Введение. Понятие «личности» – открытие в мысли о боге и о человеке
Основная проблематика, заложенная в теме диссертации, состоит, с одной стороны, в востребованности адекватного богословско-философского понятия человеческой личности, а с другой – в спорности, исторической неоднозначности, апофатичности и антиномичности этого понятия.
Актуальность темы вытекает прежде всего из того факта, что она напрямую связана с ключевым вопросом о человеческом бытии: что или, точнее, кто есть человек, каково его положение в мире и каково его предназначение? Подлинное богословие невозможно вне антропологического контекста, как, впрочем, и наоборот. Человек и Бог – вот две таинственные реальности, которые взаимно переплетены настолько, что не мыслимы друг без друга.
Однако в современном мире существует ярко выраженная тенденция к вырождению представления о человеческой личности. «Характерной чертой нашего времени является то, что… личность человека стандартизируется, обобщается, стирается». Человек «забывает собственное лицо, деперсонализирует себя»1 изнутри, находясь под прессингом деперсонализации снаружи2. «Всеобщий кризис захватил самосознание личности современного человека»3. «Современность с ее секулярным сознанием, секулярными наукой и культурой исходит из идеи о дохристианской и вне-христианской основе личности. Это точнее всего выражено в понятии «автономия»4. «Антропоцентризм европейской цивилизации вынудил человека встать на стезю саморазрушения, демонстрируя неописуемое презрение к уникальной ценности человеческой личности»5. Мы становимся свидетелями крайностей как «индивидуалистической самодостаточности» современного цивилизованного общества, так и «коллективистского антиперсонализма»6.
«Упрощенный взгляд» на понятие личности, «хотя и получивший в наши дни широкое распространение, оставляет громадные пробелы в понимании феномена человека»7. Ряд направлений богословской и философской мысли либо настаивает на условности применения термина «личность» к человеку, либо вовсе отрицает возможность и адекватность использования этого термина в христианской антропологии8. «Понятие личности лишено» для секулярного ума «онтологического статуса и остается условным собирательным обозначением некоторых человеческих качеств, наподобие столь же условных понятий типа “душа”, “дух”, “духовность”»9.
При всей спорности и нечеткости понятия личности в человеке современная «вера в человеческую личность» и пламенная защита ее свободы восходят, по убеждению прот. В. Зеньковского, в своих глубочайших корнях «к тому дивному откровению о человеческой личности, которое знает только христианство»10. Однако, «философское сознание Запада, оказавшееся не в состоянии вместить христианского благовестия о свободе во всем его подлинном смысле, не может овладеть философским содержанием персонализма, хотя и упорно стремится к созданию персоналистической метафизики»11.
Активные споры ведутся о влиянии современного философского персонализма и экзистенциализма на богословское понимание личности12. Ставится вопрос и о том, можно ли найти у отцов Церкви «аналогии современному понятию “личность”»13, но вопрос этот крайне осложнен тем фактом, что вряд ли можно говорить о единстве современных представлений о личности. Картину дополняет палитра философских воззрений (с претензией и на богословское осмысление) на то, чтó есть личность в человеке, как в случае, например, с философско-богословскими представлениями Л. П. Карсавина. Наконец, понимание личности как феномена, отличного от индивидуума отрицается течениями научной мысли, вдохновляемыми «стремлением естественных наук уменьшить различие между человеком и животным»14. При этом известна точка зрения, согласно которой естественно-научные достижения современности, напротив, «проливают даже еще больше света на неизреченную тайну человеческого субъекта (личности)»15.
По мнению ряда исследователей, принципиально новое значение понятия «личность»16 повлияло вместе с христианством как таковым на мировоззрение и бытие воспринявшего христианство человечества и оказало опосредованное влияние на европейскую цивилизацию. «Понятие “ὑπόστασις” – в том виде, в каком оно было выработано великими каппадокийцами… в контексте тринитарных споров, представляло собой такой прорыв в истории европейской мысли, который оказался судьбоносным»17.
Осложнение изучения любых философских антропологических проблем, как отмечал В. Н. Лосский, связано с тем, что «антропологические данные нашего повседневного опыта искажены грехом». Этот факт затрудняет как бытовое, так и богословское осмысление онтологических принципов личностного бытия18.
Историческая неоднозначность понятия личности, очевидно, вытекает, во-первых, из отсутствия такового, как онтологически осмысленного, в мысли древних философов или, по крайней мере, лишь из некоторых намеков на его вызревание19. Во-вторых, эта неоднозначность коренится еще и в том, что откровение об онтологическом «принципе персоны»20 лишь приготовлялось в рамках ветхозаветной библейской мысли, а также в том, что осмысление этого откровения в новозаветной истории было достаточно длительным и порой противоречивым.
По мысли философа и богослова XX в. А. Ф. Лосева, «наивно было бы предполагать, что античность вообще не знала об индивидуально-личном начале в каждом человеке и даже в Боге»21. Можно согласиться с утверждением, что «история человечества начинается с осознания непохожего и непредсказуемого Другого»22. И антиномия «одного» и «многого» давно волновала человеческий ум вопросами, подобными тому: может ли «единое» произвести «многое», а «многое» быть «единым»23? Однако при этом, как правило, античность рассматривала множественность как ущерб единству24, «индивидуальное раздавливалось абстрактным»25. «Не случайно, – писал немецкий философ Д. Гильдебранд, – что античность так и не смогла ясно осознать природу человеческой личности. Но даже в христианской философии все еще не постигнута до конца природа человека и особенно те черты, что делают его личностью». «Мы еще не разработали с философской точки зрения поразительное богатство идей, заложенных в Откровении. Мы часто принимаем евангельские положения как самоочевидные, не понимая до конца их философского значения»26.
Апофатичность понятия человеческой личности покоится на апофатичности понятия ипостаси в Боге. Формулировка понятия персоны выдающегося богослова XX в. В. Н. Лосского через «не-сводимость» личности к природе не удовлетворяет многих мыслителей, как «ускользающая от всякого рационального определения»27. Как отмечал Х. Субири, «много усилий необходимо, чтобы осознать, что нечто может быть реальным и одновременно не быть вещью»28. При этом, с одной стороны, мыслить личность отдельно от природы является ошибочным, а с другой – «подлинная человеческая природа, преображенная и обоженная, редко может встретиться нам в этом мире. То, что эмпирическое наблюдение называет “человеческой природой”, в Библейском и святоотеческом учении не есть подлинная человеческая природа»29.
Антиномичность понятия человеческой личности состоит в том, что оно, претендуя в видении персоналистов на фундаментальность и онтологичность в описании человеческого бытия, одновременно не может быть признано составляющим какую-либо часть человеческой природы, будучи, в точном богословском смысле, несводимым к природе. Многие богословы и философы выражали идею «метафизичности» человеческой личности30. В то же время человеческая личность не может быть чем-то иным, как только тварным феноменом. Но если так, то тогда возникает проблема адекватного различения (но отнюдь не разделения) между тварными природой и личностью как двумя качественно различными «аспектами» творческого акта.
Бурное развитие персоналистической философии человека, а также разнообразных течений и моделей психологии личности в ХХ в. не только свидетельствует об актуальности осмысления личного бытия, но и предлагает различные (и порой противоречивые) толкования смысловой нагрузки понятия «личности-персоны»: «немногие слова имеют столько смысловых уровней», как «персона» и «личность»31.
Вопрос о сущности человеческой личности может показаться для многих лишь теоретическим, философско-богословским и отвлеченным от повседневных потребностей нашей жизни, однако реальность подтверждает совсем другое. Непрерывно растущие проблемы биоэтики, педагогики, нравственности и даже политические и экономические вопросы, в конце концов, сходятся, как к некоторому фокусу или мысленному эмбриону, из которого формируется впоследствии полноценные мировоззренческие системы, к вопросу о том – кто или что есть человек, каковы понятие и ценность его личности, законы ее развития и нормы отношения к ней?
Богословие персонализма, подготовленное ХIХ в. и получившее мощный импульс в ХХ в., нуждается в систематическом анализе основных положений, диктуемом настоятельной потребностью создания богословски и философски целостной антропологической модели личности.
Богословие личности
В современном западном христианском мире словосочетание «богословие личности» является достаточно распространенным, проводятся одноименные тематические конференции32. В русскоязычном богословии эта лексема также стала употребляться все чаще33. Уже приснопамятный митр. Антоний Сурожский считал возможным использовать такие выражения, как «богословие единства Божия», «богословие Бога, единого в трех Лицах»34, «богословие материи», «богословие тела»35.
Под богословием личности мы будем подразумевать богословское осмысление понятия «личность» или комплекс богословских положений, описывающих характерные свойства личного начала в единой ипостасно-природной онтологии. Сегодня существуют и бурно развиваются психология и философия человеческой личности. В свете этого перед богословием личности стоит задача четко обозначить богословские координаты данного понятия и очертить области перекрытия и несовпадения богословского понимания личности с различными представлениями о личности в других сферах человеческого мышления. Учитывая разработки «ведущих персоналистов и экзистенциалистов, необходимо помнить о принципиальной несовместимости ряда их основополагающих установок с православным пониманием личности»36.
Многозначность термина «личность», употребляемого в различных сферах мысли и деятельности человека37, активные споры об адекватности применения термина в богословии лишь подтверждают смысловой потенциал самого термина и востребованность его богословского осмысления.
Небогословские представления о личности
Небогословские представления о личности, как мы сможем убедиться далее, оказываются в определенной мере перекрывающимися в смысловом поле с богословскими. Так, академик-лингвист В. В. Виноградов подчеркивает, что понятие «личности» предполагает некоторое «внутреннее единство… структуры и образа действий, мыслей, побуждений»38, что соответствует свойству целостности личного начала. Интуиция единства личности проступает и в психологических исследованиях как «единство общего психологического облика человека»39. Вслед за западным психологом У. Штерном, Виноградов также говорит о неповторимости и своеобразности, динамичности и вместе с тем самотождественности личности40.
Академик также выделяет три основных значения слова «личность» в современном русском языке, среди которых, кроме «субъекта права» и «индивидуума человеческого рода, с определенными характерными ему чертами», оказывается и «отдельное человеческое я, человеческая индивидуальность как носитель своеобразных социальных и субъективных признаков и свойств. Например, личность Пушкина»41. Уникальность и динамичность, наряду с самотождественностью, так же как и определение личности как «носителя» качеств, оказываются близкими к богословским свойствам несводимости к природе и неповторимой уникальности человеческой личности42.
Одновременно, как мы неоднократно увидим далее, отождествления личности с душевной, умственной или телесной природой конкретного человека, часто проводимые в ходе развития мысли психологической и естественнонаучной, оказываются неприемлемыми для адекватного богословского представления о личности.
Богословие личности-персоны в западно-христианской мысли
В современной богословской англоязычной литературе, вслед за богословским языком XIX в., термин «личность» (persona, person) активно употребляется как синоним ипостаси в триадологии43. Уже Ветхий Завет, согласно исследователям XX в., говорит о Боге не иначе как о персональном существе44, хотя и не применяет непосредственно к Богу сам термин «persona». Предостерегая против усвоения Богу современных концепций индивидуума и призывая различать понятия персоны и индивидуума, западные исследователи подчеркивают, что библейское представление о Боге как о персоне-личности соответствует «единству в различии», по образу которого создан Адам. Даже библейский антропоморфизм, склоняющий многих к примитивизации представлений ветхозаветного человека о Творце, может быть растолкован с точки зрения здравого персонализма. Усваивая Богу части человеческого тела, Библия «наглядным языком говорит о нем как о персоне», подобно человеческой, выражающей себя посредством своих условных органов45.
Современные западные богословские исследования в большей своей части свободно используют эквивалент латинского термина «persona»: «person» (англ.), «personne» (фр.), «persona» (итал.), «Person» (нем.), – и слова, от них производные: «personal», «personhood», «Persönlichkeit» и т. д., – для обозначения богословского понятия личности как в Боге46, так и в человеке. Причем это касается как православных, так и римо-католических, англиканских и протестантских исследований практически в равной степени47.
Продолжая традиции XIX в., когда издавались, например, такие многотомники, как Outlines of Dogmatic Theology48, Dogmatic Theology49 и History of the Development of the Doctrine of the Person of Christ50, где термин «person» употребляется на регулярной основе в равной степени в триадологии, христологии и антропологии51, в ΧΧ в. издаются, например, Christ in Christian Tradition52 и неоднократно переизданный в США двухтомник Christian Dogmatics, который прибегает к понятию «person» более 1000 раз53. Электронная римо-католическая энциклопедия признает эквивалентными термины «ὑπόστασις», «πρόσωπον» и «persona» в триадологии54, а A Catholic Dictionary просто отсылает для разъяснения богословского смысла слова «person» к слову «Trinity»55. Один из выдающихся протестантских богословов XX–XXI вв. Т. Торренс (T. Torrance) считал возможным синонимичное употребление понятий «ὑπόστασις» и «persona» в троичном богословии56. Подходя к этой проблеме с полной философско-научной серьезностью, современный профессор Оксфордского Университета Р. Свинберн (R. Swinburne) находит возможным в своей емкой статье о Троице на 19 страницах употребить термин «person» почти 50 раз57.
При этом современные богословы вполне отдают себе отчет в проблематичности применения термина «persona» к Богу. С одной стороны, несомненные сложности возникают в свете той современной многозначности, которую, подобно русскому термину «личность», несет в себе современное английское слово «person»58. С другой стороны, сам термин, будучи концепцией, призванной указывать на различие и уникальность персон в Боге, тем не менее, неизбежно, в силу человеческой логики, усваивает им некую концептуальную схожесть59. Однако подобные опасения могут быть отнесены, возможно, не всегда с одинаковой интенсивностью, фактически к любым богословским понятиям. Поэтому, признавая опасность недооценить те нераскрытые «глубины», которые таит в себе идея «личностности»60, современное западное христианское богословие в подавляющем большинстве своих представителей не только не отказывается от употребления термина «persona», но и активно пытается исследовать богословские, философские и практические смысл и значение этого, столь противоречивого для нашего ума, понятия.
Да, в современном пост-декартовом мире, где понятие «persona» несет в себе слишком «много индивидуальности и независимости» для традиционной триадологии61, присутствует опасная тенденция восприятия трех персон в Боге как трех автономных субъектов62. Да, ряд богословов сомневается в успешности совершенных доныне попыток применения термина в богословии63, хотя при этом порой весьма активно опирается на комплементарные понятию «persona» концепции «отношения», «общения», «свободы», «творчества», «само-идентичности» и т. д. и признает возрастающее практическое значение тринитарного богословия64, неразрывно связанного с персональным богословием. Не случайно, что, пожалуй, наибольшую известность получили в XX–XXI вв. работы тех богословов, которые систематически уделяли пристальное внимание, хотя и в разных аспектах, проблеме соотношения «индивидуума» и «общности» как в Боге, так и в человеческом обществе65. Можно с уверенностью говорить о том, что большинству богословов «представляется лучшим сохранить термин “persona” в использовании», поскольку «у нас нет достойной ему замены»66, и «персональный язык» представляется лучшим и высшим в размышлениях о Боге и общении с Богом, явленным во Христе67. И даже сама спорная употребительность слова «персона-личность» в повседневности может быть рассмотрена с положительной стороны, в смысле сближения теоретического богословия с обычной человеческой жизнью68.
При этом важно отметить, что, наряду с проблемой Божественной персональности, в не меньшей степени, а, скорее, даже в большей, современных западных богословов интересует развитие «концепции человеческой персоны», раскрытие «полноты нашего человечества и личностности»69 как «образа Божия»70, «образа Троицы»71 и «образа Христа»72, концепции, которая является «эсхатологическим понятием», призванным к «реализации в настоящем» посредством человеческого общения и посредством Духа Святого, действующего в Церкви Христовой73. Перед современным богословием еще стоит далеко не решенная задача оценить глубину, сложность и достоинство сотворенной человеческой персональности74. Но здесь мы оказываемся перед противостоянием тех, кто считает понятие «персоны» в человеке синонимично-тождественным его «индивидуальной природе с ее свойствами»75, тех, кто полагает, что стирание различия между «персоной» и «индивидуумом» в человеке богословски необоснованно76, а также тех, кто буквально отождествляет понятия «персоны» и «отношения», вынося «персону» на отличный от природы онтологический уровень77.
«Если в православном богословии отношения мыслятся как онтологическое производное от личности, то у Фейербаха, Бубера и Оливера» и ряда западных современных христианских богословов «они рассматриваются в качестве ее первичной онтологической основы. При таком образе мысли понятие общения приобретает онтологический приоритет по отношению к понятию личности»78.
Степень разработанности и новизна проблемы
В русском богословии понятие личности начинает активно разрабатываться с конца XIX в. В двадцатом столетии проблематика получает глубокое развитие в трудах богословов, предпринимающих попытки концептуального определения личности. Формулировка понятия личности выдающегося богослова XX в. В. Н. Лосского через «не-сводимость» личности к природе не удовлетворяет многих мыслителей, как «ускользающая от всякого рационального определения»79. «Много усилий необходимо, чтобы осознать, что нечто может быть реальным и одновременно не быть вещью»80. Подробный анализ различных аспектов богословия личности православных авторов XIX–ΧΧI вв. проводится в разделах первых двух глав данной работы. В XXI в. проблема определения рассматриваемого понятия – вопреки существованию многочисленных работ, касающихся этой темы, – считается нерешенной. Общепринятые курсы догматического богословия практически не затрагивают богословский аспект личности, в то время как не касаться этого вопроса, учитывая современные достижения религиозно-философской мысли, не представляется возможным. Вместе с тем «разномастное “личностное богословие” сегодня не критикует разве что ленивый: слишком уж много догматически некорректных высказываний, смутных… идей мы обнаруживаем в современной» и даже в «православной персоналистической литературе»81.
Таким образом, новизна исследования заключается в том, что представлена концепция богословско-философского понятия «личность» в рамках единой ипостасно-природной онтологии, впервые предложена система ее комплементарных свойств, разработана значимость исследуемого понятия для различных сфер человеческой мысли и деятельности.
Основной целью работы стало формирование богословской концепции личности, основанной на анализе святоотеческих релевантных категорий III–XIV вв. и сочинений православных богословов XIX–XXI вв.
Для достижения сформулированной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотрение различных аспектов (в том числе семантического и этимологического) богословия личности в трудах русских богословов и религиозных философов конца ΧΙΧ – начала ΧΧ вв.
2. Изучение богословия личности в трудах православных богословов новейшего периода.
3. Выявление смыслового содержания богословских категорий ὑπόστασις, πρόσωπον, ἐνυπόστατον, τρόπος ὑπάρξεως, προαίρεσις, сопряженных с богословским понятием «личность», в святоотеческих текстах III–XIV вв.
4. Описание основополагающих свойств богословского понятия «личность» в антропологическом аспекте.
5. Демонстрация необходимости существования адекватного богословского понятия «личность» для богословия обобщенных категорий82 и для уяснения положений различных сфер святоотеческого Предания, включающих аскетику и духовное руководство, а также для оценки различных педагогических, культурных и социальных явлений.
В диссертации применяются следующие основные методы и методологические принципы: этимологический и семантический анализ философских и святоотеческих терминов, связанных с понятием «личность» в историческо-богословском аспекте; сравнительный анализ отечественной и зарубежной литературы по исследуемой проблематике; синтез отобранных идей и теоретических положений; практическое применение богословского понятия человеческой личности к конкретному (культурно-историческому, психологическому, аскетическому и педагогическому) материалу.
Объектом исследования выступает понятие «личность» и смежные с ним понятия в христианской богословской мысли; предметом исследования является эволюция понятийного аппарата, представленного в святоотеческих текстах III–XIV вв., а также в трудах православных богословов и религиозных мыслителей XIX–XXI вв., обращавшихся к проблеме индивидуального или личного начала в Боге и в человеке.
Апробация результатов исследования
Отдельные темы исследования использовались автором при преподавании курса догматического богословия в СПбДАиС в 2003–2010 гг. Результаты диссертационного исследования излагалась автором в публикациях в научных журналах общим числом 36 (см. список статей) и в двух монографиях. Главной задачей книги Богословие личности в XIX–XX вв. (2014) является ретроспективный анализ православного богословия человеческой личности в XIX–XX вв., начиная с выдающихся русских академических богословов, мыслителей русского зарубежья и продолжая современными зарубежными и российскими православными богословами. Во второй монографии Святоотеческие категории и богословие личности (2014) проводится анализ развития смысловой нагрузки ряда древнегреческих терминов, использованных церковными мыслителями для описания сообразности личного человеческого и Божественного бытия. Этот анализ позволяет во второй части монографии описать несколько пар взаимодополняющих характеристик личности, отвечающих диалектической схеме «тезис- антитезис – синтез».
Результаты работы представлялись на электронном богословском сайте bogoslov.ru и обсуждались на всероссийских и международных научных форумах, в числе которых XXII ежегодная богословская конференция ПСТГУ (М., ПСТГУ, 2012); ежегодные межвузовские конференции молодых ученых «Бог. Человек. Мир» (СПб., РХГА, 2011–2013); Сретенская научно-практическая конференция «Психея и Пневма» (СПб., РХГА, 2012, 2013); межрегиональная научная конференция «Конфессии в зеркале науки: социальное служение, образование и культура» (СПб., РХГА, 2012); международные научные чтения памяти Л. С. Выготского (М., РГГУ, 2012); научно-богословская конференция «Церковь. Богословие. История» (Екатеринбург, ЕДС, 2013); международная научно-практическая конференция «Человек и религия» (Беларусь, Минск, БГУ, институт теологии им. свв. Мефодия и Кирилла, 2013); ежегодные Свято-Троицкие чтения (СПб., РХГА, 2013, 2014); семинар Общества православных психологов Санкт-Петербурга им. свт. Феофана Затворника (СПб., храм во имя Петра, митр. Московского, 2014); XVI International Patristic Conference (Oxford, 2011); The Еighth International Maynooth Patristic Conference on The Beauty of the Presence of God in the Fathers of the Church (Maynooth, 2012); Spiritual Guidance on Mount Athos (Cambridge, Madingley Hall, 2013).
Объем и структура работы
Объем диссертации составляет 721 страницу текста, она состоит из введения, пяти глав, разделенных на параграфы и подпункты, заключения, основных выводов и списка использованной литературы, включающего 1235 наименований.
* * *
Иоанн (Шаховской), архиеп. Ценность и личность. Минск, 2011. С. 258.
Harrison N. V. God’s Many-Splendored Image: Theological Anthropology for Christian Formation. Baker Publishing Group, 2010. P. 3.
Резник М. И. Смирение и послушание в контексте учений о личности XX в. Диссертация... кандидата психологических наук. М., 2005. С. 4.
Зеньковский В. В. Наша эпоха // Он же. Русские мыслители и Европа. М., 1997. С. 334.
Коман К., протопр. Священник Думитру Станилоэ: переводчик, истолкователь и продолжатель святоотеческой традиции // XVIII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. 2008. Т. 1. С. 73–81, здесь: с. 76.
Гильдебранд Д., фон. Новая Вавилонская башня. Избранные философские работы / Пер. с англ. и нем. А. И. Смирнова. СПб., 1998. С. 7–64, здесь с. 9.
Яннарас Х. Вера Церкви. Введение в православное богословие / Пер. с новогреч. Г. В. Вдовиной под ред. А. И. Кырлежева. М., 1992. С. 16.
Например, немецкий богослов К. Барт. См. также: Шичалин Ю. А. О понятии «личности» применительно к Триединому Богу и Богочеловеку Иисусу Христу в православном догматическом богословии // Вестник ПСТГУ. Богословие. Философия. М., 2009. Вып. 1 (25). С. 47–72.
Малер А. Персонализм православной аскетики и имперсонализм современных идеологий. URL: http://www.katehon.ru/html/club_katehon/arkadij_maler_publ.htm (дата обращения 23.04. 2014).
Зеньковский В. В. Россия и Православие. Киев, 1916. С. 18.
Летцев В. М. Личность как средоточие мировоззренческих исканий В. В. Зеньковского // Вопросы философии. 2003. № 12. С. 140–146, здесь: с. 144.
Papanikolau A. Being with God, Trinity. Apophaticism and Divine-Human Communion. University of Notre Dame Press, 2008. Р. 159–160.
Малков П. Ю. Ипостась: личность или индивидуум? // Он же. По Образу Слова. М., 2007. С. 7–25, здесь: с. 24.
Симеон (Брюшвайлер), архим. Тайна и измерение личности // Альфа и Омега. 2004. 1 (39). C. 155–169, здесь: с. 156.
Staniloae D. Theology and the Church. The Problems and Perspectives of Orthodox Theology. N. Y., 1980. P. 214. Автор опирался в основном на англоязычные переводы ряда цитируемых иностранных авторов прот. Д. Станилоэ, митр. И. Зизиуласа, Х. Яннараса и ряда других.
Разработанное христианством новое значение термина «ὑπόστασις», «конечно же, было укоренено в библейской традиции, но оно в то же время было не знакомо философской мысли», Мейендорф И., протопр. Человечество Христа. Пасхальная тайна // Богословский сборник. М., 2005. Вып. 5. С. 5–50, здесь: с. 13–14.
Шуфрин А. М. Развитие понятия «ипостась» у св. Василия Великого // Проблемы теологии. Материалы Третьей международной богословской научно-практической конференции, посв. 80-летию со дня рождения протопр. И. Мейендорфа. 2–3 марта 2006 г. Екатеринбург, 2006. Вып. 3. Ч. 2. С. 1–28, здесь: с. 5.
Лосский В. Н. Кафолическое сознание // Он же. Богословие и Боговидение. Сборник статей под ред В. Пислякова. М., 2000. С. 568–580, здесь: с. 570–571.
«Греческая классическая литература понимает свободного гражданина и раба в их личной целостности как живое тело. Однако личность только тогда получает исходную целостность, когда тело объединяется с душой (Исократ)», Лосев А. Ф. История античной эстетики. В 8-ми т. М., 1994. Т. 8. Кн. II. С. 520.
«Господь даровал нам свет откровения Персоны», Софроний (Сахаров), архим. Видеть Бога, как Он есть. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, 2009. С. 240.
Лосев А. Ф. Августин // «Августин: pro et contra». Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология / В. Сост. Селиверстов и др. СПб., 2002. С. 822–849, здесь: с. 825–826.
Штайн О. А. Маска как форма идентичности. СПб., 2012. С. 3.
Stokes M. C. One and Many in Presocratic Philosophy. Washington, 1971. P. 250.
Ratzinger J. Concerning the Notion of Person in Theology // Communio. Fall, 1990. Vol. 17. P. 439–454, здесь: p. 453.
Флоровский Г., прот. Блаженство страждущей любви (к 100-летию со дня рождения Ф. М. Достоевского) // Он же. Из прошлого русской мысли. М., 1998. С. 68–73, здесь: с. 70.
Гильдебранд Д., фон. Новая Вавилонская башня. С. 22–23.
Сабиров В. Ш. Любовь как Откровение Личности – Божественной и человеческой // Человек. 2003. № 6. С. 100–110, здесь: с. 103.
Zubiri X. Sentient Intelligence. The Xavier Zubiri Foundation of North America. Washington, D. C., 1999. Introduction. P. XVII.
Jacobs J. D. An Eastern Orthodox conception of theosis and human nature // Faith and Philosophy. 2009, 26 (5). P. 615–627, here: p. 623.
«Метафизические законы нашего бытия первичнее чем физические законы жизни», Философская антропология / Под. ред. С. А. Лебедева. М., 2005. С. 317.
Balthasar H. U. von. On the Concept of Person // Platonica Minora. Munich, 1976. P. 18–26, here: p. 18.
Например: Theology of Person in Eastern and Western Christianity, 21–24 October 2010, Bose, Italy.
См. например: Богословие личности / Под ред. А. Бодрова и М. Толстуженко. М., 2013; Махлак К. А. Богословие личности у Л. П. Карсавина. URL: http://www.mahlak.narod.ru/karsavin3.html (дата обращения 14.08. 2014).
Антоний Сурожский, митр. В доме Божием // Он же. Труды. В 2-х т. М., 2007. Кн. 2. С. 483–502, здесь: с. 495.
Он же. Человек перед Богом. М., 1995. С. 53; Он же. Человек перед Богом, вопросы брака и семьи. URL: http://www.mitras.ru/pered4/pb_412.htm (дата обращения 14.08. 2014).
Чурсанов С. А. Богословское понятие личности (πρόσωπον) в структуре методологической парадигмы православной психологии и педагогики // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. 2006. Вып. 2. С. 63–80, здесь: с. 76.
Подобно многозначным терминам «ὑπόστασις» и «πρόσωπον», введенным в богословский дискурс отцами Церкви
Виноградов В. В. Личность (Из истории слова «личность» в русском языке до середины XIX в. Материалы к истории слова «личность») // Он же. История слов. Около 1500 слов и выражений и более 5000 слов, с ними связанных. М., 1999. С. 271–307, здесь: с. 276.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии, М., 1940. C. 517.
Stern W. L. Person und Sache. System der philisiphischen Weltanschauung. In 3 Bänden. Leipzig, 1909, Erster band. Ablleutung und Grundlehre. Einführung; цит. по: Виноградов В. В. Личность. С. 275.
Виноградов В. В. Личность. С. 274–276.
Платон (Игумнов), архим. Православное нравственное богословие. ТСЛ, 1994. С. 17.
См., например: The Trinity: East/West Dialogue / Ed. M. Y. Stewart. Kluwer Academic Publishers, 2003; Terence I. A History of Western Philosophy: Classical Thought. Oxford University Press, 1989. P. 212–214.
Knight G. A. F. A Christian Theology of the Old Testament. London, 1959. P. 57–58, 96.
Ibidem. P. 58.
За исключением некоторых исследователей. Наиболее известны имена Ранера и Барта. Так, Барт в Church Dogmatics говорит, в частности, что предпочитает использовать в отношении к Троице понятие «модус существования» вместо термина «персона» (Barth K. Church Dogmatics. 4 volumes in 14 parts. Edinburgh: T & T Clark, 1975. Vol. I, 1. P. 359). Однако он, тем не менее, использует термин «person» в своем многотомном издании почти 1900 раз (!), относя его не только к человеку, но и ко Христу, и к Богу вообще (например, «second person of the Trinity», Barth K. Church Dogmatics. Vol. IV, 1. P. 52). Одновременно, предлагаемая самим же автором замена – «модус существования» применяется им гораздо реже (почти в 10 раз). Подобным же образом и К. Ранер, хотя ставит под вопрос адекватность богословского и пастырского применения термина «person», тем не менее, в своих Theological Investigations неоднократно обращается к самому термину и его производным: «personal decisions», «self-presence of person», «freedom of person», «personal self-fulfilment» и т. д. (см.: Rahner K. Theological Investigations. In 23 vols. London, 1963. Vol. 2. P. 197, 230, 246, 272); О предлагаемой Бартом замене понятия «person» на «seinsweisen» (образ существования) см.: McCall T. Theologians, Philosophers, and the Doctrine of the Trinity // Philosophical and Theological Essays on the Trinity. Oxford University Press, 2009. P. 336–349, здесь: p. 337; Мольтман отмечает, что «и Барт, и Ранер неверно поняли понятие “persona”, интерпретировав его индивидуалистически», Moltmann J. The Spirit of Life. London: SCM Press, 1992. P. 13–14; «неужели один модус существования Бога обращался к другому модусу, страдая на Голгофе?», Moltmann J. History and the Triune God. Contributions to Trinitarian Theology. London: SCM Press, 1991. P. 85. Фактически Барт «размывает различие между понятиями божественных “персоны” и “природы”», Ormerod N. The Trinity. Retreiving the Western Tradition. Marquette University Press, 2005. P. 126.
Мы здесь не затрагиваем серьезно взглядов тех исследователей, которых скорее стоит отнести к современному неоплатонизму, чем христианству, и для которых «персональность», как и для Плотина, недопустима в Боге и должна быть постепенно преодолена человеком. См., например, Armstrong A. H. Form, Individual and Person in Plotinus // Dionisius. 1977. Vol. 1. Dec. P. 49–68, here: p. 67–68.
Hunter S. Outlines of Dogmatic Theology. London, New York, Bombay, 1898, 1899, 1900. Vol. I, II, III.
Shedd W. Dogmatic Theology. N. Y.: Charles Scribner’s Sons, 1888, 1889, 1894, Vol. I, II, III (число употреблений термина «person» по томам соответственно: 705, 992, 401).
Dorner I., Lindsay А., Worthington S. History of the Development of the Doctrine of the Person of Christ. Edinburg, 1862–1865 (1868–1869, 1880–1897).
При этом «совершенство персональности» виделось «только в Боге», Illingworth R. Personality, Human and Divine. Bampton Lectures for 1894. London, 1894. P. 33.
Grillmeier A. S. Christ in Christian Tradition. N. Y., 1964.
Christian Dogmatics. Philadelphia / C. E. Braaten and R. W. Jenson (eds.). Fortress Press, 1946 (1952, 1971, 1973, 1984).
«The words hypostasis, prosopon and persona were equally applicable to the three Divine realities», Person // Catolic Encyclopedia. URL: http://www.catholic.org/encyclopedia/view.php?id=9193 (дата обращения 25.11. 2012).
A Catholic Dictionary / Ed. D. Attwater. Routledge & Kegan Paul, 1957. P. 644, 805–813.
Torrance T. F. The Christian Doctrine of God. One Being Three Persons. Edinburg: T & T Clark, 1996. P. 125.
Swinburne R. The Trinity // Philosophical and Theological Essays on the Trinity. Oxford University Press, 2009. P. 19–37. Здесь уместно вспомнить, что еще блаж. Августин отмечал, что «имя лица может обозначать не вид, а нечто единичное и индивидуальное (singulare atque individuum)», Смирнов Д. В. Индивид // Православная энциклопедия. М., 2009. Т. 22. С. 526–547, здесь: с. 546–547. См. также более обширную по содержанию работу этого же автора The Christian God, где он, в частности, не бесспорно рассуждает о «человеческой персоне» во Христе и о термине «воипостасный», Swinburne R. The Christian God. Clarendon Press, 1994. P. 212–215.
Olssen W. Personality: Human and Divine. London, 1884. P. 7; Teichman J. The Definition of Person // Philosophy. 1985. № 60. P. 175–185, здесь: p. 176–178, 184; Porter L. B. On Keeping “Persons” in the Trinity: a Linguistic Approach to Trinitarian Thought // Theological Studies. 1980. № 41.3. P. 530–548, here: p. 531, 533; Balthasar H. U. von. On the Concept of Person // Platonica Minora. Munich, 1976. P. 18–26, here: p. 18.
Moltmann J. History and the Triune God. Contributions to Trinitarian Theology. London: SCM Press, 1991. P. 88–89.
«Personhood», McGrath A. E. Christian Theology. Blackwell Publishing, 1993 (1996, 2001, 2007, 2011). P. 200.
Peters T. God as Trinity. Relationality and Temporality in the Divine Life. Westminister / John Knox Press, 1993. P. 35.
«Идея трех Персон в Боге должна быть рассматриваема как опасная» – в смысле тритеизма, Brunner E. The Christian Doctrine of God. In 3 vols. London, 1949. Vol. I. P. 227.
Welker M. Christian Theology: What Direction at the End of the Second Millennium? // The Future of Theology. Essays in Honor of J. Moltmann. USA, Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1996. P. 73–88, здесь: р. 77.
Ibidem. P. 76.
Прот. Д. Станилоэ, протопр. И. Мейендорф, прот. Г. Флоровский, митр. Иоанн (Зизиулас), Ю. Мольтманн, К. Ранер, К. Барт, Т. Торренс и др. (см.: Wainwright G. Back to the Future // The Future of Theology. Essays in Honor of J. Moltmann. USA, Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1996. P. 89–97, здесь: p. 94).
O’Collins G. The Holy Trinity: The State of the Questions // The Trinitу. An Interdisciplinary Symposium on the Trinity. Oxford University Press, 1999. P. 1–25, here: p. 23 (отметим здесь, что в этой современной, относительно небольшой статье термин «person» употребляется более 100 раз).
O’Collins G. The Tripersonal God. London, N. Y., 1999. P. 175.
Porter L. B. On Keeping «Persons» in the Trinity... P. 548.
Sopko A. For A Culture of Co-Suffering Love. The Theo-Anthropology of Archbishop Lazar Puhalo. Archive Publications, 2004. P. 32.
Bamford N. Deified Person. A Study of Deification in Relation to Person and Christian Becoming. University Press of America, 2012. P. 62, 71.
Maspero G. Trinity and Man. Gregory of Nyssa’s Ad Ablabium. Leiden, Boston, 2007. P. 124–125.
McDougall J. A. Pilgrimage of Love. Moltmann on the Trinity and Christian Life. Oxford University Press, 2005. P. 113–119; Muller-Fahrenholz G. The Kingdom and the Power. SCM Press, 2000. P. 132, 160–162.
The Cambridge Companion to Christian Doctrine / Ed. C. E. Gunton. Cambridge University Press, 1997. P. 112; The Forgotten Trinity. The Report of the BBC Study Commission on Trinitarian Doctrine Today. The British Council of Churches, 1989. Vol. 1. P. 19–25, here: p. 22.
Marsh C. In defense of a self: the theological search for a postmodern identity // Scottish Journal of Theology. Issue 03, August 2002. Vol. 55. P. 253–282, здесь: p. 253. См. также сборник статей: Persons: Human and Divine / Ed. P. Inwagen and D. Zimmerman. Oxford, 2007.
Sopko A. For a Culture of Co-Suffering Love… P. 25.
Balthasar H. U. von. On the Concept of Person. P. 22; «Христос не является человеческой персоной, ибо персональность не есть следствие принципов природы», Koterski J. Boethius and the Theological Origins of the Concept of Person // American Catholic Philosophical Quarterly, 2004. Vol. 78. № 2. P. 203–224, здесь: p. 223; «согласно мнению ряда современных ученых, “персона” есть не что иное, как “индивидуум”… но, на наш взгляд, греческие отцы отвергают подобное представление», Marcello La Matina. Analytic Philosophy of Language and the Revelation of Person. Some Remarks on Gregory of Nyssa and Maximus the Confessor // Studia Patristica. Leuven – Paris – Walpole, MA: Peeters, 2010. Vol. XLVII. P. 77–83, here: p. 83.
Согласно мнению кардинала Иосифа (Рацингера), как в Боге «персона есть чистая относительность», так и «человеческая персона есть событие относительности», причем «не на уровне природы», Ratzinger J. Concerning the Notion of Person in Theology // Communio. Fall, 1990. Vol. 17. P. 439–454, here: p. 444–445, 452; «В социальной философии Дж. Макмеррей персоны конституируются их взаимным отношением», Clapsis E. Becoming Human Through Relationships. Nov 17, 2011. URL: http://www.goarch.org/ourfaith/becoming-human-through-relationships/ (дата обращения 18.12. 2012).
Чурсанов С. А. Богословское понятие личности (πρόσωπον)... С. 76.
Сабиров В. Ш. Любовь как Откровение Личности – Божественной и человеческой // Человек. 2003. № 6. С. 100–110, здесь: с. 103.
Zubiri X. Sentient Intelligence. The Xavier Zubiri Foundation of North America. Washington, D. C., 1999. Introduction. P. XVII.
Малков П. Ю. К вопросу о присутствии… С. 77.
Под обобщенными категориями мы будем понимать категории предельного уровня обобщения. «В обыденном сознании действительно существуют категории сравнительно высокого уровня обобщения», Зарубко Е. Ю. Психосемантика обобщенных категорий в межсубъектном взаимодействии. Автореферат диссертации… кандидата психологических наук. Тюмень, 2010. С. 24.