Азбука веры Православная библиотека епископ Кирилл и игумен Мефодий (Зинковские) Святой князь Александр Невский как нравственный образец для начальствующих

Святой князь Александр Невский как нравственный образец для начальствующих

Источник

Аннотация

В данной статье на основе личностных характеристик святого князя Александра Невского, описанных в житийной литературе и других источниках, проводятся параллели со служением православных пастырей и светских руководителей. Автор рассматривает личность святого князя Александра как образец и пример для подражания церковных и светских начальствующих и обращает внимание на универсальные добродетели, которыми они должны обладать. Главным методом в определении богоугодного служения людям является избегание крайностей и стремление к святости, как у светских, так и у церковных руководителей.

Святой благоверный великий князь Александр Невский, 800-летнюю годовщину со дня рождения которого мы отмечаем в текущем году, занимает исключительное место в исторической памяти русского народа, прежде всего как защитник православной веры и Отечества. Многочисленные попытки дискредитировать или принизить его значение в истории России и русского народа1 не возымели успеха. Имя святого благоверного Александра Невского заняло первое место по итогам общероссийского голосования в рамках проекта «Имя России» в 2008 г., а его личность остается одной из самых притягательных в русской истории.

К сожалению, попытки принизить высоту нравственного образа святого Александра предпринимались еще дореволюционными российскими историками, но получили достойное опровержение как в тщательном исследовании прот. Михаила Хитрова2, так и других авторов. В наше время мы являемся свидетелями продолжения духовного противостояния в борьбе за честь великого русского святого. На самом деле это важная часть общей борьбы за высшие смыслы и главные цели жизни российского народа и государства. Искренне выражая благодарность современным историкам-патриотам за профессиональное использование довольно скудных исторических известий о биографии князя в защиту его доброго имени3, хотелось бы сделать акцент на такой христианской добродетели, как доверие.

Вслед за протоиереем Михаилом православный христианин призван верить и доверять тому, что «не обманывалось сердце русского народа, считавшего Александра своим ангелом-хранителем и горько впоследствии оплакивавшего его кончину как всенародное бедствие, не погрешила и Православная Церковь, причтя его по указанию свыше к лику святых»4.

Православные люди в большинстве своем бережно относятся к его житию и почитают его многоразличные добродетели. В контексте выбранной темы особенно важно, что, будучи талантливым военачальником и мудрым политиком, святой Александр Невский постоянно и искренне молился Богу и явил величие добродетели живой надежды на Господа, доверия Его Промыслу. Знаменитое высказывание-воззвание святого «не в силе Бог, а в правде» в своей сконцентрированной формуле отражает этот духовный источник всего нравственного подвига великого князя.

Своим глубоким и искренним доверием Богу, выразившимся в несомненной уверенности в том, что за бескорыстное служение Церкви и Отечеству Всевышний поможет ему и в военных, и в политических битвах, святой Александр воистину заслужил доверие как своих современников, так и нас с вами.

Возможно ли было воинам дружины святого князя идти за ним в бой с превосходящими силами шведов и тевтонцев, если бы они не доверяли своему военачальнику? Пошел ли бы сам князь в бой, если бы не имел надежду на Божию помощь и на верность своих бойцов? Неоднократные физически и психологически изнурительные путешествия в Золотую Орду и в дальнюю столицу Монгольской империи также требовали молитвенной преданности Богу, соединенной с осознанием своей жизни как служения Богу и ближнему.

В житии благочестивого князя, составленном святителем Димитрием Ростовским на основе древнерусских летописей, говорится о том, что «вся жизнь благоверного князя Александра Ярославича была посвящена служению своему Отечеству» [Димитрий Ростовский, свт. 2004: Т. XII, 30 августа, 580]. Полное упование на Бога, реализуемое в таком высоком служении – это важнейшая духовная характеристика земного пути святого князя, чему призван подражать каждый верующий человек, особенно церковный или светский руководитель.

Современные исследователи отмечают, что «начиная с XVIII столетия началось формирование образа Александра Невского, которому были присущи, прежде всего, секулярные черты. Этот процесс был подготовлен как мероприятиями государственной власти, так и общим состоянием социума, в течение XVII в. становившегося все более светским» [Соколов 2013:18]. Однако хочется обратить внимание на несомненный факт, что процесс этот начался еще в XVII в., чему наглядным примером может служить изображение святого князя Александра Ярославича Невского на северной грани юго-западного столпа Архангельского собора Московского Кремля5. Здесь святой изображен в княжеских одеждах, хотя на противоположном столпе мы видим его сына, святого князя Даниила Московского, в схимническом облачении. Кроме постепенного обмирщения древнерусского социума, в тенденции изображать святого Александра в светских одеяниях стоит узреть и положительную идею освящения самого понятия служения в гражданском звании, в то время как церковная святость была понятна всем жителям Московии.

Именно доверие Богу в самоотверженном служении Родине отмечал в жизненном опыте святого князя великий святитель XX в. Иоанн (Максимович), подчеркивая, что Александр Ярославович ясно осознавал, что «новгородская рать одна не сможет защитить Русь и что ей нужна помощь. Где искать помощь? Александр знал где. Он обратился не к чужестранным государствам и даже не к тогдашним князьям разоренной татарами Руси. Он взывал к родоначальнику князей Российских, к тому, кто Крещением освободил русский народ от рабства диаволу. Он просил у него предстательства пред «единым сильным Царем царствующих и Господем господствующих» (1Тим.6:15), на Которого возлагал все свои надежды! И «упование не посрамило» (Рим.5:5)» [Иоанн (Максимович), свт. 1997: № 448 (2749), 1]. Святитель отмечает, что кроме видения святых Бориса и Глеба, небесное заступничество в Невской битве было явлено в самой дате сражения – 15 июля – день кончины святого равноапостольного князя Владимира.

Любопытно, что в современную эпоху информационной прозрачности и поиска командно-ориентированных управленческих подходов даже светские идеологи эффективного менеджмента свидетельствуют о том, что есть огромная разница между мотивацией и вдохновением, что «действовать на базе принципов, а не прагматических соображений – значит быть более эффективным и гибким» [Сайдман 2017:411, 414]. Это цитата из книги Дова Сайдмана, писателя и бизнесмена, которая в оригинале названа следующим образом: «КАКИМ ОБРАЗОМ: почему то, КАК мы делаем что-либо, определяет все»6. Здесь в том числе поясняется, что «вдохновение черпается из убежденности в верованиях и ценностях, из стремления реализовать глобальные идеи и внести вклад на благо других людей, из желания донести до остальных такие стремления», а современный начальник непременно должен стремиться приобрести харизматические, а не чисто административные авторитет и власть [Там же: 410–411].

С богословской точки зрения это понятно, потому что апостол Петр заповедовал священникам пасти «Божие стадо <…> не принужденно, но охотно и богоугодно (κατὰ θεόν), не для гнусной корысти, но из усердия» (1Пет.5:2). При этом в греческом исходном тексте «не для гнусной корысти» выражено одним наречием – «не гнуснокорыстно» (μηδὲ αἰσχροκερδῶς). Этому слову противопоставляется другое – «усердно» (προθύμως), о котором в новозаветном «Лексиконе» Бауэра сказано, что оно обозначает усердие именно к служению людям7.

Священнослужитель «от Самого Христа поставлен быть слугою всех», несмотря на то что пастыри «носят на себе язвы» своих личных грехов [Иоанн Кронштадтский, св. прав. 1998:509]. Так же и светский начальник призван служить. Не случайно Президент РФ Владимир Владимирович Путин недавно отметил, что «государственная служба, она и называется “служба”, потому что это служение, – в данном случае гражданам России» [Латухина. URL: https://rg.ru/2020/08/20/putin-nazval-glavnoe-kachestvo-upravlenca.html].

Однако редко встречаются не только светские начальники, но даже священнослужители, которые действительно способны на жертвенное и постоянное служение любви. Нередко сердце грубеет, ожесточается, и возникает «профессиональная» привычка ко множеству людей, появляется хроническая усталость от необходимости отвечать каждому на однообразные вопросы, а зачастую и претензии. Требуется немалый духовный труд, чтобы священник или начальник смогли сохранить в душе чувство благоговейного служения людям, видя в каждом собеседнике таинство встречи человека с Богом, а себя слугой этих людей.

В таком духовном труде святой князь Александр, безусловно, является прекрасным примером, ибо, например, несмотря на то, что святой «сильно теснил вольнолюбивые стремления и сурово поражал новгородцев за их непокорность, распоряжался делами в Новгороде с такою властью, как ни один князь до него <…> всякий раз обаяние его личности производило неотразимое действие на народ: любовь и доверие к нему не только не уменьшались, но возрастали» [Хитров 2014:123]. Он воистину имел великий и редкий дар покорять сердца. Именно в Новгородской летописи мы находим следующее молитвенное прошение при описании кончины святого Александра: «...даи, Господи милостивыи, видѣти ему лице Твое в будущии вѣкъ, иже потрудися за Новъгородъ и за всю Русьскую землю» [Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов . 1950. Т. 3. Въ лѣто 6771 (1263)].

Кстати, выражение «за всю Русскую землю», было весьма необычно для вольнолюбивого Новгорода, где своеобразная демократия местного вече приводила к печально известной «чехарде» как князей, так и архиепископов, отправляемых «в отставку» зачастую по пустой прихоти толпы, а особенно влиятельных новгородцев. Именно благодаря мудрой политике святого князя Великий Новгород примкнул к остальной Руси, «став неразрывною частью одного громадного целого» [Хитров 2014:124].

Здесь стоит также подчеркнуть, что не всегда ошибки и грехи начальствующих связаны с нарушением их служения в плане устремления к приобретению упомянутой выше «гнусной корысти». Зачастую мы наблюдаем честных тружеников, главным (если не единственным) параметром оптимизации деятельности которых является экономическая эффективность. Святой Александр Невский, сделавший выбор в пользу внешне‑материального монголо-татарского порабощения с целью сохранения души народа от духовного растления через насильственное предательство вероисповедания, навсегда утвердил для нашей Отчизны истинную иерархию ценностей, позволяющую оставаться в истинной духовной свободе, что в долгосрочной перспективе приводит к большим «дивидендам», в том числе и в материальном плане. Выражаясь управленческим языком, целевая функция оптимизации должна включать в себя пользу и безопасность человеческого внутреннего мира с удельным весом на порядок более значительным, чем любые другие параметры оптимизации, включаемые в эту функцию.

Святитель Димитрий Ростовский выделяет в святом князе Александре Невском также добродетели мужества и мудрости: «...своею беспримерною храбростью и воинскими доблестями он сохранил свой северо-западный удел от постоянных притязаний на него западных католических народов; силою меча и мудростью охранил он Православную Церковь и от нападений латинян, и от происков римских пап; осторожностью и мудрою правительственною деятельностью облегчил он татарское тяжелое иго, дал возможность русским людям спокойнее его переносить, поддержал в них веру в могущество Руси, вселил надежду на лучшие времена; самих поработителей заставил с уважением относиться к покоренной стране и ее князю» [Димитрий Ростовский, свт. 2004:578].

Мудрость всегда была крайне необходима любому руководителю. Мудрость должна быть важнейшим качеством каждого священника, что даже отчасти обозначено в самом именовании его как «пресвитера» (др.-греч. πρεσβύτερος – старейшина). Этим термином указывается не столько на пожилой возраст, сколько на значение почтенности, опыта и дара рассуждения. В античных древнегреческих сочинениях с этим термином соотносились способности совета, мудрости и административного служения. Однако термин «старец» как в Ветхом Завете, так и в новозаветную эпоху далеко не всегда относился к священнослужителям. В ветхозаветной традиции термин появляется, по-видимому, в наиболее древних патриархальных временах, когда «старцы» выступали как представители больших семейств. Несомненна тенденция усвоения старцам авторитета в руководстве также и всем народом [Theological Dictionary of the New Testament. 1968. V. VI: 656]. Так, в книге Чисел мы видим, как Моисей по повелению Божию назначает 70 старцев, с которыми он разделил тяготы в руководстве народом после того, как Бог наделил каждого из них даром от того же Духа, Который почивал на Моисее. Во Второзаконии им приписывается четко определенная законная власть на основе древних традиций.

Благоверный князь Александр Невский стремился соблюдать заветы своих предшественников, в том числе князя Владимира Мономаха, советовавшего князьям «во все вникать самому, не поручать делать другим того, что сам можешь и должен сделать, внимательно следить за действиями своих приближенных» [Димитрий Ростовский, свт. 2004:564]. Мудрые советы давал он и своим дружинникам о том, как нужно им пользоваться своею властью. Мудрость проявлял Александр также не для чего иного, как для служения Отчизне, а не для самовосхваления.

Одна из самых очевидных добродетелей святого, а именно мужество, также подчинялась вышеупомянутым высшим идеям доверия Богу, служения и мудрости. Древние летописи повествуют, что мужество украшало даже лицо князя так, что даже Батый «любовался прекрасным, мужественным лицом Александра Ярославича» [Там же].

Однако мужество требуется и для пастырского служения, что выражено свт. Иоанном Златоустом в 6-м «Слове о священстве» [Иоанн Златоуст, свт. 1898–1906. Т. 1, ч. 2. 474]. Постоянная борьба с грехами и страстями не только собственными, но и искоренение их в пастве, жизненные и материальные трудности, смелое с рассуждением противостояние «сильным мира сего», когда они проявляют свои прихоти, а также множество других испытаний требуют настоящего мужества от служителя стада Христова, а также и от светского управленца. Мужество требуется от всех начальников, ибо, по мысли свт. Григория Богослова, требуется великая отвага для того, чтобы «править человеком, самым хитрым и изменчивым животным». Это есть, по мысли святителя, «искусство из искусств и наука из наук» [Григорий Богослов, свт. PG 35: Col 425]8 .

Как говорил прп. Паисий Святогорец, мужество – это не дерзкое самонадеянное лихачество, а «всецелое доверие Богу» [Паисий Святогорец, прп. URL: http://www.agionoros.ru/docs/222.html], соединенное с пониманием Его святой воли. Пример святого Александра Невского раскрывает нам парадоксальное гармоническое единение как будто несовместимых состояний: мужественной борьбы за истину при абсолютном доверии Божию Промыслу. Его мудрые и мужественные поступки и решения, соединенные с твердой надеждой на помощь Божию, – это важнейший урок святого князя для его подражателей.

Христианское мужество имеет свою особенность. Оно всегда соединено с чувством смирения и готовностью терпеть как внутренние, так и внешние испытания, а также не ужасаться от зрения своих несовершенств и грехов. Зрение начальствующиx греха в самих себе должно быть соединено с глубокой верой в то, что Бог ради подчиненных поможет ему исполнить евангельские заповеди. Ибо если в обычном человеке «должно почитать пороком <…> то, что произведено им худого», то «в начальнике и предстоятеле (ἄρχοντος δὲ ἢ προεστῶτος)» строго осуждается «даже – то, что он не достиг возможного совершенства и не преуспевает непрестанно в добре, потому что ему надобно превосходством своей добродетели привлекать народ к порядку, и не силой обуздывать, но доводить до порядка убеждением» [Там же].

Святитель Димитрий Ростовский также отмечает такое качество святого князя, как кротость, подобную кротости царя Давида [Димитрий Ростовский, свт. 2004:561]9. Простота, незлобие и кротость как противоположные «лукавству и злохитрости» [Феофан Затворник, свт. 2006:213] необходимы всем христианам, но особенно необходимы пастырям Христовым, которые «должны быть особенно искусны в умении побеждать зло добром» [Иоанн Кронштадтский, св. 1998: Т. 2. П. 1684]. Светскому начальнику это искусство также крайне необходимо, чтобы в процессе исполнения служебных обязанностей не превратиться в циника.

Кротость и милосердие, пожалуй, наиболее ярко проявились в жизни святого Александра при согласии на просьбу новгородцев возвратиться на княжение, в то время как ранее они сами же и прогнали святого и его дружину. Конечно же, святой князь бывал и строг, и суров. Но эти качества святой проявлял не просто в результате эмоциональной несдержанности, а для наказания строптивых бунтовщиков.

Святитель Кирилл Александрийский в своей книге «О поклонении и служении в Духе и истине» выделяет три добродетели – мужество, мудрость и простота во Христе, когда говорит о качествах, необходимых для перехода «от греха к святости» [Кирилл Александрийский, свт. 2000: Ч. 1. кн. 1]. Однако, по мысли святителя Кирилла, священникам особенно необходимо сочетание простоты, как «младенчества во Христе» (ἐν Χριστῷ νηπιότης), и совершенства в благоразумии и «здравости ума» [PG 68: col. 1053]. «Отменно, – пишет свт. Кирилл, – и тем и другим отличаться, то есть разумностью и простотою во Христе» [Ibid.: col. 849]10

Это сочетание мудрости и простоты прежде было указано Самим Спасителем еще в Евангелии: «будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф.10:16). Однако на практике этот призыв непросто осуществить любому начальствующему. Кто-то склоняется к чрезмерному упованию на Бога и в своеобразной «простоте» почти отпускает бразды правления, а кто-то страдает от излишней уверенности в правильности своей (пусть даже духовной) опытности и избыточно закрепощает подчиненных непрестанным контролем и проверками.

Поясняя свою мысль, свт. Кирилл приводил в пример святого апостола Павла, который «по временам <…> избегал потерпеть от врагов преждевременную смерть» [Ibid.], но в то же время желал скорее «разрешится» от тела, чтобы пребывать со Христом (см. Флп.1:23). Здесь, на наш взгляд, по-видимому, пролегает одна из главных граней различия в служении священноначальствующих и светских «власть имущих».

Действительно, священник не имеет права проявлять жестокость и действовать таким образом, что его поступки будут расценены как «злые». Священнику зачастую следует уклоняться от зла и делать добро (Пс.33:15), а мирскому начальнику, наоборот, следует пресекать общественное зло на корню. Однако и церковный, а тем более светский начальствующий просто обязаны подчас проявлять определенной степени суровость, без которой большая часть подчиненных теряет должный тонус, ответственность и работоспособность. В этом смысле святой Александр не только не может быть обвиняем за кажущееся беспощадным наказание бунтовщиков великого Новгорода, но и заслуживает похвалы, ибо наказание от монголо-татар было бы несравненно более жестоким и по численному масштабу, и по всем другим параметрам.

В любом случае христианские мудрость и простота (кротость) – это качества, глубоко отличные от светского эгоистичного лукавства и примитивной наивности, что ярко явлено нам в житии и наследии великого защитника русского народа и святой нашей веры благоверного князя Александра Невского.

Источники

1. Григорий Богослов, свт. Слово 3 // Творения: Санкт-Петербург: Изд. П. П. Сойкина, 1912. Т. 1. 680 с.

2. Димитрий Ростовский, свт. Житие святого благоверного князя Александра Невского // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского (репринт). Киев: Свято-Успенская Киево-Печерская лавра, 2004. Т. XII, август, 30 августа. С. 518–582.

3. Иоанн Златоуст, свт. О священстве. Слово 6//Творения отца нашего, свт. Иоанна Златоуста, архиеп. Константинопольского, в русском переводе: В 12 т. Санкт-Петербург: Издание СПбДА, 1898–1906. Т. 1. Ч. 2. С. 468–484.

4. Иоанн Кронштадтский, св. Моя жизнь во Христе, или Минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге. Санкт-Петербург: Иоанновский ставропигиальный женский монастырь; Москва: Отчий дом, 2015. 888 с.

5. Иоанн Кронштадтский, св. Мысли христианина. Смирение. Москва, 1998.

6. Иоанн (Максимович), свт. Святой благоверный князь Александр Невский // Наши Вести. 1997. № 448/2749. С. 1–2.

7. Кирилл Александрийский, свт. О поклонении и служении в Духе и истине // Он же. Творения: В 3-х т. Т. 1. Москва: Паломник, 2000. С. 123–732.

8. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов//Полное собрание русских летописей. Том третий. Москва; Ленинград: Изд-во Академии Наук СССР, 1950. В лѣто 6771 [1263].

9. Паисий Святогорец, прп. Мужество – это всецелое доверие Богу. Малоизвестные наставления афонского старца Паисия Святогорца (Эзнепидиса), записанные его ближайшими сподвижниками и учениками. [Электронный ресурс]. URL: http://www.agionoros.ru/docs/222.html (дата обращения: 01.04.2021).

10. Феофан Затворник, свт. Толкование Послания апостола Павла к Коринфянам второго. Москва: Правило веры, 2006. 80 с.

11. Bauer W. A Greek-English lexicon of the New Testament: and other early Christian literature. Chicago: University of Chicago Press Collection, 1957. 909 p.

12. Cyrillus Alexandrinus S. De adoratione in spiritu et veritate libri XVII // J.-P. Migne (ed.). Patrologiae cursus completus (series Graeca, PG): In 161 t. Paris, 1857–1866. Vol. 68. P. 133–1126.

13. Theological Dictionary of the New Testament. Vol. VI. Grand Rapids, Michigan, 1968.

Литература

1. Горский А. А. Два неудобных факта из биографии Александра Невского // Не в силе Бог, но в правде: святой благоверный князь Александр Невский. Москва, 2007. С. 272–286.

2. Латухина К. Владимир Путин назвал главное качество управленца. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2020/08/20/putin-nazval-glavnoe-achestvo-upravlenca.html (дата обращения: 20.08.2021).

3. Сайдман Д. Отношение определяет результат / пер. с англ. С. Чигринец. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2017. 387 с.

4. Соколов Р. А. Александр Невский в отечественной культуре и исторической памяти / Диссертация на степень доктора исторических наук. Санкт-Петербург, 2013.

5. Хитров М. И. Святой Александр Невский. Москва: Терра ; Кн. клуб Книговек, 2014. 320 с.

References

1. Gorskii A. A. [Two uneasy facts from the biography of Alexander Nevsky]. Ne v sile Bog, no v pravde: svyatoi blagovernyi knyaz’ Aleksandr Nevskii [God is not in power, but in truth: The Holy Prince Alexander Nevsky]. Moscow, 2007, pp. 272–286. (In Russ.)

2. Khitrov M. I. Svyatoi Aleksandr Nevskii [Saint Alexander Nevsky]. Mosmw, Terra, Kn. klub Knigovek Publ., 2014. 320 p.

3. Latukhina K. Vladimir Putin nazval glavnoe kachestvo upravlentsa [Vladimir Putin identified the main quality of a manager]. Available at: https:// rg.ru/2020/08/20/putin-nazval-glavnoe-kachestvo-upravlenca.html (accessed 20.08.2021).

4. Saidman D. Otnoshenie opredelyaet rezul’tat [The attitude determines the result]. Moscow, Mann, Ivanov i Ferber Publ., 2017. 387 p.

5. Sokolov R. A. Aleksandr Nevskii v otechestvennoi kul’ture i istoricheskoi pamyati. Diss. dokt. ist. nauk [Alexander Nevsky in Russian culture and historical memory. Dr. hist. sci. diss.]. St. Petersburg, 2013.

* * *

1

Начиная с 1990-х г. многие авторы пытались подвергнуть критике традиционное почитание святого Александра, клеветнически обвиняя его во «всех тяжких»: «предательстве» брата, неверном историческом выборе, отказе от «сотрудничества с Европой», укреплении «зависимости» от Орды и т. д.

2

Хитров Михаил Иванович. Святой благоверный великий князь Александр Ярославич Невский: подробное жизнеописание / [cоч.] М. Хитрова. СПб.: Типо-лит. М. П. Фроловой, 1899. 362 с. Современное издание: Хитров М. И. Святой Александр Невский. М.: Терра, Кн. клуб Книговек, 2014. 320 с.

3

Особенно хочется отметить труды доктора исторических наук, профессора кафедры истории России до XIX в. исторического факультета МГУ им. Ломоносова Горского Антона Анатольевича. См., например, его статью: Два неудобных факта из биографии Александра Невского // Не в силе Бог, но в правде: святой благоверный князь Александр невский. М ., 2007. С. 272–286.

4

Хитров М. И. Святой Александр Невский. С. 156.

5

Эта стенопись относится искусствоведами к 1652–1666 гг.

6

Seidman Dov. How: Why How We Do Anything Means Everything... in Business (and in Life). N.J.: John Wiley & Sons, Inc., 2011.

7

В частности, соответствующее прилагательное πρόθῡμος используется в Новом Завете трижды, и каждый раз в контексте служения Богу и ближнему (см. Мф.26:41; Мк.14:38; Рим.1:15).

8

Τέχνη τις εἶναι τεχνῶν, καὶ ἐπιστήμη ἐπιστημῶν, ἄνθρωπον ἄγειν, τὸ πολυτροπώτατον ζῶον καὶ ποικιλώτατον (дословно: «многоизменчивым и сложным», хотя у последнего термина (ποικίλος) есть оттенок и «хитрый»).

9

«Господь, пособивший кроткому Давиду победить иноплеменников, помог и благоверному князю нашему освободить град Псков от иноязычников и иноплеменников».

10

Τὸ γὰρ ἐν ἀμφοῖν διαπρέπειν, ἐξαίρετον, ἐν συνέσει τε, φημὶ, καὶ ἁπλότητι τῇ κατὰ Χριστόν.


Источник: Кирилл (Зинковский), епископ. Святой князь Александр Невский как нравственный образец для начальствующих // Сретенское слово. 2022. № 3. С. 113-125.

Комментарии для сайта Cackle