Глава 7. Понятие человеческой личности в сербской богословской мысли XX века
Сербская богословская мысль в двадцатом веке в поиске ответов на проблемы современного мира живо вращалась вокруг темы личности Бога и человека. «Сербскому народу Бог дал двух великих людей» – преп. Иустина (Поповича) и свт. Николая (Велимировича), которые были людьми «живого примера и живого слова» и носили глубоко в своих сердцах трагические вопросы современного человека, «отвечая на них из глубины своего православного существа».893 Епископ Николай (Велимирович) – гениальный богослов с мировым именем, почетный доктор нескольких всемирно известных университетов,894 «величайший сербский церковный мыслитель», который называется порой даже «апостолом нашего времени».895 Преподобный архимандрит Иустин (Попович), относившийся к владыке Николаю как «к своему отцу и учителю»,896 также признается одним «из самых выдающихся современных отцов православного богословия»,897 «личностью подлинно святоотеческого размаха»,898 далеко превосшедшей границы Сербии.899 Отец Иустин «оставил после себя богатейшее богословское, философское и агиографическое наследие».900 Его богословские работы, по выражению академика Иоанна Кармириса, представляют вершину духовного самовыражения Сербской Церкви.901 Не случайно, что оба святых богослова сравниваются с «великими Отцами Церкви»902 и «вселенскими учителями»,903 принадлежащими всему миру.904
И хотя подробный анализ мыслей свт. Николая свидетельствует, что он говорил о человеческой личности «несистематическим образом», тем не менее, именно он «первым среди сербских богословов переместил понятие личности с уровня психологии и этики на уровень онтологии».905 Вслед за ним архимандрит Иустин уже систематически и глубоко проникает в тайну личности человека. Мы полагаем, что можно утверждать, что сербское богословие двадцатого века в лице свт. Николая (Велимировича), преп. Иустина (Поповича) и их преемников, «крупнейших сербских богословов и архипастырей»906 митр. Амфилохия (Радовича)907 и еп. Афанасия (Евтича),908 является органическим продолжением и развитием «персонального, ипостасного подхода»909 восточного православного богословия. При этом термин «личность» практически всегда оказывается синонимичен ипостаси, лицу, персоне910 в их халкидонском смысле. Несмотря на большое разнообразие мыслей и часто поэтический язык, сербское богословие личности двадцатого века позволяет провести обобщение и систематизировать его взгляды на основные свойства богословского понятия человеческой личности. Среди этих свойств: апофатичность (таинственность), сообразность Богу, логосность, обладание собственной природой, целостность, познавательная способность, свобода, уникальность, творчество и синергичность, динамизм, общение и кафоличность, перихоретичность, нравственность и любовь.
Апофатичность или таинственность личности
Согласно архим. Иустину, личность «неуловима для человеческих понятий, представлений, картин, символов».911 Т. е. понятие личности апофатично с богословской точки зрения. Она есть «бесконечно сложная тайна»,912 «тайна сама по себе и тайна Божия»,913 «изначальная загадка всего» созданного Богом мира.914 «Тайна всех тайн»,915 тайна человеческой личности представляет собой «поприще всех противоречий»,916 фокус «вечных проблем»917 и превращает человека в «самое сложное и самое загадочное»,918 «неисповедимое существо».919 Не случайно мысль главного систематизатора сербского богословия преп. Иустина часто обращалась к литературным трудам Ф. М. Достоевского, который считал, что «человек есть тайна», которую если «будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время».920 «В таинственную сущность человеческой личности, как в собирающую линзу, стекаются лучи всех физических и метафизических мистерий».921
Троица и Богочеловек – Первообразы личностного бытия
Сербские православные мыслители двадцатого века очень обильно и убежденно применяют термин «личность» в богословском его смысле, как к самому Богу, так и к человеку. Бог есть живая, вечная,922 «абсолютная и превосходная Личность»,923 Личность-субъект par excellence.924 Тайна личности имеет своим источником и обусловлена тайной Святой Троицы.925 «Отправной пункт троического богословия есть Личность», причем Божественная Сущность рассматривается как содержание Ипостасей-Личностей в Троице.926 Однако «до явления Богочеловека идея личности могла быть предугадываема как некая возможность; начиная с Него она – определенно данная реальность».927 Прежде всего, Христос есть Личность928 как второе Лицо Святой Троицы.929 Личность Христа всесовершенна, едина и неделима,930 бесконечна931 и исключительна,932 «вечно юна и нова».933 Ее «нельзя вместить в рамки двух-трех природных измерений»,934 и «все тайны Богочеловека Христа в своей сущности сводятся к тайне Его Богочеловеческой Личности».935
Понятие «Богочеловеческая Личность» соответствует святоотеческому термину «сложная ипостась» и «восходит к факту воплощения Сына и Логоса Божия, к соединению в Его Личности Божества и человечества»,936 указывая на «совершеннейший синтез» в Его Божественном Лице «сверхъестественного и естественного, небесного и земного, Божиего и человеческого».937 Бог Отец, как Человеколюбец, «на деле лично, самоипостасно… открыл и даровал во Христе»938 Свою любовь к нам. Но хотя Божественное Домостроительство и есть дело всей Святой Троицы, тем не менее «Личность Бога Слова в этом Домостроительстве… занимает особое место».939 Именно Логос, будучи Богочеловеком, представляет Собой совершенный образ, «икону Бога и человека»940 одновременно. Спасение человека совершено «Богочеловеческой Христовой Личностью»,941 оно есть по преимуществу Его «личное дело»,942 Его «личная миссия»,943 совершенная Им при благоволении Отца и со-действии Святого Духа. Это «личное, самотворящее (автургичное,944 по словам Святых отцов) явление живого библейского христианского Бога» в нашем человеческом «существе / бытии и есть полнота – πλήρωμα – Откровения Божия, сердцевина Христианства».945
«Животворящая Личность»946 Христа сравнивается сербскими богословами с евангельскими «Истиной»,947 «сокровищем» и «драгоценной жемчужиной» (Мф 6. 33),948 с «ключом богословия и философии»,949 «путем и путевождем из времени в вечность»,950 с новозаветными «учением»951 и «Церковью»,952 «наивысшей ценностью»953 и «сущностью» человеческой личности, созданной «по Его образу».954 «Сила»955 Личности Спасителя называется спасающей человека благодатью. Однако архим. Иустин подчеркивает, что имя Его, «Иисус = Спаситель (см.: Мф 1. 21) дано Богом» именно «Его Богочеловеческой Личности, а не Его делам или Его словам».956
Логосность человеческой личности – сообразность Христу
Святитель Николай (Велимирович) описывает каждого нового человека как «новое зеркало Бога»957 и неповторимую личность. То есть, в первую очередь, именно личность в человеке отражает его Богоподобие. Преп. Иустин, признавая «Богообразие» «сущностью» человека,958 признает его одновременно «ядром» человеческой личности-ипостаси.959 В том, что человек есть «личное начертание Бога»,960 состоит «первоевангелие, бессмертное благовестие».961
Хотя человек Бого-образен и «Духо-образен»,962 но и в теме сообразности человека Богу мысль сербских богословов вновь обращается к особой личной роли Сына Божия. «Бесконечное, идеальное совершенство личности» дано нам как «реальность в Богочеловеке Христе».963 Архим. Иустин цитирует о. Павла Флоренского, что именно в ««Сыне Человеческом» явлена каждому вся полнота его собственной личности».964 Тайна мира и человека «есть тайна Логоса».965 Таинственное бытие личности человека основывается и имеет пристанище и покой966 лишь в ее Первообразе – Личности Логоса, «Архитектора» нашей личности.967 «Богочеловек есть единственный логос, единственный разум, единственный смысл человека».968 Именно «в Лице Богочеловека» состоит «христообразная сущность» человеческой личности.969 Всякий человек есть «лично-логосный образ Логоса»,970 «живая икона Христа».971 «В этой логосности», «органической связи человеческой личности с тайной Богочеловека»972 таится как ее Христоцентричность,973 так и «источник неисчерпаемой силы» ее, проявляющийся «в многосторонней деятельности человеческого духа».974 И в любом человеке необходимо «ценить и любить превыше всего его личность» «ради любви к святейшей Личности Господа Творца».975
Соотношение личности и природы
Именование Личности Христа «Богочеловеческой»976 находит свой аналог в названии человеческой личности психофизической,977 как соединяющей в себе душу и тело.978 О. Иустин различает «центр и периферию» личности,979 поскольку мыслит личность неразрывно с ее природой. Личность человека – это собственно «Богообразный центр его существа»,980 «центр души, и воли, и познания, и тела».981 А человеческие тело и душа, наряду с нетварными энергиями, рассматриваются как «составные части личности».982
И хотя порой может показаться, что в некоторых текстах понятие личности отождествляется до неотличимости с целостной природой человека, но все-таки личность и природа, при всей тождественности по единству образуемого ими бытия, антиномически различаются. Так, сложная природа человека называется «психофизическим содержанием» личности983 или ее наполнением.984 Свт. Николай находит даже возможным сформулировать суть духовной новозаветной борьбы как «борьбу между «Что» и «Кто»»,985 а преп. Иустин, анализируя «Братьев Карамазовых», описывает становление субъектно-личностного отношения человека к природе: «природа это есть то, что должно быть превзойдено».986 Полнота жизни и переживаний человека несводима даже к высшей жизнедеятельности его природы:987 страдание глубже природы человеческого ума,988 хотя при этом ум как таковой «имеет судьбоносное значение в царстве человеческой личности».989 И если быть подлинным человеком – значит «правильно осуществлять в себе лик Богочеловека Христа»,990 и именно Христос есть «откровение истины о человеке»,991 то соотношение личности человека с его сложной природой подобно отношению ипостаси Логоса с Его двумя природами; отношению, в котором нет «исчезновения или умаления» ни одного из начал.992
Целостность
Соответствие человеческой личности ипостасному бытию Бога определяет собой практически все остальные ее свойства. Так, Личность Логоса, целостно соединившая в Себе «Божество и человечество»,993 есть основание целостности и гармонии личности Адама.994 И хотя «соединение по ипостаси» Божества и нашей природы осуществлено «только в Лице Христа», а мы, благодаря ипостасному соединению Христа, «соединяемся только с энергией Божией»,995 тем не менее, жизнь и целостность человеческой личности «онтологически невозможны без личного участия» Лиц Триипостасного Божества.996 Вне Бога нет и целостности личности человека: «человек рассыпан, разбит, расчленен».997
«Целостность и целесообразность человеческой личности»998 непосредственно связаны между собой. Цель человеческого существа – постепенно стать «совершенным, как Бог Отец», стать «богочеловеком по благодати, достигнуть… охристовления, отроичения».999 Цельность, гармонию и полноту» личность человека обретает лишь в благодатно-таинственном срастворении (= соединении) с Богочеловеком Христом».1000 Святые, как «христоносные», «святые личности»,1001 достигшие этой цели,1002 «ологосены, то есть навеки соединены со всеми вечными свойствами Бога Слова».1003 «Всецелая реальность их личностей» обожена1004 и достигла «целостности».1005
Познавательная способность
«Там, где существует высший разум, существует и личность, которой этот разум принадлежит».1006 Согласно преп. Иустину, «центральной гносеологической проблемой» является «проблема личности».1007 Сама способность к познанию и самопознанию рассматривается свт. Николаем (Велимировичем) как свойство личности. Так, он говорит, что «ангелы подобны людям в силу того, что они являются личностями, и каждый из них лично осознает самого себя».1008 «Познание – плод на дереве личности»,1009 какова личность – таково и познание.1010 Подобное познается подобным ему.
Тайна человеческого познания, загадка само-сознания,1011 как и сама тайна человеческой личности, коренятся в «Личности Богочеловека Христа».1012 Так, поскольку Личность и сознание Христа не имеют пределов, то не имеют пределов личность, познание и само-познание человека.1013 Именно Бог-Слово, обитая в Адаме до грехопадения, давал ему «способность к познанию».1014 Истинное самопознание является также истинным богопознанием и наоборот. «Сам факт сознания невозможен без Богосознания».1015 И поскольку в Боге имеет место абсолютное взаимное ведение Ипостасями Друг Друга, то и человеческое знание носит «межличностный, коммуникативный характер».1016 «Личный опыт»1017 и «личная встреча» со Христом1018 оказываются ключевыми для начала подлинных Бого- и само-познания.1019 И хотя современные исследователи ставят под сомнение возможность буквального отождествления «сознания» субъекта с самим субъектом, как «носителем сущности», подчеркивая лишь их соотнесенность,1020 тем не менее, сербская богословская мысль акцентирует внимание на том, что как знание, так и само-познание и со-знание в человеке проистекают именно из со-образности человека Богу в личном бытии.1021
Человек «выражает целостность своей личности, прежде всего, через целостное познание». Подлинное познание определяется как акт «всей личности человека, а не какой-то одной части его».1022 Принцип гносеологической целостности составляет основу критики рационализма, как «анархичного отступника» и «самопроизвольного фрагмента», который вне целостной личности «не имеет ни полной жизни, ни целесообразной деятельности» и оказывается «не в состоянии прийти к познанию Истины»,1023 ибо «Истина – это Кто, а не что».1024
Свобода
Мысль сербских богословов двадцатого века обращается и к проблеме «величия свободы личности»,1025 к «грандиозности», «необозримости»1026 дара человеческой свободы, к той проблеме свободы, которая не может быть решена без Бога.1027 Преп. Иустин утверждает, что «личность – это, прежде всего, свобода ко Творцу, от Творца, по Творцу»,1028 это самостоятельность человека от Бога. Человеческая личность обладает свободой согласно сообразности Божественной свободе.1029 «Свободная воля», с одной стороны, есть некий «фундамент личности», а с другой – она же есть «творческая и связующая сила личности... Вне свободы нет человека и быть не может».1030
В Своей «Божественной деликатности» Творец оказывает «бесконечное уважение человеческой личности и человеческой свободе»1031 и вручает нам «Богообразную свободу» над нашими душой и телом, т. е. над нашей природой. Эта «единственно наша», в полном смысле этого слова, свобода личности является основанием динамики развития наших отношений с Богом и другими людьми, динамики обожения и преображения, включая рост и углубление в нас и самой нашей свободы.1032
Свобода личности человека видится как свобода во взаимном познании и «взаимодействии с другими личностями – Богом и людьми»,1033 а также в свободе «от мира, от демонов и от себя»1034 самого, в смысле Богоподобного господства над собственной природой и окружающим миром. Однако подлинная свобода далека от произвола. Самовольство отнюдь не утверждает личность, но разрушает ее и вводит в рабское, подчиненное состояние «аду и земле».1035 «Природа и ее динамизм» не являются врагами человека и вовсе не должны «быть уничтожены, но могут быть употреблены во зло»,1036 противоестественно, при неверной актуализации свободы личности.
Уникальность, творчество и синергичность личности
Хотя человеческой личности свойственна непрерывная динамичность, обусловленная свободой распоряжения имманентными ей силами души и тела, в этой ее динамике личность остается тождественной себе в течение всей жизни.1037 Более того, «преемственность» нашей неповторимой1038 личности сохраняется «и в загробной жизни»1039 и после всеобщего воскресения мертвых.1040
Как уникальна сама по себе и неповторима в своих действиях, направленных к нам,1041 каждая из вечных, несозданных Ипостасей Троицы, так, согласно принципу Богообразности, уникальна, неповторима1042 и единственна личность каждого человека, «абсолютно незаменимая ничем другим»1043 и никем другим. Причем, как мы еще увидим далее, несмотря на свойство перихоретичности, даже при самом тесном соединении с Богом, наша «личность не утрачивает свою индивидуальность и неприкосновенность».1044
Как ипостасная уникальность и свобода Лиц Троицы явлена нам в постоянно изливаемой из Божественных Личностей творческой силе,1045 находящей свое отражение, в первую очередь, во всякий раз новой и уникальной личности каждого нового человека,1046 так «Божественное творчество» продолжается в истории, но уже в соучастии, соработничестве со свободной личностью человека.1047 «Путем динамического синергизма» человек «должен стремиться к своей конечной цели и полноте Бытия, становясь, таким образом, сотворцом Бога по отношению к себе и окружающему миру».1048 Это «межличностная» созидательная деятельность людей и Бога, «син-энергизм», творческая «кооперация живых и свободных личностей»,1049 уникальность которых создает богатое пространство для совместного творчества, из которого «созидается христианская личность»1050 во всей ее неповторимости. «Соработничество Божией благодати и богоподобной свободы человека… происходит по законам Богочеловеческой Личности Христа, действующим в Богочеловеческом, Христовом Теле – в Церкви»,1051 как оптимальном месте реализации синергии.
Динамизм
Динамичность личности человека покоится вновь на ее Богообразности и «объясняется трансцендентной ее причинностью».1052 Личное дело или домостроительство Сына, простирающееся к нам, предназначено для придания динамике нашей личности верного направления, чтобы обезображенный грехом «и в то же время богообразный человек» имел возможность «возрастать в меру полного возраста Христова… Вот богочеловеческое развитие (эволюция) человека».1053 Согласно преп. Иустину, для человечества нет возможности подлинного прогресса вне и без Личности Богочеловека Христа.1054 Во Христе, в Его Церкви «на все времена показан путь построения христианской личности».1055 Причем правильная динамика личности направлена на ее собственное совершенствование. Именно личность есть «то, что должно расти»1056 в нас, границы ее должны «все более и более расширяться».1057 Вместе с личностью растет и ее природа, ее «существо»,1058 ее знание. Познание и само-познание личности еще раз оказывается не столько прерогативой чистого ««разума», сколько прерогативой свободы личности, поэтому всегда остается живым и динамичным».1059 Повторяя мысль Ф. М. Достоевского, преп. Иустин пишет, что «личное самосовершенствование не только начало всему, но и продолжение всего и исход».1060
Жития святых призваны наглядно показать, «как совершенная человеческая личность, совершенный человек строятся и образуются»,1061 как динамика личности меняет свой вектор от слепого и разрушительного для личности эгоцентризма на созидательный для нее «теоцентризм».1062 Жизнь в целом убедительно показывает, что человек действует в своей личной и общечеловеческой истории «как творческое существо, одаренное исключительным динамизмом».1063 С точки зрения верующего наблюдателя, можно говорить об исторической «эпопее кристаллизации личного и национального характера»1064 христианских народов, о «постоянном созидании личности, нового человека»1065 с помощью Христовой веры. Именно «религия становится средством… расширения, углубления, обесконечивания человеческой личности».1066 Динамизм человеческой личности направлен к созиданию так называемой «всечеловеческой личности»,1067 подобной Личности Христа в своей всеобъемлющей любви.
Однако свобода человеческой личности открывает возможность и отрицательной ее динамики. Так, в результате грехопадения «личность обесценена и разорена», человек стал вещью.1068 Грех ведет к личностной «дезинтеграции», к «обезличиванию личности» человека.1069 Свою свободу и власть личность в состоянии греха уступает сатане, который «восседает, как царь, на троне человеческой личности – на уме, и обладает всем человеком, всеми его познавательными способностями, всеми понятиями и знаниями».1070 Вместо креативной и подлинно свободной синергии личностей Бога и человека возникает разрушительная синергия «комбинированного человеческого духа с греховным духом сатаны».1071 В подобной динамике состоит «экзистенциальная угроза обезличивания и бессмысленности всего человеческого»1072 бытия.
Общение, кафоличность и перихоретичность личности
Кроме того, сербская богословская мысль двадцатого века определяет человеческую личность как призванную к соборности,1073 т. е. имеющую онтологическую потребность в общении с себе подобными. Человек как личность «существует в отношениях»1074 и по образу Троичной гармонии Ипостасей интуитивно стремится к «симфонии личностей».1075 Личность человека органически связана с обществом, а общество – с каждой отдельной личностью. Сообщность людей, как «собор реальных личностей»,1076 может стать образом внутри-троичного бытия в динамике Божественной любви.
Однако достижение подобного идеала возможно лишь в Теле Богочеловека – в Его Церкви. Разобщенность личностей, раздробленность человеческой природы могут быть преодолены благодаря Божественной икономии Сына и Духа, осуществляемой в Церкви. Во-первых, «только Апостольская Православная Церковь сохранила» и может сохранять «животворную и незаменимую Личность Богочеловека Христа».1077 Во-вторых, встреча и «сопребывание»1078 личности человека с Христом «совершается Духом Святым»,1079 Который, пребывая в Церкви и в ее членах, становится «собирателем» нашей личности,1080 «соединяет нас и Бога меж-личностно».1081 Вот почему свт. Николай (Велимирович) констатирует, что «личность единственно возможна в Церкви»,1082 т. е. верное направление своей динамики, подлинную соборность и кафоличность, приснодвижная личность человека обретает лишь в лоне Церкви, которая есть «Богочеловеческое тело и Богочеловеческое общение Триипостасного Бога с личностными разумными существами», «общение обожения»,1083 «общение личностей» Божественных и тварных.1084
Характеристика Церкви как тела «не должна быть понята в смысле естественного безличностного тела или «общественного организма»».1085 Человеческие личности не только не стираются и не нивелируются в Церкви, но углубляют свою уникальность, «расцветают в соборности»,1086 становятся «настоящими».1087 «Соединяясь с Богочеловеком, человек не утрачивает своей личности, ибо богочеловеческое равновесие обусловлено Самой Личностью Богочеловека Христа».1088 Церковь является «единым множеством тварных ипостасей».1089 Она есть то духовное пространство, в котором реализуется ипостасно-природный перихоресис Бога и человека, «Богочеловеческий перихоресис» – взаимопроникновение1090 и динамика общения.
Христос, благодаря воплощению, «Ипостасью Своей содержит в органическом единстве человеческую природу и имеет нас, людей, в вечной Ипостаси Своей».1091 Важно подчеркнуть, что характер содержания Ипостасью Христа людей-христиан природно-ипостасный. Личности не сливаются при этом, а общая человеческая природа служит средством их единения. Посредством таинств, особенно святой Евхаристии, Богочеловек одновременно становится содержанием и нашего «я». «Воплощение от Святой Девы представляется фактом, из которого проистекает и разрастается непрестанное воплощение Сына Божия в душах верных и святых».1092 Нетварная энергия «постепенно проникает содержание», т. е. природу, человеческой личности, и «становится ее природой – естественно и пренасыщенно1093».1094 Именно этот обоюдосторонний процесс открытия навстречу друг другу личностей христианина и Христа подразумевается в словах архим. Иустина о «личном со-воплощении Богочеловеку Христу», «срастании» и «привитии» нашей личности и всего ее содержания Богочеловеку.1095 «Все Его стало нашим, лично моим и лично твоим»,1096 но, одновременно, «нет у тебя ничего собственного… и ты не свой, а Христов, и лишь через Него свой для самого себя».1097 При этом, подчеркнем еще раз, человек остается самостоятельной свободной личностью, хотя всем существом пребывает во Христе. «Точно так же и Господь обитает в человеке, не теряя ничего от полноты Своей Богочеловеческой Личности».1098 «И так же, как Он имеет нас в Себе, так и мы имеем Его в нас», будучи «сотелесниками»1099 Христа,1100 одновременно «органически и лично»1101 общаясь с Его Личностью.
Так, посредством ипостасно-природного, кафолического общения человека и Бога, осуществляется «преображение человеческого лично-соборного и космического бытия».1102 Горизонтальный аспект кафоличности включает в себя единство людей между собой и с тварным миром. «В мистическую ткань личности Адама» (понятие «ткань личности» есть синоним ее природы и энергий) «введены не только все люди, но и вся тварь». Личность человека есть некий фокус бытия мира, проводник нетварных энергий в мир: «от него зависит и жизнь, и смерть всех тварей»1103. Христианин «становится кафоличным (всецелым) обиталищем, и домом, и храмом Божиим».1104
Нравственность и любовь
Нравственность и высшее ее проявление – любовь – являются также, согласно сербским мыслителям, свойствами личного бытия человека. Кафоличность человеческой личности приводит человека к «ответственности за все и за вся».1105 Проблема добра и зла «окончательно и совершенно решается в Личности Богочеловека Христа». Именно Личность Христа есть «единственный непогрешимый критерий» нравственности,1106 Она являет Собой «призыв в божественное добро»,1107 будучи Сама совершенным Добром.1108 Собственно говоря, ни нравственность, «ни любовь, ни ненависть не могут существовать вне личности»,1109 и лишь во Христе человеческая личность познает «в точности и тайну добра, и тайну зла».1110
В рамках соотношения личности и ее природы, нравственность и любовь выражаются согласно принципу «обладания природой и ее энергиями и волей «не для себя». «Тайна человеческого естества заключается не в том, чтобы только жить, но в том, для чего жить»,1111 для кого. «Отвержение себя – это по существу внутренний, непосредственно личный, субъективный акт».1112 Личность человека достигает вершин нравственности тогда, «когда человек мыслит, чувствует и действует не для себя самого»,1113 усваивая образ бытия, характерный Самим Божественным Личностям-Ипостасям в Их внутри-троичном перихоресисе любви. Любовь в высшем смысле этого слова есть любовь «личности к личности».1114 Троичное общение абсолютных и совершенных Личностей есть «любовь совершенная».1115 Любовь составляет «сущность, содержание и стержень личности», и без любви нет и личности.1116 Божественная личностная, неповторимая «любовь… явлена миру в личности Иисуса Христа, Богочеловека».1117 Именно любовь оказывается той единственной силой, которая открывает лицо Божие человеку. Т. е. любовь есть и суть, и средство Откровения. И той же «любовью открывается возможность для личного общения и общности»1118 как между человеком и Творцом, так и между людьми. Благодатная любовь «синтезирует»1119 личность, становится ее «сущностью», делая ее способной «к личному, теснейшему общению с Богом».1120
И еще одно свойство личности, вытекающее непосредственно из ее способности к любви, а также из свойства перихоретичности, называется преп. Иустином «принятием на себя лица» другой личности или условным «воплощением в другого». Что это значит? Известно, что Св. Писание неоднократно прибегает к методу «личной подстановки», применявшемуся еще в древнегреческой литературе и носившему буквальное название «лицетворения» – «προσωποποία».1121 Так, описывая состояние грешника, апостол Павел, условно поставляя себя на место мучающегося от власти греха человека, от его лица произносит: «Бедный я человек» (Рим 7. 24).1122 Когда речь идет о икономии Сына Божия, то преп. Иоанн Дамаскин различает два вида усвоения Логосом человеческого бытия: «одно – естественное и существенное (φυσικὴ καὶ οὐσιώδης), а другое – личное и относительное (προσωπικὴ καὶ σχετική)». Первое соответствует вечному усвоению Логосом человеческой природы, второе же, «относительное усвоение», соответствует тому, что «по соучастию и любви» Он принимает на Себя «наше лицо».1123 «Соответственно этому, Господь усвоил Себе и проклятие, и хулу и оставленность Богом».1124 Прот. Станилоэ, размышляя о тайне Троичного бытия, говорит, что «каждое Божественное «Я» ставит другие «Ты» на место Себя».1125 «Любовь переносит любящего в любимого», ищет воплощения в другом,1126 «переносит себя в других людей», что соответствует Богочеловеческому принципу жизни,1127 утверждающему бытие всякой иной личности.
Заключение
Проанализировав сочинения выдающихся православных сербских богословов двадцатого века, мы можем утверждать, что их воззрения на понятие человеческой личности принадлежат единому руслу богословского течения неопатристики, позволяют провести определенную систематизацию и вычленить основные характерные свойства этого понятия, основанного на понятии Божественной ипостасности. Личность есть одно из ключевых понятий сербского богословия двадцатого века, применимое как к Лицам Троицы, к Сыну Божию в Его воплощенном состоянии, так и к человеку, как иконе Бога. Личность объемлет другие личности посредством природного единства и сама объемлется другими личностями в силу того же единства. Выражения, подобные тому, что Спаситель «внес в Крест всю Свою Личность», «благодаря чему Крест стал знамением Сына Человеческого»,1128 отражают свойство личности усваивать как собственное иное бытие, не устраняя при этом самобытности этого иного бытия (будь оно личное или безличное) и, тем самым, избегая соблазна пантеистического смешения индивидуальностей.
Обобщая основные положения сербского богословия личности в двадцатом веке, мы хотели бы согласиться с возможностью богословского синонимичного употребления понятий «ипостась» и «личность» как в Триадологии, так и в антропологии. Центральной мыслью здесь представляется со-образность Ипостаси-Личности Сына Божия и личности всякого человека. Подчеркнем, что понятия «Богочеловеческая Личность» и «психофизическая личность» могут адекватно быть использованы с целью обозначения единства бытия личности и ее природы. Интересным представляется соотнесение термина «αὐτουργός» – «автургичный» с идеей личного действования и понятия «сознания» со способностью личного само-познания. Синергичность динамики человеческой личности коренится в Троичной гармонии любви между Лицами Троицы, а идея «со-воплощения» объекту любви, хотя и должна быть использована с богословской осторожностью, в понимании условности этого выражения, тем не менее, отражает открытость личности и перихоретичность ее в общении.
* * *
Афанасий (Евтич), еп. Отец Иустин. С. 36.
Прийма И. «Блаженны вы, плачущие сегодня с Россией…». С. 55.
Иоанн Сан-Францисский, архиеп. Светлой памяти Преосвященного Епископа Николая. С. 3. См. также: Сербский Златоуст. Житие Св. отца Николая. С. 282.
Афанасий (Евтич), иеромон. Жизнеописание отца Иустина. С. 39–40.
Нектарий (Радованович), иеромон. По страницам богословских трудов архимандрита Иустина (Поповича). С. 29–30.
Холмогоров Е. Преподобный Иустин (Попович). Церковность. http://www.romanitas.ru/content/popovich/life.htm
Amfilohije (Radovic), hieromonk. Eulogy in Memory of the Blessed Fr. Justin. Pp. 26.
Якушкина Е. И. От редакции. С. 3.
Кармирис И. Предисловие к греческому изданию книги прп. Иустина (Поповича). С. 7.
Сербский Златоуст. Житие Святого отца Николая. С. 281.
Холмогоров Е. С. Преподобный Иустин (Попович). Церковность. http://www.romanitas.ru/content/popovich/life.htm
Нектарий (Радованович), иером. По страницам богословских трудов архимандрита Иустина (Поповича). С. 35.
Варнава (Дамьянович), архидиак. Жизнь и творения свт. Николая епископа Охридского и Жичского. С. 140–141.
Числов И. Предисловие к русскому читателю. С. 5.
Выдающийся богослов, «доктор богословия Honoris Causa Московской духовной академии», «член Союза писателей Сербии и Черногории», перу которого принадлежат богословские переводы, «многочисленные научные работы, очерки и проповеди», Биография и сочинения Амфилохия (Радовича), митр. http://www.bogoslov.ru/persons/264957/index.html
«Епископ Афанасий – крупнейший богослов современности, ученый с мировым именем», автор множества богословских трудов, переводчик Священного Писания и святоотеческих текстов, Андрей (Шестаков), инок. Предисловие: об авторе. С. 8–9.
Афанасий (Евтич), еп. Каппадокийские отцы. http://www.pravoslavie.ru/put/3165.htm
Афанасий (Евтич), иером. Экклезиология апостола Павла. С. 26, 215; Афанасий (Евтич), еп. Протология и эсхатология у св. Максима Исповедника. http://www.patriarchia.ru/db/print/57603.html; Афанасий (Евтич), еп. Православная вера и жизнь. Догма и этика в православии. http://www.bogoslov.ru/text/1243083.html
Иустин (Попович), прп. Из статей. С. 271.
Иустин (Попович), прп. Проблема личности и познания по учению святого Макария Египетского. С. 235–237.
Афанасий (Евтич), еп. О человечности и бесчеловечности. http://www.pravoslavie.ru/jurnal/722.htm
Иустин (Попович), прп. Достоевский о Европе и славянстве. С. 24.
Иустин (Попович), прп. Подвижнические и богословские главы. С. 136.
Иустин (Попович), прп. Достоевский о Европе и славянстве. С. 40.
Там же. С. 115.
Иустин (Попович), прп. Православная Церковь и экуменизм. С. 5.
Иустин (Попович), прп. Подвижнические и богословские главы. С. 130–131.
Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в 30 томах. Т. 28. Ч. 1. С. 63.
Иустин (Попович), прп. Проблема личности и познания по учению святого Макария Египетского. С. 235–237.
Николай (Велимирович), свт. Алфавитные главы. http://www.portal-slovo.ru/theology/37701.php
Николай Сербский, свт. Библейские темы. С. 206; Иустин (Попович), прп. Философские пропасти. С. 69.
Афанасий (Евтич), еп. Пролегомены к исихастской гносеологии. С. 98.
Иустин (Попович), прп. Проблема личности и познания по учению святого Макария Египетского. С. 258, 242
Амфилохий (Радович), архим. «Филиокве» и нетварная энергия Святой Троицы по учению святого Григория Паламы. С. 430.
Иустин (Попович), прп. Проблема личности и познания по учению святого Макария Египетского. С. 259.
Иустин (Попович), прп. Подвижнические и богословские главы. С. 128–129.
Иустин (Попович), прп. Догматика Православной Церкви. Сотериология. С. 254.
Там же. С. 7, 303–305. О неделимости личности см. также: Иустин (Попович), прп. Философские пропасти. С. 236.
Иустин (Попович), прп. Догматика Православной Церкви. Сотериология. С. 9.
Николай Сербский, свт. Верую. Вера образованных людей. http://lib.eparhia-saratov.ru/books/13n/nikolay/belief/contents.html
Иустин (Попович), прп. Верховная ценность и верховное всемерило. С. 447.
Николай Сербский, свт. Феодул или раб Божий. С. 267.
Иустин (Попович), прп. Догматика Православной Церкви. Сотериология. С. 258–259.
Афанасий (Евтич), еп. Православная вера и жизнь. Догма и этика в православии. http://www.bogoslov.ru/text/1243083.html
Иустин (Попович), прп. Философские пропасти. С. 261–262.
Афанасий (Евтич), еп. О человечности и бесчеловечности. http://www.pravoslavie.ru/jurnal/725.htm
Амфилохий (Радович), митр. Богочеловек как Альфа и Омега воспитания. С. 135.
Иустин (Попович), прп. Подвижнические и богословские главы. С. 147.
Иустин (Попович), прп. Догматика Православной Церкви. Сотериология. С. 7–8, 62.
Иустин (Попович), прп. Толкование на 1-е соборное послание Святого апостола Иоанна Богослова. С. 128; Афанасий (Евтич), иером. Экклезиология апостола Павла. С. 88, 98.
Николай Сербский, свт. Миссионерские письма. С. 204.
Одно из значений термина «αὐτουργός», приводимых в словаре Лампа, – «личная» забота, «личное» попечение, Lampe G. W. A Patristic Greek Lexicon. P. 273; PG 71. 716 C.
Афанасий (Евтич), еп. Православная вера и жизнь. Догма и этика в православии. http://www.bogoslov.ru/text/1243083.html
Иустин (Попович), прп. Философские пропасти. С. 72.
Иустин (Попович), прп. Православная Церковь и экуменизм. С. 42, 44.
Иустин (Попович), прп. Догматика Православной Церкви. Сотериология. С. 301.
Афанасий (Евтич), еп. Пролегомены к исихастской гносеологии. С. 87–88.
Иустин (Попович), прп. Внутренняя миссия нашей Церкви. С. 212.
Иустин (Попович), прп. Догматика Православной Церкви. Сотериология. С. 258–259; см. также: Николай (Велимирович), свт. Что писал Господь Иисус Христос перстом на земле? http://www.portal-slovo.ru/theology/43686.php
Иустин (Попович), прп. Православная Церковь и экуменизм. С. 9.
Иустин (Попович), прп. Философские пропасти. С. 71.
«κατὰ τὴν εἰκόνα τὴν ἑαυτοῦ», Макарий Египетский, прп. De libertate mentis. PG 34. 968 A. Ср.: PG 34. 605 А, 624 А, 557 А.
Николай Сербский, свт. Беседы (часть вторая). С. 250.
Иустин (Попович), прп. Догматика Православной Церкви. Сотериология. С. 271–272.
Николай Сербский (Велимирович), свт. Мысли о добре и зле. С. 575.
Иустин (Попович), прп. Подвижнические и богословские главы. С. 147.
Здесь, как и обычно, преп. Иустин употребляет термины «ипостась» и «личность» как синонимы.
Афанасий (Евтич), еп. О человечности и бесчеловечности. http://www.pravoslavie.ru/jurnal/719.htm
Иустин (Попович), прп. Святые иконы. С. 339.
«κατὰ τὴν εἰκόνα τοῦ Πνεύματος», Макарий Египетский, прп. Homiliae, PG 34. 796 С. Ср.: PG 34. 656 А.
Иустин (Попович), прп. Проблема личности и познания по учению святого Макария Египетского. С. 259.
Флоренский П., свящ. Столп и утверждение истины. С. 230. Ср.: Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. С. 72.
Бесирович К. Встреча с архимандритом Иустином. С. 69.
Николай (Велимирович), свт. Повесть о земле недостижимой. С. 9.
Иустин (Попович), прп. Христианство по учению преподобного Макария Египетского. http://www.hesychasm.ru/library/makari/iust_mak.htm
Иустин (Попович), прп. Верховная ценность и верховное всемерило. С. 447.
Иустин (Попович), прп. Проблема личности и познания по учению святого Макария Египетского. С. 263.
Афанасий (Евтич), еп. Пролегомены к исихастской гносеологии. С. 110–111.
Афанасий (Евтич), еп. Святейший Патриарх Сербский Павел. http://www.pravoslavie.ru/put/33614.htm
Амфилохий (Радович), митр. Антропологическая основа воспитания и образования. С. 134.
Иустин (Попович), прп. Проблема личности и познания по учению святого Макария Египетского. С. 309; Свт. Николай говорит об «обращенности» человеческого «лица к Богу», Николай (Велимирович), свт. Мысли о добре и зле. http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=245
Иустин (Попович), прп. Из статей. С. 272.
Николай (Велимирович), свт. Повесть о земле недостижимой. С. 9.
Афанасий (Евтич), еп. О человечности и бесчеловечности. http://www.pravoslavie.ru/jurnal/719.htm
Афанасий (Евтич), еп. Пролегомены к исихастской гносеологии. С. 95.
Там же. С. 116–117.
Иустин (Попович), прп. Достоевский о Европе и славянстве. С. 103.
Иустин (Попович), прп. Путь Богопознания. Гносеология преп. Исаака Сирина. С. 38–39.
Иустин (Попович), прп. Проблема личности и познания по учению святого Макария Египетского. С. 240.
Иустин (Попович), прп. Догматика Православной Церкви. Эсхатология. С. 112.
Иустин (Попович), прп. Христианство по учению преподобного Макария Египетского. http://www.hesychasm.ru/library/makari/iust_mak.htm. О. Иустин говорит как о «составных частях» личности, так и о ее «наполнении» и «содержании», Иустин (Попович), преп. Святые мощи. http://blagodat-hram.prihod.ru/creaturecat/view/id/8566; Иустин (Попович), прп. Проблема личности и познания по учению святого Макария Египетского. С. 284.
Иустин (Попович), прп. Достоевский о Европе и славянстве. С. 107.
Николай Сербский, свт. Библейские темы. С. 208–209.
Иустин (Попович), прп. Достоевский о Европе и славянстве. С. 40.
хотя и не отрывается в философско-экзистенциальном ключе от нее.
Иустин (Попович), прп. Достоевский о Европе и славянстве. С. 45.
Иустин (Попович), прп. Путь Богопознания. Гносеология преп. Исаака Сирина. С. 19.
Зандер Л. Новая книга о Достоевском как введение в православное мировоззрение. С. 152.
Афанасий (Евтич), еп. Пролегомены к исихастской гносеологии. С. 93–94.
Афанасий (Евтич), иером. Экклезиология апостола Павла. С. 209.
Афанасий (Евтич), еп. Православная вера и жизнь. Догма и этика в православии. http://www.bogoslov.ru/text/1243083.html
Иустин (Попович), прп. Проблема личности и познания по учению святого Макария Египетского. С. 242.
Афанасий (Евтич), еп. Приступит человек и сердце глубоко. http://www.pravoslavie.ru/sretmon/uchil/evtich1.htm
Иустин (Попович), прп. Проблема личности и познания по учению святого Макария Египетского. С. 258.
Иустин (Попович), прп. Учение о Святом Духе в Церкви. С. 78–79.
Иустин (Попович), прп. Достоевский о Европе и славянстве. С. 106–107.
Иустин (Попович), прп. Из писем. С. 186–187.
Иустин (Попович), прп. Проблема личности и познания по учению святого Макария Египетского. С. 309.
Иустин (Попович), прп. Что такое святость и зачем православному христианину читать «Жития святых». http://www.portal-slovo.ru/theology/37678.php
Иустин (Попович), прп. Святые мощи. http://blagodat-hram.prihod.ru/creaturecat/view/id/8566
Иустин (Попович), прп. Философские пропасти. С. 130.
Там же. С. 75 .
Амфилохий (Радович), митр. Святость – мера человеческого достоинства. С. 60.
Павел, Святейший Патриарх Сербский. Ангел Сербской Церкви. С. 314.
Иустин (Попович), прп. Проблема личности и познания по учению святого Макария Египетского. С. 235–237.
Николай Сербский, свт. Библейские темы. С. 89. Святитель говорит в другом месте о целом «духовном мире невидимых личностных существ», Николай (Велимирович), свт. Видение невидимого. http://www.portal-slovo.ru/theology/43686.php
Иустин (Попович), прп. Путь Богопознания. Гносеология преп. Исаака Сирина. С. 7.
«характер познания» зависит от «устроения личности», там же. С. 35.
Иустин (Попович), прп. Учение о Святом Духе в Церкви. С. 42.
Иустин (Попович), прп. Проблема личности и познания по учению святого Макария Египетского. С. 237.
Иустин (Попович), прп. Путь Богопознания. Гносеология преп. Исаака Сирина. С. 47.
Иустин (Попович), прп. Проблема личности и познания по учению святого Макария Египетского. С. 237.
Иустин (Попович), прп. Молитвенный дневник. С. 90.
Афанасий (Евтич), еп. Пролегомены к исихастской гносеологии. С. 101.
Иустин (Попович), прп. Толкование на 1-е соборное послание святого апостола Иоанна Богослова. С. 12–13.
Там же. С. 151.
Афанасий (Евтич), еп. Пролегомены к исихастской гносеологии. С. 91–92.
Башкиров В., прот. Сын Божий – Сын человеческий. С. 86.
Иустин (Попович), прп. Подвижнические и богословские главы. С. 99.
Иустин (Попович), прп. Путь Богопознания. Гносеология преп. Исаака Сирина. С. 46.
Иустин (Попович), прп. Путь Богопознания. Гносеология преп. Исаака Сирина. С. 49.
Николай Сербский, свт. Библейские темы. С. 206.
Там же. С. 208.
Иустин (Попович), прп. Православная Церковь и экуменизм. С. 83–84.
Николай Сербский (Велимирович), свт. Сквозь тюремное окно. С. 316–317.
Иустин (Попович), прп. Подвижнические и богословские главы. С. 147.
Иустин (Попович), прп. Учение о Святом Духе в Церкви. С. 41–42; Амфилохий (Радович), митр. Воспитательный характер первой заповеди. С. 148.
Иустин (Попович), прп. Достоевский о Европе и славянстве. С. 32, 59.
Амфилохий (Радович), митр. Значение Православия для современной молодежи. С. 309.
Иустин (Попович), прп. Подвижнические и богословские главы. С. 131.
Афанасий (Евтич), еп. Пролегомены к исихастской гносеологии. С. 91–92.
Николай Сербский, свт. Царев завет. С. 101–102.
Там же. С. 72–73.
Амфилохий (Радович), митр. Грехопадение как потеря образа. С. 150–151.
Николай Сербский, свт. Миссионерские письма. С. 230.
Николай Сербский (Велимирович), свт. Мысли о добре и зле. С. 575.
Иустин (Попович), прп. Догматика Православной Церкви. Эсхатология. С. 49.
Там же. С. 111.
Николай Сербский, свт. Кассиана. Статьи. Проповеди. С. 90–91.
Афанасий (Евтич), еп. О человечности и бесчеловечности. http://www.pravoslavie.ru/jurnal/719.htm
Иустин (Попович), прп. Достоевский о Европе и славянстве. С. 127.
Иустин (Попович), прп. Философские пропасти. С. 263.
Иустин (Попович), прп. Достоевский о Европе и славянстве. С. 24.
Николай Сербский, свт. Молитвы на озере. С. 118.
Иустин (Попович), прп. Православная Церковь и экуменизм. С. 134–135.
Амфилохий (Радович), митр. Воспитательный характер первой заповеди. С. 143–144.
Афанасий (Евтич), еп. Пролегомены к исихастской гносеологии. С. 117.
Иустин (Попович), прп. Путь Богопознания. Гносеология преп. Исаака Сирина. С. 282.
Иустин (Попович), прп. Церковь – благодатная общность. С. 248–249.
Амфилохий (Радович), митр. Антропологическая основа воспитания и образования. С. 132.
Иустин (Попович), прп. Из писем. С. 186–187.
Иустин (Попович), прп. Философские пропасти. С. 49.
Иустин (Попович), прп. Подвижнические и гносеологические главы. http://lib.cerkov.ru/authors/106
Иустин (Попович), прп. Достоевский о Европе и славянстве. С. 40.
Иустин (Попович), прп. Путь Богопознания. Гносеология преп. Исаака Сирина. С. 13.
Иустин (Попович), прп. Философские пропасти. С. 147.
Афанасий (Евтич), еп. Пролегомены к исихастской гносеологии. С. 91.
Иустин (Попович), прп. Достоевский о Европе и славянстве. С. 132.
Popovich J. Introduction to the Lives of the Saints. http://www.sv-luka.org/library/stjustin_intro.htm
Иустин (Попович), прп. Путь Богопознания. Гносеология преп. Исаака Сирина. С. 13.
Амфилохий (Радович), митр. Троичный синергизм как основа воспитания. С. 141.
Афанасий (Евтич), еп. Духовная жизнь сербов. http://www.voskres.ru/bogoslovie/afanasij.htm
Афанасий (Евтич), еп. Покаяние, исповедь и пост. http://www.pravoslavie.ru/put/45156.htm
Иустин (Попович), прп. Философские пропасти. С. 24; См. также: Амфилохий (Радович), митр. Миссия Церкви и ее методика в исторической перспективе. С. 16.
Иустин (Попович), прп. Из статей. С. 256; Амфилохий (Радович), митр. Святость – мера человеческого достоинства. С. 62.
Иустин (Попович), прп. Философские пропасти. С. 203.
Об обезличивании личности см. также: Иустин (Попович), прп. Достоевский о Европе и славянстве. С. 112.
Иустин (Попович), прп. Проблема личности и познания по учению святого Макария Египетского. С. 252.
Там же.
Амфилохий (Радович), митр. Грехопадение как потеря образа. С. 163–164.
Иустин (Попович), прп. Внутренняя миссия нашей Церкви. Осуществление Православия. С. 213.
Амфилохий (Радович), митр. Троичный синергизм как основа воспитания. С. 139.
Афанасий (Евтич), иером. Экклезиология апостола Павла. С. 209.
Амфилохий (Радович), митр. Литургия и подвижничество. С. 76–77.
Иустин (Попович), прп. Верховная ценность и верховное всемерило. С. 448.
Иустин (Попович), прп. Учение о Святом Духе в Церкви. С. 101–102.
Там же.
Иустин (Попович), прп. Подвижнические и гносеологические главы. http://lib.cerkov.ru/authors/106
Афанасий (Евтич), еп. Пролегомены к исихастской гносеологии. С. 118.
Варнава (Дамьянович), архидиак. Жизнь и творения свт. Николая епископа Охридского и Жичского. С. 140.
«κοινωνία τῆς θεώσεως», Γρηγοριου του Παλαμα.Λόγοι ἀποδεικτικοὶ Β’. Τ. Α’. Σ. 149.
Афанасий (Евтич), иером. Экклезиология апостола Павла. С. 208–209.
Там же. С. 207, 215.
Иустин (Попович), прп. Подвижнические и богословские главы. С. 105–106.
Афанасий (Евтич), еп. О Церкви и вечности. С. 36.
Иустин (Попович), прп. Проблема личности и познания по учению святого Макария Египетского. С. 293.
Лосский. В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. С. 146.
Афанасий (Евтич), иером. Экклезиология апостола Павла. С. 376.
Иустин (Попович), прп. Подвижнические и богословские главы. С. 132.
Иустин (Попович), прп. Проблема личности и познания по учению святого Макария Египетского. http://www.portal-slovo.ru/theology/37584.php?PRINT=Y
«φυσικὸν καὶ πηκτὸν», Макарий Египетский, прп. Homiliae. PG 34. 528 D, 696 C.
Иустин (Попович), прп. Проблема личности и познания по учению святого Макария Египетского. С. 284.
Иустин (Попович), прп. Догматика Православной Церкви. Сотериология. С. 267, 295.
Иустин (Попович), прп. Рождественские и пасхальные поздравления. С. 210.
Иустин (Попович), прп. Православная Церковь и экуменизм. С. 36–37.
Иустин (Попович), прп. Учение о Святом Духе в Церкви. С. 101–102.
«σύσσωμα καὶ συμμέτοχα», Еф 3. 6; Иоанн Златоуст, свт. Homiliae ΧΧIV. PG 62. 45, «σύσσωμοι τοῦ Χριστοῦ», Григорий Нисский, свт. Adversus Apollinarem. PG 45. 1184 С, «σύσσωμα τῷ Σωτῆρι», Николай Кавасила, св. De Vita in Christo. PG 150. 621 A, «σύσσωμοι αὐτῷ», там же, PG 150. 501 С.
Афанасий (Евтич), иером. Экклезиология апостола Павла. С. 33.
То есть природно и ипостасно одновременно.
Амфилохий (Радович), митр. Антропологическая основа воспитания и образования. С. 133.
Иустин (Попович), прп. Проблема личности и познания по учению святого Макария Египетского. С. 244.
Афанасий (Евтич), еп. Православная вера и жизнь. Догма и этика в православии. http://www.bogoslov.ru/text/1243083.html
Иустин (Попович), прп. Философские пропасти. С. 217.
Там же. С. 72–73.
Иустин (Попович), прп. Толкование на 1-е послание к фессалоникийцам святого апостола Павла. С. 107–108.
Николай Сербский, свт. Вера святых. С. 17.
Павел, святеший патриарх Сербский. Ангел Сербской Церкви. С. 314.
Иустин (Попович), прп. Философские пропасти. С. 109.
Мракич А. Преподобный Иустин Попович и его критика гуманистической антропологии. http://www.bogoslov.ru/text/1247691.html
Иустин (Попович), прп. Проблема личности и познания по учению святого Макария Египетского. С. 266.
Барсов Н. Очерки из истории христианской проповеди. Представители нравственно-аскетического типа проповеди на Востоке в IV веке. С. 735–736.
Николай Сербский, свт. Кассиана. Статьи. Проповеди. С. 61.
Там же. С. 83–84.
Иустин (Попович), прп. Достоевский о Европе и славянстве. С. 159.
Николай Сербский, свт. Кассиана. Статьи. Проповеди. С. 90–91.
Афанасий (Евтич), еп. Пролегомены к исихастской гносеологии. С. 96.
«σύνδεσμος τῆς τελειότητος», Макарий Египетский, прп. Homiliae. PG 34. 685 А.
Иустин (Попович), прп. Проблема личности и познания по учению святого Макария Египетского. С. 276–277.
Например: О Суде Божием свт. Василий говорит, что «Писание представляет сие олицетворенно», Василий Великий, свт. Творения. С. 651, «Ταῦτα δὲ προσωποποιεῖ ἡ Γραφὴ», Commentarius in Isaiam prophetam. PG 30. 201 A. А толкуя слова Соломона, он же говорит, что «сие говорит Соломон от имени олицетворенной им премудрости», там же. С. 973, «προσωποποιῆσας ἡμῖν τὴν σοφίαν», Homiliae et sermones. PG 31. 392 A и др.
Bennet B. The Person Speaking: Prosopopoeia as an Exegetical Device in Didymus the Blind’s Interpretation of Romans 7. P. 177. Сюда же можно отнести слова Христа: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф 7. 12), т. е. умейте поставить себя на место другого, условно принять на себя «лицо» другого.
«τὸ ἡμέτερον ἀναδεχόμενος πρόσωπον, καὶ μεθ’ ἡμῶν τασσόμενος», Иоанн Дамаскин, прп. Expositio Fidei orthodoxae. PG 94. 1093 B.
Иустин (Попович), прп. Догматика Православной Церкви. Сотериология. С. 145.
Staniloae D. Theology and the Church. P. 88.
Иустин (Попович), прп. Толкование на 1-е соборное послание святого апостола Иоанна Богослова. С. 125–126.
Иустин (Попович), прп. Философские пропасти. С. 261–263.
Иустин (Попович), прп. Тайна честного креста. С. 340.