священник М.А.Поторжинский

Историческая хрестоматия.
Митрополит Кирилл II

Источник

После опустошения юга Руси монголами, в 1240 г., Киев находился во власти галицкаго князя Даниила. Митрополита не было, он погиб при разорении Киева, и на его место избран был Кирилл II. Кто он был до избрания, неизвестно; но в 1243 году он носил уже имя митрополита, хотя о деятельности его по управлению Русскою Церковию летописи говорят с 1250 г. По возвращении из Никеи, где жил тогда константинопольский патриарх Мануил II, поставивший Кирилла митрополитом, он не мог найти для себя пристанища в Киеве, так как митрополичий дом лежал в развалинах, и поселился во Владимире (на Клязме). Это было тем удобнее, что там в то время не было епископа, а город считался столицею великих князей. Отсюда Кирилл II, по временам, отправлялся в другие города для обозрения своей митрополии и устройства церковных дел. Одним из важнейших его действий, направленных ко благу Русской Церкви, было созвание собора во Владимире, в 1274 году, и издание церковных правил, которыми точнее определялись отношения епископов к пастве и разныя церковныя дела. Епископы редко обозревали свои епархии; во священство ставились люди не всегда достойные, и часто – за деньги; в совершении богослужения допускались отступления от древняго чина; народ, вследствие невежества, держался языческих обычаев, не считая их противными христианству. Церковныя правила, которыми должны были руководствоваться в своих действиях епископы и священники, были затемнены облаком еллинской мудрости. Для поставления епископа владимирскаго созван был собор, и митр. Кирилл воспользовался случаем привести в порядок дела церковныя. На собор призваны были не только епископы, но и священники, и вот митрополит, в торжественной речи к собравшимся, счел нужным изложить определения этого собора, которыя относились не только к епископам, но и к пресвитерам. К этим последним он обращался с особенною речью, и она дошла до нас под именем: «поучения к попом». Несомненно, что, кроме этого поучения, митр. Кирил II говориль и много других, так как летописец, говоря о путешествиях его по России, в течении тридцатилетняго служения Русской Церкви, замечает, что он в городах и селах «по обычаю своему учаше, наказуяше, исправляше».

Слово свое к собору митрополит изложил сначала устно, а потом разослал по всем епархиямь в виде окружнаго послания. В нем ясно отличаются три части: вступление, изложение и заключение. В первой части говорится об обязанности епископов ревностно заботиться об исполнении церковных правил, о тех недостатках, какие заметил он во время своих путешествий по епархиям, и в области административной и нравственной; указывает причины этихь недостатков и прискорбныя последствия для Церкви Русской и блага народа. Во второй – излагаются самыя правила или постановления собора, имеющия отношение и к епископам, и к священникам, и вообще к духовенству. В третьей – обращается собственно к иереям и излагаеть их обязанности по отношению к Богу и тому званию, которым они облечены, – по отношению к ближним или пастве, и по отношению к себе самим. Вторая часть, состоящая в изложении правил, меньше имееть характера проповеди, и потому мы приведем здесь только первую речь к епископам и духовенству вообще, а последняя «поучение к попом».


Источник: Историческая хрестоматия для изучения истории русской церковной проповеди с общей характеристикой периодов ее, с биографическими сведениями о замечательнейших проповедниках русских (с XI-XVIII в. включительно) и с указанием отличительных черт проповедничества каждого из них / Сост. свящ. М.А. Поторжинский, препод. Киевской духовной семинарии. - Киев : Тип. Г.Т. Корчак-Новицкого, 1879. - [2], II, 600, IV с. / Митрополит Кирилл II. 98-99 с.

Комментарии для сайта Cackle