, един Сын Святой, един Дух Святой. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, во век веков. Аминь.

Чин покаяния

Благой и милостивый Бог наш [дважды], изливающий на всех благость и милость Свою, излей, Господи мой, милость благости любви Твоей на рабов Твоих сих. Перемени их надеждою обновления, которая вернет их к жизни в покаянии. Возобнови в них Дух Твой Святой, Которым запечатлены они были в день спасения. Очисти их милостию Твоею от всякой скверны плоти и духа. Укрепи надежду веры их содействием Твоей благодати. Направь их стези по путям праведности и даруй им ликование со святыми в Царстве Твоем, укрепив надежду их веры усыновлением и радостью о Твоих спасающих Таинствах. Укрепи их содействием Твоей милости, да сохранят заповеди Твои, и да совершат волю Твою, и да исповедуют и поклоняются и восхваляют имя Твое святое, Господь всех, Отец, Сын и Святой Дух, во веки. Аминь.

(В Господские праздники здесь говорят: Канона «Страшен Ты» {смотри в литургии Мар Нестория}. Когда отдергивают завесу жертвенника, тогда выстраиваются группы в алтаре, и начинают те, что внутри, тихо говорить: Страшен Ты, Боже Всевышний, от святилища Твоего. Во век веков. Благословенна слава Господа от места Его. И повторяют громким голосом, и говорит народ, который в храме, то же самое. Бате13 произносятся в алтаре. И когда заканчивают, открывают завесу.

И идет диакон, тот, что возвещает, и говорит священнику: Помолимся, мир с нами. И, взяв руку диакона, священник полагает ее на чашу и говорит ему:

Благодать Святого Духа да будет с тобой, с нами и с принимающими Его во веки в Царствии Небесном. Аминь. И отвечает диакон: С тобой, с нами и с принимающими Его в Царствии Небесном. И говорит диакон: Славьте Бога живого (и отвечает народ: Хвала Ему в Его Церкви, а на нас Его милость и милосердие во все времена и сроки), и произносят двейм14 на этот день.

В обычные дни отвечают:

Благословенны Плоть и Кровь Твои, Господи, которые Ты дал для очищения народов и которыми Ты освятил наше естество, чтобы мы воспевали славу владычеству Твоему. И приближается диакон, который читал Апостол, к священнику и говорит: Благослови, владыка. Помолимся, мир с нами. И надевает на себя плат и ставит дискос на свои руки и говорит: Божественная благодать да будет с тобою, и с нами, и с принимающими Его во век.

И затем приближается диакон, передающий мир, и говорит: Помолимся, мир с нами. И берет священник чашу и передает ему и говорит: Благодать Святого Духа да будет с тобою и с нами во веки.

И, когда закончит [народ] ответ, диакон возглашает: Несущий чашу, и говорит: Благослови, владыка. И затем священник благословляет народ, который в храме, и (когда произносит: Дар, оставляет диакона, который держит дискос на возвышении у престола, и подходит к алтарным вратам) говорит вслух:

Дар благодати Спасителя нашего Господа нашего Иисуса Христа да преизобилует милостию для всех нас. И знаменует крестообразно народ (у врат алтаря). И отвечает народ: Во век веков. Аминь. (И затем облачается, склоняется, выходит с ним и разделяет Святыню народу.) И произносят бате ответа. В будничные дни: Братья мои, примите Плоть Сына, – говорит Церковь. И пейте Чашу Его с верою в Царствие. И когда дает священник Плоть, он говорит: Плоть Господа нашего священнику благоговейному, или: диакону Божьему, или: искренне верующему во очищение грехов.

Диакон говорит над чашей: Честная Кровь во очищение грехов, причастие духовное в жизнь вечную священнику благоговейному, или: диакону Божьему. Все вослед ему:

Хвала воскресного благодарения, сказанная Мар Ефремом

Господи наш, Иисусе Христе, Царь поклоняемый, победивший Твоими страстями угнетающую [нас] смерть, Сын Божий, давший нам обетование новой жизни в горнем Царстве, устрани от нас наше коварство и всели в нас мир и милость, дабы в день Твоего явления мы ожили пред Тобою и вышли Тебе навстречу, по воле Твоей. Осаннами мы возблагодарим имя Твое за милость к нашему роду, ибо умножилась милость Твоя к нашей человеческой бренности и явилась любовь Твоя к нам, смертным. Ты простил долги наши Твоим искуплением, слава имени Твоему за дар Твой. Благословенна слава Твоя от места Твоего, оставляющий грехи по милости Твоей. И Ты по милости Твоей сподобь всех нас благодарить и поклоняться Твоей божественной сущности. И господству Твоему во всякое время мы возносим хвалу. Аминь. Аминь.

И в Господские праздники

(творение Яздина Великого)

Господи, укрепи простертые руки, принявшие Святыню во очищение грехов. Сподобь их во всякое время приносить плоды божественности Твоей. Сподобь уста, поющие аллилуия в святилище, возносить хвалу. Уши, внимавшие гласу хвалы Твоей, пусть не услышат, Господи, гласа тревоги. Глаза, узревшие Твою великую милость, пусть также, Господи, узрят Твою благословенную надежду. Также и языки, вопиявшие «Свят», сочетай со словом истины. Ноги, ходившие в церкви, доведи до светлого места. Тела, вкушавшие Твое живое Тело, обнови новой жизнью. Собранию нашему, поклоняющемуся Твоей божественности, предоставь всякую помощь. Да пребудет с нами Твоя великая любовь, и в ней мы приумножим воздаяние хвалы [Тебе]. Открой дверь прошению каждого, и да войдет к Тебе наше служение.

И продолжают: устрани от нас наше коварство (см. стр. 93).

А в дни памяти усопших

и в будничные дни (Мар Тимофея

Католикоса):

Таинства, принятые нами с верою, да будут нам, Господи, в оставление долгов. Образ раба и Творца есть Ты, Христос, Царь веков. Телом и Кровью Твоею Ты очистил и простил пороки и долги уверовавших в Тебя. Сподобь всех нас во время Твоего явления выйти с дерзновением Тебе навстречу. И с чинами небесными вознесем хвалу [Тебе]. Аминь. Аминь.

И когда примет народ Святыню, священник уносит стол с Таинствами на свое место. И когда священник входит, возвещает диакон:

Итак, все мы, что даром благодати Святого Духа, приблизившись, сподобились приобщиться причастию сих славных, святых, животворящих и божественных Таинств, единодушно возблагодарим и прославим Бога, подателя их. И отвечают: Слава Ему за Его неизреченный дар.

И говорит диакон: Помолимся, мир с нами. И молится священник громким голосом: Достойно, Господи, во все дни, повтори, и праведно во все времена, и подобает во всякий час благодарить, поклоняться и прославлять страшное имя Твоего господства, ибо Ты, Господи, сподобил по Твоей благодати слабую природу смертных людей петь Трисвятую песнь с духовными [тварями] Твоему имени, и причаститься Таинствам дара Твоего, и насладиться сладостью слов Твоих, и возносить гласы хвалы и благодарения Твоей вышней божественности во всякое время, Господь всяческих, Отец, Сын и Дух Святой, во веки. И отвечают: Аминь. Владыка, благослови.

И молится он второй раз: Христос, Бог наш, Господь наш, Царь наш, Спаситель наш, Жизнодавец наш и Проститель грехов наших, сподобивший нас по Своей благодати и милости принять Его честные Тело и Кровь, освящающие всех, – Он даст нам угодить Ему нашими помыслами, словами, делами и поступками. И да будет нам, Господи, залог сей, что мы принимали и принимаем, во оставление долгов, и в прощение грехов, и в великое упование воскресения из дома мертвых, и в жизнь новую во Царствии Небесном со всеми благоугодившими Тебе, по благодати и милости Твоей во веки. Аминь.

И со словом священника один из диаконов закрывает завесу. И пока священники приветствуют друг друга в алтаре, говорят псалом сей:

Хвалите Господа с небес.

Сына, давшего нам Свое Тело и Кровь.

Хвалите Его в вышних.

Сына, давшего нам Свое Тело и Кровь.

Хвалите Его, вси ангели Его.

Сына, давшего нам Свое Тело и Кровь.

Хвалите Его, вся силы Его.

Сына, давшего нам Свое Тело и Кровь.

Хвалите Его, солнце и луна.

Сына, давшего нам Свое Тело и Кровь.

Хвалите Его, вся звезды и свет.

Сына, давшего нам Свое Тело и Кровь.

Хвалите Его, небеса небес.

Сына, давшего нам Свое Тело и Кровь.

Воды, яже превыше небес, да восхвалят имя Господне.

Сына, давшего нам Свое Тело и Кровь.

Яко Той рече, и быша, Той повеле, и создашася.

Сына, давшего нам Свое Тело и Кровь.

Постави я в век века.

Сына, давшего нам Свое Тело и Кровь.

И продолжают:

Хвалите Господа вси язы́цы.

За дар Его нам.

Хвалите Его вси людие.

За дар Его нам.

Яко утвердися милость Его на нас.

За дар Его нам.

И истина Господня пребывает во век.

За дар Его нам.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Сыну, давшему нам Свое Тело и Кровь.

От века и во веки веков. Аминь.

Сыну, давшему нам Свое Тело и Кровь.

Да речет весь народ Его аминь, аминь.

Сыну, давшему нам Свое Тело и Кровь.

Возблагодарит, поклонится и восхвалит.

Сыну, давшему нам Свое Тело и Кровь.

3 раза.

И продолжают: Отче наш.

См. стр. 2.

Во дни же будничные говорят: Слава, Господи, честь, повтори, благодарение, поклонение и непрестанное благоволение подобает нам возносить Троице прославленной за дар святых Таинств, что Ты дал нам по милости Твоей во оставление долгов наших, Господь всяческих, Отец, Сын и Святой Дух, во веки. И говорят: Аминь. Владыка, благослови.

Другая: Благословенна Твоя поклоняемая слава от места Твоего возвышенного, Христос, искупитель долгов и грехов наших и устранитель прегрешений наших Твоими прославленными, святыми, животворящими и божественными Тайнами, Христос, упование нашего естества во все времена, во веки. И говорят: Отче наш.

Окончание литургии

воскресной, праздничной и в дни памяти святых.

Выходит священник и, стоя у великих алтарных врат с правой стороны, благословляет народ гласно и говорит: Благословивший нас всяческими духовными благословениями на небесах через Господа нашего Иисуса Христа, и призвавший нас в Свое Царство, и позвавший и приблизивший нас к Своим желанным благам, что не преходят, не исчезают и не разрушаются, как и обещал и уверил в Своем спасительном Евангелии, сказав благословенному собранию Своих учеников: Аминь, аминь говорю Я вам, всякий вкушающий Тело Мое и пиющий Кровь Мою во Мне пребывает, и Я в нем; и Я воскрешу его в последний день, и на суд он не придет, но перейдет от смерти к жизни вечной, – Он благословит наше собрание, сохранит наш завет и прославит народ наш, пришедший и насладившийся силою Его славных, святых, спасительных и божественных Таинств. И спасительным знамением креста Господня да будете вы запечатаны и сохранены от всякого тайного и явного коварства. Ныне и присно и во век веков. И говорят: Аминь. И священник приветствует народ.

Окончание литургии в будние дни (в алтаре): Господь наш Иисус Христос, Которому мы служили, [Которого] мы превознесли и почтили в Его славных, святых, спасительных и божественных Тайнах, Он да сподобит нас великолепной славы Царствия Своего, наслаждения с ангелами Его, дерзновения пред Ним, стояния одесную в горнем Иерусалиме по Своей благодати и милости, Которому слава. Нас же и всю тварь да покроет десница Твоего промысла. Ныне и присно и во век веков.

Иное в будничные дни на литургии в память усопших у врат алтаря:

Искупившему долги наши Телом Своим и изгладившему грехи наши Кровью Своею хвала в Церкви Его. А на вас, народ Господень и овцы стада Его, да преизобилуют блага Его, и да изольются на дома ваши благословения и дары Его, и да избавит вас Господь Бог наш от лукавого и воинства его молитвой Мар Авгена и сподвижников его, и да будете вы запечатаны и сохранены от всякого тайного и явного коварства. Ныне и присно и во век… Молитва, [читаемая] по принятии каждым Святыни: Освяти тела наши Телом Твоим святым, оставь долги наши Кровью Твоею честною и очисти ум наш иссопом милости Твоей, Христос, упование естества нашего, Господь…

Порядок [окончания] Таинств: Тело Твое, Господи, живое, что вкусили мы, и Кровь Твоя невинная, что пили мы, да не будут нам во осуждение и возмездие, но во оставление долгов, прощение грехов, в упование великое воскресения из мертвых, в жизнь новую во Царствии и в дерзновение пред Тобою с честными и праведными, что благоугодили Тебе, Христос, упование естества нашего, Господь всяческих.

Другая: Мы приняли Тело Твое явно – да обитает в нас Дух Твой тайно. Да выйдем мы навстречу Тебе торжествуя и воспоем Тебе славу тригубо с праведниками, совершителями воли Твоей, Христос, упование естества нашего, Господь всяческих.

Другая: Мы приняли Тело Твое с дискоса и пили Кровь Твою из потира – сподобь нас, Господи, с разбойником воспевать славу в раю с праведниками, творящими волю Твою, Господь всяческих.

Окончание

Как Ты сподобил нас, Господи, насладиться Твоим святым Телом и Кровью, так же сподобь нас насладиться в Царствии Твоем, которое не проходит и не уничтожается, со всеми святыми Твоими. Ныне и присно и во век…

Окончен чин Таинств с анафорой

блаженных апостолов Мар Аддаи

и Мар Мари, учителей

Востока. Аминь.

* * *

1

Мармита – чтение трех или двух псалмов. Вся Псалтырь разбивается на двадцать хуляле, каждый хуляля включает три [две] мармиата. В практике Церкви Востока псалмы читаются антифонно: попеременно диаконом или священником в алтаре и народом в храме.

2

Соответствует прокимну в византийском богослужении.

3

Возвышение в центре храма (в настоящее время отсутствует).

4

Соответствует аллилуарию в византийском богослужении.

5

Соответствует ектении в византийском богослужении. Текст карозута находится в Диакониконе.

6

Амвон.

7

Т. е. епископское благословение на совершение освящения Даров, которое преподается при архиерейском богослужении в соборных храмах.

8

Молитва, которую читают склонившись перед престолом тихим голосом.

9

Окончание гханта, которое произносится возгласно.

10

В храмах Церкви Востока нет отдельно стоящего жертвенника, и под словом «жертвенник» подразумевается престол.

11

Коленопреклоненная молитва, читаемая тайно.

12

Т. е. часть Тела Христова.

13

Особый рефрен, который поется только в Господские праздники.

14

Изменяемое песнопение, аналог тропаря.


Источник: Литургия апостолов Фаддея и Мария (Пер. с сир. прот. Леонида Грилихеса и Г.М. Кесселя). [Электронный ресурс] // Азбука веры.

Комментарии для сайта Cackle