Источник

Книга IV. Визиты предстоятелей Румынской и Русской Православных Церквей

Часть I. Посещение Блаженнейшим Патриархом Румынским Юстинианом Московской Духовной Академии и Семинарии

7 октября 1966 г. Московские Духовные Школы принимали высокого гостя Русской Православной Церкви Блаженнейшего Патриарха Румынского Юстиниана, двух епископов Румынской Православной Церкви и трех протоиереев.

У входа в храм Его Блаженство и спутников встретил Преосвященный Ректор Московской Духовной Академии и Семинарии Епископ Дмитровский Филарет и хор учащихся.

В самом храме высокого гостя встречали: академическое духовенство, профессора, преподаватели и все учащиеся Московских Духовных Школ.

При пении тропаря Покрову Божией Матери Блаженнейший Юстиниан вошел в алтарь и приложился ко св. Престолу, а затем преподал всем общее благословение.

С сердечной приветственной речью к Его Блаженству обратился Преосвященный Ректор Академии Епископ Филарет.

В своей речи Преосвященный Ректор выразил общую радость по случаю посещения Его Блаженством Московских Духовных Школ. Сегодня у нас праздник, – продолжал Епископ Филарет, – и мы рады приветствовать дорогого гостя. Как сказали Ваше Блаженство, Вы уже седьмой раз посещаете Святую Лавру Преподобного Сергия и при этих посещениях бываете и в Духовной Академии...

Между нашими Церквами существуют добрые отношения и это во многом определяет и отношение духовных школ Русской Православной Церкви и Румынской. Нам приятно отметить, что в прошлом году закончили нашу Академию два сына Румынской Православной Церкви Савва Марин и Иван Бажеу. Недавно успешно выполнил свой стипендиатский отчет и клирик Румынской Церкви иеродиакон Епифаний Норочел. Мы радуемся, что эти наши выпускники трудятся теперь на благо святой своей Церкви и что один из мирян уже принял священный сан, а второй пишет магистерскую диссертацию... Все это вселяет в нас глубокую надежду, что и впредь наши отношения будут крепнуть и возрастать.

Преосвященный Епископ Филарет преподнес блаженнейшему Патриарху Юстиниану в дар от Московской Духовной Академии св. икону и пожелал ему доброго здоровья и успешного служения Святой Православной Румынской Церкви «право правяща слово Христовой истины».

Блаженнейший Юстиниан поблагодарил Преосвященного Ректора, учащих и учащихся за ценный дар – св. икону и за теплые слова приветствия. «Если между нашими Церквами существуют хорошие отношения, – сказал Блаженнейший Патриарх – то между нашими духовными школами они слабые». Патриарх Юстиниан с целью расширения контактов между духовными школами предложил обменяться не только студентами, но, главным образом, профессорами и преподавателями. Пусть наши профессора, – продолжал Его Блаженство, – прочтут у вас свои лекции, а ваши у нас... В настоящее время в Православных Автокефальных Церквах существует целый ряд нерешенных вопросов и проблем, подлежащих незамедлительному обсуждению. Только общими усилиями, только при согласованном действии мы можем достичь желательного результата в наших отношениях с Православными Церквами и инославными – англиканами и старокатоликами. Пусть же наши профессора приступят к решению назревших вопросов «на час раньше».

Блаженнейший Юстиниан возложил на Преосвященного Ректора Филарета Панагию, а на преподавателей-священнослужителей – кресты, сделанные в мастерских Румынской Православной Церкви. Остальные профессора и преподаватели из рук Блаженнейшего получили медали Румынской Патриархии, иконы и лампадочки.

Всем учащимся Патриарх Юстиниан благословил раздать крестики.

Преосвященный Епископ Филарет поблагодарил Блаженнейшего Юстиниана и пожелал ему доброго здоровья.

Гости с большим интересом осмотрели Археологический Кабинет при Московской Духовной Академии, восхищались ценностью, количеством, разнообразием экспонатов и отметили, что для таких экспонатов помещения им недостаточно.

Патриарх Юстиниан и его спутники ознакомились также с Чертогами и выставкой ко дню 150-летнего юбилея Московской Духовной Академии. Пояснения давались профессорами Протоиереем Алексием Остаповым.

В Филаретовокой комнате был предложен гостям кофе. Здесь приветствовал от лица профессорско-преподавательской корпорации проф. прот. А. Остапов. В своей речи он выразил благодарность за любовь и внимание к Московской Духовной Академии со стороны Его Блаженства – высокого почетного члена этой Академии. Укрепление наших дружеских связей с профессорами и преподавателями высших богословских учебных заведений в Бухаресте и Сибиу, – продолжал отец Алексий, – это искреннее желание всех нас и каждого в отдельности... Мы знаем, какое великое попечение проявляете Вы, Ваше Блаженство, к профессорам своей Церкви – по отношению к ним Вы являетесь «строгим отцом». Пожеланием многолетия протоиерей А. Остапов закончил свое слово.

Профессорско-преподавательский состав дружно спел «Многая лета» по-славянски и по-румынски.

В ответной речи Блаженнейший Юстиниан еще раз выразил свое желание об обмене профессорами, преподавателями и отметил, что в случае приезда они будут у Его Блаженства личными гостями.

После этого гости посетили «Комнату Святейшего» и с большим интересом осмотрели фотографии, отражающие жизнь нашего Первосвятителя с младенческих лет до последнего времени.

В книге почетных посетителей Московской Духовной Академии Его Блаженство оставил следующую запись:

«Седьмой раз посетил Лавру преп. Сергия, где приму участие вместе с почтенным Святейшим Патриархом Алексием в совершении св. Литургии.

Пользуясь этим приятным случаем, я посетил Духовную Академию, где имел контакт с профессорами, возглавляемыми Преосвященным Епископом Филаретом, Ректором Академии, а также со студентами и воспитанниками Семинарии, которым дал простые советы и преподал благословение.

Со своей стороны обратился с отеческим призывом к профессорам сделать обмен с профессорами богословских институтов в Бухаресте и Сибиу с целью обмена знаниями и изучения проблем предстоящего Вселенского Собора, а также вопросов, связанных с диалогом с англиканами и старокатоликами.

Наши чаяния были приняты с большой радостью.

Господь да благословит те стремления и усилия, которые будут приложены в этих целях».

+ Юстиниан, Патриарх Румынский, + Феоклит, еп. Арадский, + Виссарион, еп. Бухарестский, Свящ. П. Карам, Секретарь Патриарха.

Вторая запись оставлена в книге посетителей Церковно-Археологического Кабинета Московской Духовной Академии:

«Сегодня 7-го октября 1966 г. Его Блаженство, Патриарх Юстиниан посетил Археологический Музей Московской Духовной Академии в Загорске и восхищался великолепным собранием икон и других ценных экспонатов».

+ Юстиниан, Патриарх Румынский, + Феоклит, еп. Арадский, + Виссарион, еп. Бухарестский, Свящ. П. Карам, Секретарь Патриарха. (Запись принадлежит еп. Феоклиту Арадскому).

Профессорско-преподавательский состав и учащиеся проводили Блаженнейшего Патриарха и его спутников до выхода из сада Академии.

Визит длился 2 часа 10 минут.

1966 г.

Часть II. Братский визит Святейшего Патриарха Пимена в Румынию (11–17 октября 1983 г.)

Взаимоотношения Румынской и Русской Православных Церквей своими корнями уходят в средние века...

Добрым продолжением братства двух Церквей явился и визит Румынию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена с 11 по 17 октября 1983 г. по приглашению Блаженнейшего Иустина, Патриарха Румынского, Наместника Кессарии Каппадокийской, Митрополита Унгро-Влахийского, Архиепископа Бухарестского.

В поездке по Румынии Его Святейшество сопровождали: Постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви, председатель Отдела Внешних Церковных Сношений, Патриарший Экзарх Западной Европы, митрополит Минский и Белорусский Филарет, архиепископ Новосибирский и Барнаульский Гедеон, епископ Житомирский и Овручский Иоанн, секретарь Святейшего Патриарха протопресвитер Матфей Стаднюк, член Отдела Внешних Церковных Сношений протодиакон Троице-Сергиевой Лавры Владимир Назаркин, преподаватель Московской Духовной Семинарии иеродиакон Сергий (Соколов), студент Московской Духовной Академии диакон Феодор Соколов, преподаватель Московской Духовной Академии переводчик Отдела Внешних Церковных Сношений М. Л. Воскресенский и автор этих строк...

В 12 ч. 15м. самолет аэрофлота «Ил-62» плавно и спокойно взмыл в небо… Недолгая остановка в Киеве и снова курс на Бухарест...

В Бухаресте всех делегатов разместили в центральной гостинице «Атэно Палас», а вечером того же дня хозяева устроили торжественную и теплую встречу в Патриаршем кафедральном соборе (построен в 1658 г., реставрирован в 1960 г.) во имя св. равноапостольных Константина и Елены. У входа в храм, расположенный напротив здания Великого Национального Собрания (парламента), стоял в белой рясе Блаженнейший Иустин с архипастырями, пастырями и студентами Богословского института. Вся площадь была заполнена народом. Под колокольный трезвон и пение студентов делегаты прошли сквозь плотные ряды в храм. Гости были поставлены справа вдоль стены у стасидий, хозяева – слева. Храм заполнился народом. Викарий Бухарестской епархии епископ Роман с др. священнослужителями Румынской Православной Церкви совершил краткий молебен, во время которого диаконы попеременно помянули имена Патриархов обеих Церквей и присутствовавших с ними гостей и хозяев. Затем Предстоятели Церквей обменялись приветственными речами. В своих речах они, как отметил потом митрополит Минский и Белорусский Филарет, подчеркнули единодушное стремление своих Церквей крепить и утверждать взаимную братскую любовь. В частности, Его Блаженство сказал: «Румынская Православная Церковь переживает сегодня моменты особой духовной радости, принимая широко открытыми руками и сердцем дорогих гостей... Визит Вашего Святейшества вписывается в линию наших древних отношений, ставших традиционными, с великой заботой установленных и умноженных нашими предшественниками... Мы сами несколько раз встречались в Москве и в Бухаресте и с радостью вспоминаем окружавшую нас теплоту. Мы уверены, что и настоящий визит умножит и углубит связи наших Церквей – Сестер, наших народов – соседей и друзей. Немного дней Вашего пребывания в Румынии, но мы уверены, что вы частично ознакомитесь с большими достижениями Румынского народа и с нашей церковной жизнью». Отвечая на приветствие, Его Святейшество поблагодарил за радушие и отметил, что делегаты Русской Православной Церкви прибыли с открытыми сердцами, чтобы крепить дружбу, теснее сплотиться к тому, что служит делу мира.

Диаконы провозгласили многолетие гостям, румынским иерархам, президенту Республики, народу. Хор молитвенно пропел на славянском и румынском языках «многая лета». Сопровождаемые церковным пением хора и молитвенными благопожеланиями собравшихся делегаты, до глубины души растроганные и взволнованные, направились в зал заседаний Священного Синода. Здесь наше внимание привлекли висящие на стене огромные три картины. На одной из них изображен акт соединения в 1918 г. с Румынией Трансильвании, на двух прочих – событие 1948 г. – возвращение в лоно Румынской Православной церкви униатов. В центре картины стоит благословляющий Блаженнейший Патриарх Юстиниан (†1977), а его благословляющую руку целуют бывшие униаты. На последней – третьей картине униатские священники в своей речи дают обещание быть верными св. Православию.

За вечерней трапезой в патриаршем дворце состоялась оживленная, теплая, можно сказать, семейная беседа, во время которой наши архипастыри рассказали о церковной жизни и усердном труде народа в своих епархиях – Минской, Новосибирской и Житомирской. Особенный интерес вызвали сообщения архиепископа Гедеона о стойкости, крепости и мужестве сибиряков в условиях трескучих и жгучих морозов, – тем более, что в Бухаресте было тогда солнечно, тепло (плюс двадцать градусов).

Утром 12 октября оба Предстоятеля с сопровождающими450 специальным рейсом вылетели из Бухарестского аэропорта в Сучаву, где прибывших встречали митрополит Молдовы и Сучавы Феоктист с епископом Романским и ХушскимЕвтифием и др. священнослужителями. И здесь с первых шагов все почувствовали большое радушие и христианскую любовь православных румын к Русской Церкви.

Так как в Молдове мы, главным образом, посещали монастыри, то необходимо несколько слов сказать о них, по крайней мере то, что сами мы увидели и услышали. Румынская Православная Церковь имеет около 100 больших монастырей. Только в Молдове их около 75, причем более 30 из них построены весьма почитаемым в Румынии господарем Стефаном Великим (†1504), 47 лет управлявшим Молдовой и мужественно защищавшим ее от натиска турок-османов (в 1475 г. он разгромил турецкую армию). Обычно он воздвигал монастыри после побед над посягавшими захватить плодородные земли Молдовы. Располагаются монастыри, как правило, в горах, среди лесов, полей, возле рек, озер – в прекраснейших и тишайших уголках страны. Окружены они высокими кирпичными стенами и башнями – с этой стороны они напоминают хорошие средневековые крепости. В центре монастыря – посредине стен высится соборный храм (обычно вытянутый в длину, с широкими крыльями крыши, высокими барабанами и шатровыми куполами). Над входными вратами или возле них стоят колокольни с множеством разных высот колоколов. Поскольку обитателей в монастырях много, особенно в женских (по 350 и более инокинь), то кельи их располагаются не только в зданиях внутримонастырских, в стенах, но и в домах вне монастыря на монастырских земельных владениях, простирающихся на сотни гектаров. Когда машины с гостями выходили из стен монастыря, они должны были еще пройти сквозь своего рода монашескую колонию. Живущие в домиках монахини группами стояли возле домиков и приветливо махали нам руками. К монастырям ведут широкие асфальтированные дороги, и когда по такой дороге машина выскакивает на горку – глазам открываются вдали беленькие монастыри – словно сказки, сложенные благочестивыми людьми из камня и кирпича. Невольно хочется привести здесь слова виднейшего австрийского искусствоведа Йозефа Стшиговского (1862–1941), посетившего в начале текущего века монастыри и церкви северных районов Молдовы: «Это сокровища, каких не найдет нигде в другом месте самый большой знаток, осведомленный из своих собственных путешествий. Превыше всего, что можно увидеть в Молдове, это церкви, которые по многоцветию фасадов можно сравнить с собором св. Марка в Венеции или с собором в Орвиенто... Чего-либо подобного в других странах нет. И это богатство красок еще больше завораживает изумленный взор, когда в церковном интерьере к нему присоединяется блеск золота, эффект которого достигает совершенства в проникающих через окна рассеянных лучах солнца»451.

Монахини работают в сельском хозяйстве, в мастерских по изготовлению священных облачений, ковров, вышивки, вязанья, шитья и пр. Продукция поступает а магазины для продажи. Это дает им определенный доход. Помогает монастырям, особенно имеющим историческое и архитектурное значение, и государство. Некий доход получают они и от туристов, так как войти в монастырь для обозрения можно лишь после того, как внесена положенная сумма денег. Ежедневный труд монахинь и монахов сопровождается и ежедневной молитвой: обитатели монастырей несколько раз в день собираются в храм на общественную молитву, совершают молитву келейно и постоянно творят ее за работой. – Всё освящается молитвой. В монастырях не только монахи, а и монахини получают необходимое начальное богословское образование. Для его продолжения они посылаются в богословские школы средние и высшие. Короче, насельники монастырей живут дружной, братской, сплоченной первохристианской семьей, несут примерный подвиг молитвы и труда. Их девиз: «Oraetlabora!» («молись и трудись!»). Невозможно не отметить еще и то, что во всех монастырях идеальный порядок и образцовая чистота. Везде цветочки, аккуратно постриженная травка, ровненькие Мощеные дорожки, всё отремонтировано, покрашено – во всем чувствуется заботливая и усердная рука доброго хозяина.

Первый ближайший монастырь, который нам предложили посетить, был мужской в г. Сучаве. Сюда все с аэропорта и направились, чтобы поклониться великой святыне – св. мощам Иоанна Нового, мученически скончавшегося в XIV в. от рук язычников. У входа в собор (XV в.) во имя св. Иоанна Крестителя старец монастыря Григорий (так называется в Румынской Церкви игумен), братья (всего 16) и собравшаяся паства встретили гостей, как отметил в своем приветственном слове митрополит Феоктист, с открытыми сердцами. Святейший Патриарх Пимен поблагодарил пришедших помолиться вместе, выразил уверенность в том, что по ходатайству св. Иоанна Нового связи наших Церквей окрепнут, и благословил всех.

Путь лежал (в тот же день 12 октября) к северу Румынии в женский монастырь Драгомирна, а затем на северо-запад в мужской монастырь Путна, женский Сучевица и дальше по извилистой дороге на юг в Нямецкий мужской монастырь. И здесь, как и во всех других местах, встречали Его Святейшество и сопровождавших с необыкновенным радушием, любовью и теплотой. Везде было много сказано добрых слов со стороны хозяев и Святейшего Патриарха Пимена. Все они были проникнуты одним искренним желанием: больше молиться друг за друга, крепить братство наших Церквей и дружбу наших народов.

У ворот монастыря Драгомирна с радостными лицами встретили прибывших игуменья Арама, монахини (всего 30) и со славой проводили в храм Сошествия Святого Духа. Это самый высокий храм в Румынии. Построен он в 1605–1611 годах. Живопись его выполнена в разных стилях византийском, романском. Содержание ее – изображение земной жизни Христа Спасителя. Основатель монастыря Романский епископ Анастасий Кримна был и одним из лучших художников. Здесь он трудился, у входа в храм нашел и свое вечное упокоение. Данный храм – это модель для других храмов Молдовы. Заботами Блаженнейшего Патриарха Иустина и государства он в последние годы реставрирован и приведен в образцовый вид.

Пошел частый осенний дождик. Тем не менее по пути в монастырь Путна посетили один из храмов митрополии в Радаупе, построенный заботами Блаженнейшего Патриарха Юстиниана. Этот храм посещал и Святейший Патриарх Алексий во время его визита в Румынию. Храм этот «особенно близок мне, – говорил здесь Святейший Патриарх Пимен, – потому что строителем его был Патриарх Юстиниан и посещал его мой предшественник».

Монастырь Путна расположен вблизи Советской границы. Построен он в 1466–1469 гг. господарем Стефаном Великим после взятия крепости Килия. Господарь хотел сделать этот монастырь очагом культуры и местом для своего отдыха. К сожалению, обитель Путна не сохранилась в прежнем виде – живопись погибла. Но ее насельников радует, что в ней почивают останки Стефана, и поэтому они говорят, что здесь по-прежнему все красиво. В монастыре есть и другие захоронения государственных деятелей исторического прошлого румынского народа. Похоронена здесь и жена Стефана. В монастырском музее бережно хранятся книги, рукописи времен Стефана, выполненные славянским шрифтом. Имеется и портрет господаря. Заботами Блаженнейшего Патриарха Иустина и митрополита Феоктиста монастырские здания восстанавливаются в первоначальном виде. Монахов в монастыре насчитывается 20... Его Святейшество вместе с сопутствующими приложился к почитаемому образу Божией Матери XV в. и призвал на насельников Божие благословение. В память о посещении была преподнесена инокам икона Божией Матери (соборный храм в монастыре во имя Успения Божией Матери). «Пусть будет Божия Матерь, – сказал им Его Святейшество, – защитницей и наставницей каждого из вас». Старец Иакинт отметил, что для них благословение уже то, что Предстоятели двух Церквей находятся здесь.

Монастырь Сучевица основан в XVI в. господарем Иеремием Могилой (1595–1606). Воскресенский собор монастыря имеет хорошую живопись как внутри, так и снаружи, выполненную в XVI в. румынскими мастерами. В последнее время на реставрацию собора было истрачено 12 миллионов лей. В 1975 г. данный монастырь, наряду с другими, имеющими архитектурную ценность (напр. Молдовица, Хумор, Воронец), получил от ЮНЕСКО «Золотое яблоко» за красивую роспись и за отличное хранение ее. Внутри собора имеются могилы отца митрополита Петра Могилы Симеона (воевода Воложский) и дяди – Гавриила. В музее монастыря есть древние священные реликвии: вышитая плащаница XV в., причащение Спасителем Своих Учеников (XV в.), священные облачения (XV в.) и др. Здесь же показывают под стеклом волосы жены господаря Иеремии. Будучи захвачена и увезена турками-османами, она, узнав о предстоящей мученической смерти, остригла волосы и прислала их своему народу... Сейчас в монастыре 33 монахини. Три раза в день они собираются на Богослужение. Трудятся и в огороде. «В этом монастыре мы, – свидетельствовала игуменья Ксантипия, – ведем духовную жизнь, которую наследовали от наших предков. Наш принцип: «oraetlabora!» Святейший Патриарх Пимен молитвенно пожелал инокиням сил и терпенья достойно нести монашеский подвиг.

За монастырской трапезой митрополит Феоктист, отметив следы братства двух Церквей, сказал: «Ни одно облако не может затемнить солнце нашей дружбы!». В ответной речи митрополит Филарет говорил: наши братские связи определяются и территориальной близостью и единством духовных источников, которые и сегодня питают наши Церкви... Мы, сопровождающие Его Святейшество, еще раз убедились, насколько с вами близки друг другу. У нас могут быть разные культуры, но их пронизывает единое Православие. А это сближает нас, наши нации, народы. То же Православие помогает нам трудиться в новых социальных условиях. И нам приятно свидетельствовать, что везде, где мы с вами вместе трудимся, всегда едины, чувствуем плечо друг друга. Так было в Ванкувере на Ассамблее ВСЦ – мы были едины, и настолько едины, что этим единством удивили протестантский мир. Дай Бог, чтобы и впредь мы, православные, свидетельствовали о Православии так же, как это происходило до сего дня!

По дороге в Нямец в селе Бороя путешествующие остановились возле приходского храма во имя праведных Богоотец Иоакима и Анны, ктитором которого является Блаженнейший Патриарх Иустин. Местный хор певчих, одетых в национальные костюмы, с пением проводил гостей в храм, где их от лица собравшейся многочисленной церковной общины приветствовал благочинный протоиерей Василий Хрестик. Митрополит Филарет, по благословению Его Святейшества, преподал церковной общине мир Божий, принесенный из России от русского благочестивого народа, который в таком же множестве и с такой же любовью встречает посланцев Румынской Православной Церкви и Его Блаженства. Для нас, – продолжал Высокопреосвященнейший Владыка, – большая радость путешествовать по епархии митрополита Феоктиста, той епархии, которой раньше управлял Блаженнейший Иустин. И везде мы видим следы большой любви к Церкви Божией и заботы о ней... Так храните же св. Православие во всей чистоте и в своих молитвах помните Русскую Православную Церковь, благочестивый русский народ!.. Святейший Патриарх Пимен громко и четко произнес: «Всем мульцаньтраяска!» (многая лета). Слова Его Святейшества вызвали оживление, какую-то особую радость, и все дружно и единогласно пропели многолетие.

Исполненные самых добрых впечатлений путешествующие подъехали вечером к прославленной Нямецкой обители, дорогой и Румынской и Русской Православным Церквам. Мощный хор семинаристов проводил путников в храм, где, как и во всех других встречах, был отслужен краткий молебен.

Нямецкая Лавра, «центр румынского монашества», «очаг культуры румынского народа», как назвал её нынешний старец Ефрем, впервые упоминается в грамоте от 7 января 1407 г. митрополита Молдовы Иосифа. В 1497 г. в обители был освящен величественный храм во имя Вознесения Господня, построенный Стефаном Великим. Для Румынской Православной Церкви эта обитель имела такое великое значение, какое и Свято-Троицкая Сергиева Лавра для Русской. В течение многих лет она была рассадником духовного просвещения. Подвижники этой обители переписывали книги, украшали их миниатюрами (в Лавре упоминают миниатюриста и инока этой обители Гавриила Урик времени господаря Александра Доброго – 1400–1432), молились и трудились. Из её братии вышли многие иерархи Румынской Церкви. Она являла в своей среде высокие образцы христианской жизни – служила школой благочестия. Оказывала обитель и щедрую материальную помощь. «В годины тяжких политических испытаний, – свидетельствует епископ Арсений, – во время голода, пожаров и других народных бедствий к Нямецкому монастырю тянулась вся Православная Румыния, находя здесь материальную и духовную помощь»452. В монастыре имелась хорошая библиотека славянских рукописей XIV–XVIII вв. К сожалению, случившийся в 1861 г. пожар в монастыре уничтожил большую часть библиотеки и многие строения. В результате этого несчастья Нямецкая обитель на время пришла в упадок. Большинство её иноков ушло в Россию, где а связи с этим в Бессарабии – в имениях обители – был основан Ново-Нямецкий Вознесенский монастырь453. «В 1864 г. Россия, – говорил первый игумен нового монастыря архимандрит Андроник, – дала приют нам, монахам, бежавшим из румынских монастырей Нямца и Секу. Помощью Божией Матери и молитвами старца Паисия Величковского мы основали здесь в Бессарабии новый монастырь, называемый также Нямцем, как и древний: этим самым мы как бы отдаем должное начальнику общежития нашего Паисию Величковскому»454.

В настоящее время Лавра в хорошем состоянии. Здесь имеется типография митрополита Молдовы, дом для престарелых священнослужителей с церковью, дом отдыха, хорошее хозяйство (400 га земли). Привлекает внимание колокольня с множеством колоколов. Чтобы привести всех их в действие нужно не менее 12 человек. Большой колокол весит 4,5 тонны. Монахов в Лавре 35. На территории Лавры действует духовная семинария, основанная Блаженнейшим Патриархом Никодимом. Насчитывает она 200 воспитанников, 8 преподавателей, духовника, директора и его помощника. Наряду с богословскими предметами в ней изучают историю Румынии, классические и новые языки, в том числе и русский, который преподает выпускник Московской Духовной Академии священник Кайя Феоктист. Срок обучения пять лет. Свою учебу воспитанники соединяют с трудом в огороде, саду, поле455. В 1954 и 1962 годах с помощью государства был сделан в Лавре ремонт. Блаженнейший Патриарх Иустин, тогда митрополит Молдовы и Сучавы, позаботился о восстановлении обители в прежнем виде. С 1977 г. заботится о ней митрополит Феоктист.

С историей этой Лавры тесно связан старец схиархимандрит Паисий Величковский – выходец из украинской духовной семьи и организатор монашеского жития в Румынии и потому в равной мере принадлежащий обеим нашим Церквам и в той же мере ими почитаемый. Родился он на Полтавщине в 1722 г. Семнадцатилетним юношей начал вести монашескую жизнь. Некоторое время подвизался на Афоне, где основал скит во имя св. пророка Илии. Отсюда по просьбе Молдовского господаря он с несколькими монахами Переселился в Валахию для устройства здесь монастырской жизни. После настоятельства в различных монастырях Паисий был назначен архимандритом Нямецкого монастыря. Вся его подвижническая жизнь была наполнена молитвой, физическими трудами, строгим и постоянным руководством иноков в правилах монашеской жизни и учеными занятиями. Отдыхал он не более трех часов в сутки. Он и его сподвижники перевели с греческого на русский язык многие святоотеческие творения (Добротолюбие, творения свв. Исаака Сирина, Максима Исповедника, Феодора Студита, Григория Паламы и др.). Великий подвижник и молитвенник старец Паисий сподобился дара прозрения. Скончался он в 1794 году и погребен в храме данной обители456.

После второй мировой войны Нямецкую обитель посетили Святейший Патриарх Алексий, Блаженнейший Патриарх Александрийский Николай VI, Святейшие Патриархи Болгарские Кирилл и Максим, Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Диодор.

Приветствуя ныне прибывших гостей, старец Ефрем сказал, что иноки обители молятся за мир во всем мире и надеются, что молитвы их будут услышаны заступничеством Божией Матери, Чья чудотворная икона находится здесь с XV в. Кланяемся вам, – говорил он, – и просим патриаршего благословения.

Святейший Патриарх Пимен в своем слове, раскрыв великий духовный подвиг Паисия Величковского, продолжал: «Важно отметить также, что трудами схиархимандрита Паисия было укреплено братство двух наших Церквей, издавна связанных узами любви и дружбы. Поэтому нам особенно радостно быть здесь, молиться о благосостоянии Румынской и Русской Православных Церквей, об упрочении единомыслия в ограде Святого Православия, об усилении братской любви между всеми христианами... Да будут благословенны братская любовь и сотрудничество между нашими Церквами! Да крепнет дружба между нашими народами!».

С духовным трепетом приложились все к святыням храма, а выходя из него остановились у могилы Паисия Величковского и здесь также вознесли свои молитвы к Богу и о великом старце, и о том, чтобы и он предстал пред Господом за нас, за наши народы.

Во время вечерней трапезы как-то спонтанно возникла между хозяевами и гостями дискуссия. Потом она продолжалась и за другими трапезами. В этих дискуссиях, проходивших в очень теплой, братской, дружеской атмосфере, говорили не только об укреплении дружбы наших двух Церквей, но касались и ряда других вопросов: возможности созыва в ближайшее время Всеправославного Собора (согласились, что нужна еще деятельная подготовка), тематики Собора (пришли к выводу о необходимости выделения самых актуальных), единства свидетельства Православия во ВСЦ и КЕЦ, борьбы за мир и спокойную жизнь человечества... Разошлись по кельям только в полночь.

Утро 13 октября началось неповторимым по своему звучанию колокольным звоном, призывающим к Божественной Литургии. Помолившись вместе с иноками, осмотрев строения монастыря и его красивую окрестность, мы посетили духовную семинарию. «Для учащих и учащихся, – говорил директор семинарии священник Михай Визитиу, – сегодня праздничный день. Сердца их наполняются радостью от визита двух Патриархов»... Радостью наполнились и наши сердца при виде большого числа юношей – надежды доброго будущего Церкви-Сестры. Святейший Патриарх Пимен призвал на всех тружеников семинарии Божие благословение, пожелал успехов в занятиях и сказал, что мы живем в такое сложное время, когда учебные занятия и молитву надо соединять с борьбой за мир, «что должно быть уделом каждого пастыря». Из актового зала все семинаристы вышли на улицу, освещенную ярким и теплым солнцем, и продолжали петь и махать руками, пока наши машины не скрылись за поворотом, ведущим через г. Тыргул Нямц в женские монастыри Вэратэк и Агапия.

Оба эти монастыря расположены в красивейшем месте – среди гор, покрытых густым лесом: елью, буком, березами.

Вэратэк (в переводе – летнее место) основан в 1785 г. монахиней Олимпиадой. В монастыре три храма. Соборный храм во имя Успения Божией Матери построен в 1808 г. Живопись храма исполнена румынскими художниками при участии монахинь. Богослужение совершается по уставу преподобного Саввы Освященного. Монахинь в обители 350. Кроме ежедневного участия в общественной молитве, они работают в поле, в мастерской по изготовлению ковров, учатся здесь же в монашеской школе, а некоторые из них затем – в Нямце и в богословских институтах Бухареста и Сибиу. В музее монастыря хранятся иконы XV, XVI, XVIII веков, шитье XVIII–XIX вв. – епитрахили, ризы, облачение митрополита Молдовы Вениамина Костаки (начало XIX в.), известного выразителя дружеских чувств румынского народа к русскому, книги XVI–XIX вв., дары княгини Савты Бринковяну (†1857) – дальней родственницы Валашского князя Константина Бринковяну (обезглавлен турками в 1714 г.): чаша, дискос и др. В монастыре похоронена Вероника Микле – жена румынского поэта Михаила Эменеску (XIX в.)... Приветствуя гостей, игуменья Назария отметила добрые встречи румынских монахинь с русскими в разных местах: в Киеве, Иерусалиме, Ванкувере, упомянула также о полученном ей лично благословении от Святейшего Патриарха Пимена в Москве, Иерусалиме, а ныне попросила преподать благословение и всем подвизающимся здесь. Его Святейшество благословил инокинь, пожелал им такой красивой и чистой жизни, как стоявшие в большой вазе цветочки и попросил их молиться за весь народ нашей великой Страны. Утешили инокини гостей и своим мелодичным пением, в то время как другие угощали нас кофе.

Название «Агапия» монастырь получил от имени отшельника Агапия (XIV–XV), основавшего монашескую обитель в том месте, где ныне расположен скит Агапия Веке (Старая Агапия), в котором подвизается 40 инокинь. Но так как Агапия Веке находится на холме и к ней трудно было подъезжать, то в 1642–1647 гг. была построена на средства гетмана Гавриила (брата Молдовского господаря Василия Лупу – в 1634–1653) и его супруги Лилианы Агапия Ноуэ (Новая Агапия). Посредине монастыря стоит стройный храм во имя св. Воевод (1642), сохраняющий первоначальный – XVII в. – архитектурный стиль. Величайшую ценность этого памятника составляет внутренняя роспись – творение знаменитого румынского художника Николае Григореску (1838–1907). Благодаря реставрационным работам в 1970 г. эта роспись предстала как подлинная песнь красок. Монастырский двор окружается кельями, вдоль которых идет открытая галерея с аркадами. Вне монастыря имеется 148 домов. Во всех постройках монастыря проживает 354 монахини. Также как и монахини в других монастырях они, кроме несения подвига молитвы, трудятся в сельском хозяйстве, в мастерской ковров, шитья, вязки и проч. Нам сказали, что одна монахиня изготавливает ковер за полгода... Монастырский музей содержит старинные иконы XV–XVIII вв., выполненные жителями обители, картины и иконы Н. Григореску (есть написанные им в 12 лет), портреты митрополита Вениамина Костаки, здесь работавших писателей, молдовского стиля ковры (с букетами роз) и др… В своей приветственной речи игуменья Евстокия обратила внимание на то, что многие исторические документы доказывают существующие между нашими Церквами братство, любовь, понимание, помощь. Святейший Патриарх Пимен передал насельницам обители приветствие от Русской Православной Церкви и напомнил слова епископа Игнатия (Брянчанинова) о том, «что Спаситель мира указал два пути, два образа жизни верующих в Него: жизненный путь, доставляющий спасение, и путь совершенной жизни. Условием ко спасению служит вера во Христа, исполнение заповедей Божиих и покаяние; условием для совершенной жизни служит последование Христу через уподобление самой жизни Богочеловека... И сегодня отрадно отметить, что в братской Румынской Православной Церкви обилие св. обителей, в которые устремляются все новые ревнители благочестия»... Заканчивалось путешествие по Молдове и блаженнейший Патриарх Иустин поблагодарил Его Святейшество за визит сюда. Путешествие это, продолжал Блаженнейший, запишется золотыми буквами в историю взаимоотношений наших Церквей. Это не туристическое путешествие. Мы вели беседы о защите мира и решили идти вместе, чтобы внести свой вклад в хорошие отношения наших Церквей... Мы поддерживаем свои народы, добро... Никогда человечество не переживало такого опасного кризиса, как сейчас. Насколько велика опасность, настолько и молитвы наши горячи. Будьте все борцами за мир – и мы победим. Человек с Богом имеет Божественную силу, а Бога никто не победит. Только мы должны чувствовать уверенность в своем деле. «Бог да благословит старанья всех для счастья человечества!».

Отведав монастырской пищи, приготовленной с молитвой, и потому особенно вкусной, паломники направились в г. Яссы.

Вечером подъехали в Яссах к освещенному со стороны улицы прожекторами Трехсвятительскому храму, где гостей встретил протопресвитер Скарлат Порческу. Храм построен в 1639 г. Василием Лупу. Построен он в стиле молдавских храмов (высокий барабан, шатровый купол), но имеет и особенности: резьбу по камню на всех внешних стенах. Вначале она была позолочена. Сейчас позолота осталась только возле окон. Резьба выполнена настолько искусно, что создается впечатление легкости, ажурности. По замыслу Лупу храм этот должен был стать мавзолеем. И действительно, внутри в нишах стены слева и справа находятся могилы: самого В. Лупу (†1661), другого господаря Молдовы (с 1710), ученого деятеля, а затем находившегося на службе в России – советника Петра I (с 1711) Димитрия Кантемира (1673–1723), князя Румынии Александра Кузы (1820–1873). Храм этот важен не только как архитектурное строение, но памятен в истории православия. В. Лупу и митрополит Варлаам перевезли сюда из Константинополя мощи св. мученицы Параскевы, жившей в XI в. и пострадавшей в районе Мраморного моря. Потом св. мощи были перенесены в кафедральный собор г. Ясс, где они и ныне пребывают в серебряной раке. Над местом, где находились св. мощи в Трехсвятительском храме, мозаичные изображения истории их перевоза. В этом же храме состоялся в 1642 г. собор, на котором было одобрено составленное Киевским митрополитом Петром Могилой (1596–1647) «Исповедание православной веры». При этом храме заботами митрополита Варлаама и господаря Лупу была открыта Славяно-греко-латинская академия (1640) по образцу Киевской и первая молдовская типография (1641).

В центре города высится кафедральный собор во имя св. Параскевы. Первое, что открылось перед нами – это масса народа, заполнившая пространную соборную площадь. Еще утром в 8 часов были вынесены из храма мощи св. Параскевы и поставлены на специально приготовленное место – высокое и прокрытое балдахином. (Возвращаются в храм св. мощи лишь вечером). Длинные вереницы верующих тянулись к святыне. Нам всем не без труда дали возможность приложиться к св. мощам. В храме, также заполненном народом, в это время завершалось Богослужение, возглавленное викарным епископом Молдовы и Сучавы Пименом. Но и после Богослужения народ не разошелся. Большая часть осталась в храме. Ночью можно было видеть такую картину: сидят в тесных кружках мужчины, женщины, дети, а кто-то один спокойно читает или рассказывает.

Нужно ли говорить о том, что всех прибывших разместили в просторных и чистеньких комнатах Ясской Архиепископии. Так было везде.

День памяти св. Параскевы 14 октября (с 1230 г.) начался торжественным шествием всего служащего духовенства во главе с Патриархами из резиденции митрополита. Нужно было приложить немало усилий молодым румынским священникам, чтобы провести это шествие сквозь плотные ряды к св. мощам и довести его через храм к алтарю. Теснили со всех сторон, все старались прикоснуться к святителям и если руки не достигали до них, то удлиняли их платочками, поясками и даже головными уборами.

Молитвенно совершалась Божественная Литургия о благостоянии святых Божиих Церквей и мира во всем мире. После нее митрополит Феоктист произнес слово, в котором коснулся влияния православной веры на румынский народ, почитания православными румынами св. Параскевы и их благочестия, строительства и реставрации храмов в Молдовско-Сучавской митрополии, а также служения Церкви Родине, напомнил факты дружбы наших Церквей и сказал, что в цепи наших связей нынешняя встреча весьма знаменательна. «Вы, Ваше Святейшество, – говорил он, – являетесь первым Патриархом Русской Православной Церкви, который совершал Божественную Литургию в этом кафедральное соборе... Мы часто встречаемся в экуменических организациях и стараемся сближаться друг с другом, чтобы на земле воцарился мир. И сегодня мы молились, чтобы Господь даровал нам мир, который означает жизнь, свет, благоденствие, развитие и прогресс».

С огромным вниманием были выслушаны и речи Предстоятелей двух Церквей.

Святейший Патриарх Пимен поделился радостью от пребывания у мощей св. Параскевы и от сознания братства взаимоотношений наших Церквей. Его Святейшество выразил уверенность, что «братское сотрудничество Русской и Румынской Церквей в межправославной к экуменической сферах их деятельности и в дальнейшем будет иметь многополезные результаты». «Мир и любовь, – завершил свое слово Святейший Патриарх Пимен, – да умножится среди всех вас!» В память о совместном служений Божественной Литургии Его Святейшество преподнес священные сосуды для Евхаристии. Митрополит Феоктист поблагодарил и, в свою очередь, преподнес Его Святейшеству икону св. Параскевы и ковер с видом собора, сделанный в монастыре Агапия. Святейший Патриарх Пимен сказал, что он будет за всех молиться перед этой иконой.

Выражая свои чувства, Блаженнейший Иустин, прежде всего, рассказал о добродетелях св. Параскевы. Постоянное очищение души и тела, благоговение и любовь к Богу и ближним – такой она осталась в памяти. Она любила страждущего человека. Немного знаем о ней, но знаем точно, что она раздавала свои одежды бедным, кормила голодных и поила жаждущих, давала каждому то, в чем он нуждался. Это важно. Все свои силы она посвятила человеку и таким образом исполнила заповедь Спасителя о милосердии, о любви. «Сегодня, – продолжал Его Блаженство, – мир как никогда нуждается в любви». Во всем мире тревога возникновения новой страшной войны. «Против такой войны наш народ восстает со всей решительностью». Наш народ никогда не захватывал чужого. Он только защищал свое. И ныне он выражает свою волю за мир. Во имя любви к человеку наш народ просит разоружения, мира. Наши руководители стараются утвердить мир везде. А мы как верующие не имеем другого желания, чем жить в мире и дружбе со всеми людьми. Радуемся, что наши соседи любят мир, сотрудничество. Мы много работали вместе с представителями Русской Православной Церкви во время международных конференций и убедились в одинаковости наших намерений. Мы желаем и надеемся вместе идти к утверждению мира между народами... Благодарю верующих пришедших встретить делегатов Русской Церкви и, главным образом, поклониться св. мощам. Передаю благословение Божие и прошу оставаться такими же почитателями св. Параскевы.

За трапезой в резиденции митрополита снова развернулась оживленная дискуссия, во время которой Блаженнейший Иустин сообщил, что Румынская Православная Церковь будет разрабатывать и применять широкую программу в защиту мира, в частности, уже есть намерение созвать международную конференцию за мир. Его Блаженство заметил также, что для православных нужно единство, например, в отношении к католикам.

С речами выступили также митрополит Филарет и митрополит Феоктист. Владыка Филарет обратил внимание на то, что в речах обоих Предстоятелей весьма ясно выражено следующее: мы за единство, за сохранение традиции. Так будем же верны св. Православию. В этом наша сила и радость. Думаю, что будет полезно, – заметил митрополит Филарет, – если Предстоятели наших Церквей примут коммюнике. Это поможет укрепить наше единство. Блаженнейший Патриарх Иустин согласился с этим предложением. Митрополит Феоктист поблагодарил Предстоятелей за сказанные ими в храме слова и митрополита Филарета за речь.

Выезжать из соборной площади в аэропорт было еще труднее, чем въезжать в нее. Народ стоял плотно и только перед фарами автомашин медленно отодвигался, но только на такое расстояние, чтобы можно было прикоснуться хотя бы к машине, где сидели Предстоятели Церквей и иерархи. Один из водителей, убоявшись сбить кого-либо, наехал на железную дверь ворот в ограде площади.

Самолет местной авиакомпании прекрасно доставил нас в Бухарест, где нас любезно встретили, и мы снова оказались в своих номерах гостиницы.

Утром 15 октября главы обеих Церквей и сопровождающие их иерархи были приняты Председателем Департамента культов Ион Рошиану.

В 14 часов состоялся торжественный прием в Патриаршей резиденции в Синодальном зале при участии всех членов Священного Синода и представителей других исповеданий. Среди присутствующих был и Председатель Департамента культов И. Рошиану. Его Блаженство представил обе стороны друг другу и сказал, что настоящее заседание Синода является важным в истории. Оно напоминает о Ясском соборе. Святейший Патриарх Пимен поблагодарил Блаженнейшего Патриарха Иустина и епископат Румынской Церкви за внимание, доброе отношение и пожелали успехов в церковной работе. На память о встрече произошел обмен сувенирами.

После приема в Синодальном зале был устроен обед, за которым были иерархи Румынской Православной Церкви, Председатель Департамента культов И. Рошиану, Генеральный инспектор Департамента культов В. (Virgil) Константинеску, Чрезвычайный и Полномоченный Посол СССР Евгений Михайлович Тяжельников, Секретарь Посольства СССР Юрий Анфиногенович Демин, благочинные Бухареста, профессора Богословского института, представители инославных конфессий и др.

Во время обеда Предстоятели двух Церквей обменялись речами. Оба Святителя свидетельствовали о братстве двух Церквей, своих народов и выразили глубокую озабоченность ухудшающейся международной обстановкой. Они подчеркнули, что в условиях растущей угрозы всеуничтожающей войны, нового раунда гонки вооружений никто не имеет права оставаться безразличным, а тем более люди Церкви. Блаженнейший Патриарх Иустин в конце своей речи поднял бокал за Ю. В. Андропова и Н. Чаушеску, за мир во всем мире. Все встали и пропели «многая лета». А Святейший Патриарх Пимен, завершая свою речь, пригласил в плане дальнейшего сотрудничества приехать в Советский Союз, быть гостем Русской Церкви Блаженнейшего Патриарха Иустина и провозгласил здравицу за Румынскую Православную Церковь и весь румынский народ, за его счастье и благополучие. И опять все встали и пропели еще раз «многая лета».

Вечером того же дня состоялась в Посольстве СССР встреча Святейшего Патриарха Пимена с Послом Советского Союза Е. М. Тяжельниковым, после которой имел место прием. На нем присутствовали Блаженнейший Патриарх Иустин, члены Священного Синода, И. Рошиану и сотрудники Посольства СССР.

Приветствуя гостей, Е. М. Тяжельников сказал о дружбе народов Советского Союза и Румынии и заметил, что Патриарха Пимена знает «как выдающегося деятеля в борьбе за мир».

Святейший Патриарх Пимен сердечно поблагодарил Посла за добрые слова, обращенные к Его Святейшеству, взаимно приветствовал его, всех сотрудников Посольства и пожелал всем дальнейших успехов в их «высокой деятельности, посвященной созиданию дружбы и сотрудничества нашего великого Отечества и Социалистической Республики Румынии». Его Святейшество с глубоким удовлетворением свидетельствовал, «что две наши Церкви плодотворно сотрудничают в решении проблем, возникающих как перед Церковной Полнотой и всем христианский миром, так и перед всей человеческой семьей, откликаясь на насущные вопросы международной жизни, важнейшим из которых является забота о сохранении мира во всем мире». Святейший Патриарх Пимен пожелал укрепления великой дружбы двух наших Стран и сопутствия этому наших Церквей.

Блаженнейший Патриарх Иустин все свое основное внимание сосредоточил на защите мира. Перед лицом угрозы войны, – говорил он, – все равны. Атомная бомба никого не различает – она знает только смерть. И если есть хоть маленькая возможность предотвратить ее, мы должны идти по этому пути. «Или мы уничтожим оружие или оружие нас. Эта истина действительна и для больших и для малых народов». Мы не преподаем урок, не учим, а защищаем свою жизнь. И если можем защитить других, то должны это сделать. Вот почему народы-соседи должны бороться за мир. И наше высокое руководство имеет одну точку зрения. А мы – служители Церкви – должны поступать так, как учит нас Господь Бог: живите в мире. Мы созданы для жизни, посему и являемся слугами жизни. Любое различие между нами микроскопично перед тем, что нас объединяет. Вот почему нужно бороться за мир. Мы должны внести вклад в эту борьбу... Ваш труд, г-н Посол, тяжел. Но во главе вашей деятельности стоит улучшение отношений между нами. Вы представитель того народа, который показал пример борьбы за мир... Мы высоко ценим борьбу за мир и Святейшего Патриарха Пимена... Его Блаженство провозгласил здравицу за Посла и его супругу.

Прием в Посольстве СССР прошел в очень хорошей братской обстановке. Между Послом, его супругой – Инной Васильевной Тяжельниковой, сотрудниками Посольства – Советником-Посланником Посольства Бойко Денмарком Ивановичем, Советником Одинцовым Альбертом Анатольевичем, Секретарем Посольства Юрием Анфиногеновичем Деминым, делегациями Русской и Румынской Православных Церквей проходила оживленная сердечная беседа. Мы почувствовали здесь, что находимся в уголке Родины.

В воскресенье 16 октября Главы обеих Церквей с другими иерархами и священнослужителями направились в собор св.Спиридона Нового (построен в XIX в.), чтобы совершить вместе Божественную Литургию, вкусить Небесного Хлеба, воздать благодарение Богу за состоявшуюся встречу, вознести к Престолу Божию горячие молитвы «об усилении братской любви и взаимопонимания между всеми христианами и народами, о процветании земных Отечеств наших» (Из слова Святейшего Патриарха Пимена 16.Х.1983 г.). Весьма трогательно было смотреть, как дети в национальных костюмах с цветочками в руках встречали Святителей у входа в храм.

Божественная Литургия совершалась торжественно и с особым духовным подъемом.

После Литургии Блаженнейший Патриарх Иустин от имени Священного Синода, клира и паствы Румынской Православной Церкви поблагодарил Его Святейшество за любовь, с которой он принял приглашение приехать в Румынию. В свою очередь Его Блаженство, отвечая на братское приглашение Святейшего Патриарха Пимена, заверил, что в подходящее время с радостью посетит Русскую Церковь. Его Блаженство подчеркнул то, что отношения между Румынской и Русской Церквами и другими Православными Церквами должны обогащаться и умножаться. «Надо показать роль и действенность Православия в современном мире». «От имени Священного Синода Румынской Православной Церкви, – заключил его Блаженство, – выражаем самые добрые пожелания Вашему Святейшеству, Святой Русской Православной Церкви-Сестре и молим Всеблагого Бога да изливает Он непрестанно Свои богатые дары на Ваше Святейшество, на Вашу Церковь, ее служителей и паству, непрестанно укрепляя Вас Своим даром и Своим человеколюбием».

Отвечая на это слово, Святейший Патриарх Пимен вновь и вновь выразил глубокую благодарность Его Блаженству «за братолюбивое приглашение посетить Святую Румынскую Церковь и Страну и за эти незабываемые дни, в которые нас окружали теплом христианской любви и беспредельного радушия». «Молитвенно обращаюсь к Великому Пастыреначальнику нашему, – заключил свое слово Святейший Патриарх Пимен, – усердно испрашиваю у Него обильного благословения на труды Вашего Блаженства, всех иерархов, клира и благочестивой паствы Румынской Православной Церкви, на весь народ братской Румынии».

Под сводами величественного собора еще раз торжественно прозвучало «многая лета».

В Малом зале заседания Постоянного Синода Патриархи подписали коммюнике, в котором выразили свое единомыслие по вопросам Всеправославным, межконфессиональным и международным. С глубоким удовлетворением они «отметили, что благословенные связи между нашими Церквами, несомненно, способствуют и дальнейшему развитию дружбы и всестороннего сотрудничества между народами Румынии и Советского Союза».

В день отлета на Родину 17 октября в гостиницу «Атэно Палас» пришли пожелать Святейшему Патриарху Пимену доброго пути Председатель Департамента культов И. Рошиану и Генеральный инспектор Департамента культов В. Константинеску.

В аэропорту Его Святейшество и сопровождающих провожали Блаженнейший Патриарх Иустин со всеми встречавшими нас (11. X), а также Чрезвычайный и Полномоченый Посол СССР Е. М. Тяжельников с супругой и сотрудниками Посольства... Последние добрые братские пожелания и самолет «Ил-62» взял курс на Москву.

В «Шереметьево» делегацию Русской Православной Церкви встречали те же, кто провожал, а также Постоянные члены Священного Синода митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий и митрополит Таллинский и Эстонский, управляющий делами Московской Патриархии, председатель Учебного комитета Алексий. От Издательского отдела Московского Патриархата встречал председатель отдела, викарий Московской епархии, профессор Московской Духовной Академии, архиепископ Волоколамский Питирим...

Визит Его Святейшества в Румынскую Православную Церковь и то, в какой радушной обстановке он прошел, есть лучшее свидетельство братских отношений двух Церквей. В крепкой цепи связей наших Церквей вставлено еще одно крепкое звено. «Да благословит всех нас Господь наш Иисус Христос, – хочется закончить это описание словами Святейшего Патриарха Пимена, сказанными в кафедральном соборе г. Бухареста 16 октября 1983 г., – и да пребывает с нами во веки веков».

Октябрь 1983 г.

* * *

450

От Румынской Православной Церкви сопровождали: митрополит Ардяльский Антоний, митрополит Банатский Николай, епископ Бузэузский Епифаний и протоиерей Савва Марин.

451

Цит. по книге: Стенная роспись в Молдове XV–XVI века. Бухарест, 1983. С.5.

452

Еп. Арсений. Исследования и монографии по истории Молдавской Церкви. СПб., 1904. С.211.

453

См. подробнее об обстоятельствах открытия Ново-Нямецкого монастыря в работе А. Стадницкого. Архимандрит Андроник, игумен Ново-Нямецкого Св.-Вознесенского монастыря в Бессарабии. Кишинев, 1895. С.1–61.

454

Еп.Арсений. Цит.соч. С.318.

455

Румынская Православная Церковь имеет 6 семинарий и 2 Богословских института (в Бухаресте и Сибиу). Срок обучения в институте 4 года. Для желающих повысить духовное образование в Бухаресте действует трехгодичный Докторат, подразделяемый на четыре секции: библейскую, историческую, систематическую и практическую. В нем занимаются и иностранцы. На 1983 гг. – Ред.

456

См. магистерскую диссертацию иеромонаха Леонида (Полякова). Схиархимандрит Паисий Величковский и его литературная деятельность. Л., 1956, кн. 1–2.


Источник: [Собрание сочинений] / К.Е. Скурат. – 2006-. / Т. 7: Из прошлого и настоящего. – Кемерово: Изд. отд. Кемеровской епархии, 2015. - 652 с.

Комментарии для сайта Cackle