Кирилл II, митрополит Киевский

(XII в. – 1233)
Кирилл II, митрополит Киевский

Биография

Кирилл II (I)1) – первый русский митрополит, прозванный «философом». Патриарх Герман II поставил его митрополитом всея Руси в 1224 году, и в конце того же года в сопровождении русского посольства выходец из греков, прибывший из Никеи, где видимо родился, «приведен бысть» в Киев для торжества вхождения на кафедру в Софийском соборе на Богоявление, что случилось на (6 января) 1225 года. Пустовавшая Киевская кафедра более четырёх тому лет, указывает на трудности, которые, возможно, возникли в вопросе каноничности назначения на Русскую митрополию мудрого грека Кирилла.

По летописному отзыву, он был «учителен зело и хитр ученью божественных книг». В пору не дававшего постязыческой Руси покоя мысли о церковном благоустройстве, митрополит Кирилл стал соавтором епископского «Правила», обрушенного на разгульные игрища славян, пускавшихся в языческие игрища и кулачные бои. В воспоследовавшем авторском труде «поучение к попам» духовный моралист призывал к высоте особого бдения церковного духа. Митрополит Кирилл пользовался уважением русских князей и несколько раз умирял их ссоры между собой, не допуская разгореться настоящей борьбе.

Взаимопонимание Кирилла с русским монашеством проявилось, между прочим, в его участии в ежегодных торжествах, посвященных празднованию памяти св. Феодосия в Киево-Печерском монастыре (о чем мы узнаем совершенно случайно, благодаря тому, что в тот же день, 3 мая 1230 г., случилось землетрясение).

Заботы Кирилла были направлены на усиление самостоятельности русской церкви по отношению к княжеской власти, а также на ее внутреннюю консолидацию. В источниках лишь вскользь упомянуты два собора, в каждом из которых приняло участие по пять епископов и по нескольку игуменов: один во Владимире-на-Клязьме в марте 1227 г. и второй в Киеве в апреле 1231 г.

Еще одно свидетельство на эту тему содержится в адресованном Кириллу послании патриарха Германа от 1228 г., где высказывается предостережение не посвящать в священнический сан рабов, а от епископов требуется не совершать посвящений, если предварительно не будет предъявлена вольная грамота. Князьям под угрозой отлучения запрещается вмешиваться в имущественные дела церквей и монастырей, равно как и в церковную юрисдикцию, объем которой, согласно посланию, был чрезвычайно невелик. Содержание письма было, несомненно, продиктовано патриарху Кириллом, стремившимся с помощью авторитета патриарха искоренить злоупотребления в русской церкви.

Вероятно, в связи с церковной политикой Кирилла следует рассматривать также легенду на его печати: «Kipillos monachos eleo f (eo) u archiepiskopos tis m(it)popoleos Rosias»2). Замечательно, что киевский митрополит титулует себя здесь «архиепископом Русской митрополии», желая тем самым указать на свое верховенство по отношению ко всем епископам, действовавшим, согласно такому толкованию, в пределах полномочий, получаемых от митрополита.

Иначе говоря, митрополит стремился свести подведомственных ему епископов до роли своих викариев (наместников). Такая политика выглядит весьма своевременной перед лицом того факта, что инвеститура со стороны князей (т. е. княжеские поставления) все больше и больше делала епископов самостоятельными церковными владыками по отношению к митрополиту, которому предоставлялось лишь рукополагать княжеских ставленников. Политическое дробление Руси также сужало сферу реальной власти киевских митрополитов. Таким образом, возникновение тенденции к κηδεμονία πάντων («попечительству обо всех»), которая столь характерна для церковной политики митрополита Кирилла III во второй половине XIII в., видимо, надо отнести к эпохе Кирилла II.

На время правления Кирилла II приходятся посвящения следующих епископов: Митрофана, епископа во Владимире-на-Клязьме и Переяславле, 14 марта 1227 г. (во Владимире-на-Клязьме); Спиридона, архиепископа новгородского, 17 февраля 1230 г. и Кирилла (II), епископа ростовского, ярославского и угличского, 6 апреля 1231 г. (достойно внимания, что епископы владимирские и ростовские именуются не только по местонахождению их кафедральных храмов, но и по резиденциям удельных князей).

Название митрополита Кирилла в летописях «блаженным» даёт возможность предположить, что это был замечательный митрополит, выдающийся из ряда других архипастырей.

Митрополит Кирилл скончался летом между 10 июня и 15 августа 1233 года.


1) Он второй по нумерации Кирилл на Киевской кафедре, если считать первым Кирилла XI века, которого ряд историков считают легендарным.

2) Сохранилось два больших экземпляра таких моливдовулов, которые до сих пор единодушно атрибутируются митрополиту Кириллу II. Нельзя, однако, исключить и кандидатуру Кирилла III, ибо среди аргументов в пользу Кирилла II только один является действительно доказательным: обе буллы были найдены при археологических раскопках «Княжей Горы» (около 100 км к югу от Киева, близ устья Роси). Как показывают многочисленные находки, эта княжеская резиденция была разрушена во время монгольского нашествия, т. е. в 1239/1240 г., или вскоре после него.